СВОБОДНАЯ КАССА: ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА БЕЗ ДЕФИЦИТА


За 26 лет ведущая отрасль страны прошла несколько этапов развития и эволюционировала от стихийных рынков до крупного ритейла.


29 января 1992 года указом президента Бориса Ельцина всем без исключения россиянам официально разрешили заниматься торговлей. Мера была вынужденная – в начале 90-х предприятия закрывались, зарплаты не выплачивались, многим попросту не хватало денег на продукты питания. По всей стране стали возникать стихийные рынки и более организованные толкучки. У людей появились дополнительный заработок и возможность приобретать дефицитные товары. О периодах развития свободной торговли в России – в совместном проекте ТАСС и X5 Retail Group.

Пустые полки, дефицит товаров

Указ президента Бориса Ельцина «О свободе торговли» от 29 января 1992 г. пришелся на период тотального дефицита, когда даже при наличии денег покупка элементарных товаров первой необходимости превращалась в проблему. Длинные очереди и пустые полки магазинов – атрибуты того времени.

Очередь за товарами первой необходимости – обычное явление для начала 1990-х гг.

Универсам с пустыми полками на Чертановской улице в Москве: даже столицу дефицит не обошел стороной

Продавец челябинского магазина выслушивает претензии: мыло закончилось, а покупатели остались

Чтобы купить молоко, нужно было отстоять многочасовую очередь. Его хватало не всем

Купить конфет под Новый год было большой удачей

Остатки сладки. В магазине Белгорода осталось еще полведра макарон

В магазин на Новом Арбате завезли импортный шоколад

Куда сходить в выходные? На дефицитные товары государство выдавало купоны, которые ценились выше денег

Погоня за дефицитом: покупатели на финишной прямой

Свободная торговля

Миллионы людей получили возможность торговать без риска сесть в тюрьму. Стихийные рынки возникали в оживленных местах: в подземных переходах, на площадях, остановках общественного транспорта, перед стадионами – везде, где был покупатель. Торговали самыми разными товарами – от жевательной резинки до одежды и обуви. Со временем начали открываться более организованные толкучки и ярмарки, такие как Черкизовский рынок и Лужники.

Торговля еще вчера дефицитным сахаром на Большой Покровке в Москве 

Торговля с рук позволяла свободно продать как фабричные товары, так и вещи, сделанные своими руками

Возможность купить нужный товар была стократ важнее сервиса. Барахолка в Краснодаре

Российские «челноки» и частные предприниматели из Юго-Восточной Азии быстро восполнили дефицит недорогой одежды и обуви. На фото: популярный вещевой рынок у спорткомплекса «Олимпийский» в Москве

Продуктовый рынок в Оренбургской области, 1995 г. Первые признаки изобилия

Получив возможность наполнить холодильники, покупатели стали присматриваться к растущему ассортименту непродовольственных товаров. Вещевой рынок на территории учебно-спортивного центра «Труд», Москва

Старейший в России универсальный Черкизовский рынок в Москве (1992-2009 гг.) занимал более 200 га и мог вместить два заповедника «Царицыно»

Возможность купить все в одном месте сделала московские Лужники одной из самых популярных ярмарок в стране

Вещевой рынок в Лужниках продолжал радовать москвичей своим ассортиментом до середины 2011 г.

Рождение ритейла

В середине 90-х появились первые магазины самообслуживания с большим выбором товаров повседневного спроса. В 1995 г., в частности, в Москве открылся первый супермаркет сети «Перекресток», которая сейчас насчитывает более 600 магазинов. В этот же период в столице открываются торговые центры «Охотный ряд» и «Наутилус». Середина 2000-х гг. ознаменовалось появлением крупных торгово-развлекательных комплексов – нового формата торговли. В наше время площадь ТРЦ может достигать 400 тыс. кв. м. 

Тысячи наименований товаров вызывали у покупателей изумление. Первый сетевой супермаркет «Перекресток» в московском Митине, 1995 г.

Открытие крупного торгового центра становилось событием городского масштаба даже в Москве. Старт работы ТЦ «Охотный ряд» был приурочен к 850-летию Москвы в 1997 г.

Вслед за супермаркетами, которые были нацелены на средний класс, в стране начали развиваться дискаунтеры. Первая «Пятерочка» открылась в Санкт-Петербурге в 1999 г. На фото: открытие 300-го магазина торговой сети

Со второй половины 2000-х гг. торговые комплексы стали местом не только для шопинга, но и для досуга

Место хаотичных рынков постепенно заняли современные гипермаркеты. На фото: «Карусель» в Санкт-Петербурге

Растущая конкуренция в ритейле потребовала от сетей постоянного повышения качества обслуживания, работы с ассортиментом и ценами

Сегодня сетевые универсамы у дома стали самым популярным местом ежедневных покупок  

Современные розничные сети – это высокотехнологичные компании с мощной логистической инфраструктурой, которая объединяет сотни распределительных центров

Жители мегаполисов сегодня сталкиваются лишь с одним видом дефицита – им не хватает времени на покупки. Выручает доставка на дом

Источники фото: фотобанк tassphoto.ru, фотоархив X5 Retail Group