v

НАХОДКИ ОТ ПАЛЕОЛИТА
ДО БРОНЗОВОГО ВЕКА

РЕДКИЕ ЭКСПОНАТЫ В СОБРАНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Государственный исторический музей уже 150 лет знакомит жителей и гостей России с уникальными археологическими находками. Собрание коллекций по полноте, разнообразию и качественному составу — крупнейшее в стране. В День археолога ТАСС и сотрудники музея рассказывают о самых ценных экспонатах.


ЖЕНСКАЯ СТАТУЭТКА (20–22 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД)


Эта статуэтка, сделанная из бивня мамонта, была найдена во время раскопок под руководством заслуженного деятеля науки РСФСР Михаила Герасимова в 1970 году. Археологи полагают, что она была создана 20–22 тыс. лет назад и принадлежит к периоду позднего палеолита. В то время подобные женские фигурки делались нечасто. Что касается детализации женских черт лица, это считалось нормой для территории Европы, но довольно редким явлением для такого региона, как Восточная Сибирь, где и был найден этот экспонат. Возможно, статуэтка служила символом плодородия или выполняла роль оберега, приносящего удачу.  


КРЕМНЕВАЯ ФИГУРКА МЕДВЕДЯ (НАЧАЛО III ТЫС. ДО Н.Э.)


Эта скульптура из кремня была найдена археологом Александром Марковым в селе Зимняя Золотица Архангельской области во время сбора подъемного материала с поверхности разрушенных памятников. Находка принадлежит периоду энеолита. Скульптуры из кремня — характерная особенность материальной культуры лесной зоны Русской равнины финала каменного века. Медведь в духовной культуре лесных охотников того времени, по-видимому, осмысливался как страшное, потустороннее существо, как некий символ смерти.

Судя по подчеркнуто вытянутой морде животного, данная скульптура изображает белого медведя. Кремневые скульптуры этого зверя очень редко встречаются по сравнению с изображениями из кремня других животных: птиц, лося, бобра, кабана.

Подобные скульптуры, выполненные из кремня, впервые появились около 3 300 лет до н.э. и были особенно распространены на территории от Белого моря до лесостепных областей и от Ленинградской области до Татарстана. Скорее всего, эти изделия использовались в качестве амулетов, которые нашивались на одежду.


ПТИЦЕВИДНАЯ БЛЯХА (I ТЫС. ДО Н.Э. — I ТЫС. Н.Э.)


Нагрудное украшение в виде летящего барана имеет довольно широкое распространение в иранской (божество Фарн) и греческой мифологии (миф о золотом руне) и обычно связывается с культами солнца и плодородия, а также символикой царской власти. По мнению ученых, находка происходит из ограбленных погребений могильника Фаскау в Северной Осетии и датируется серединой II тыс. до н.э.


БРОНЗОВЫЙ СВЕТИЛЬНИК (II–I ВВ. ДО Н.Э.)


Комплекс, в котором найден бронзовый светильник, относится к так называемым кладам — мемориальным поминально-жертвенным памятникам, которые содержали четко фиксированный набор снаряжения воина. В данном случае в состав клада помимо светильника входили металлические детали конского убора: серебряные налобник, фалары, бляхи, ворворки, железные удила и псалии.

Подобно керосиновым лампам XIX–XX веков, изготовленный примерно во II–I веке до н.э. светильник заправлялся маслом и снабжался фитилем. У экспоната также есть аналоги среди находок эллинистического времени. 


ЦЕРЕМОНИАЛЬНОЕ БЛЮДО (V–VII ВВ.)


Археологи нашли это серебряное блюдо в деревне Бартым Кунгурского района Молотовской области (сейчас — Пермская). Его происхождение исследователи связывают со Средней Азией. Композиция, воспроизведенная на блюде, — ритуальная сцена, связанная с широко распространенным в Средней Азии того времени культом предков. Изображение иллюстрирует проводившийся дважды в году (весной и осенью) ритуал поклонения останкам правителей.

На внутренней стороне плоского дна стоят два льва, над их фигурами возвышается "ларец", или оссуарий (вместилище останков правителя), на крышке которого — полумесяц с шаром и лентами. Предметы с подобной символикой (полумесяц и шар) встречаются в культуре Сасанидов второй трети V — второй трети VII века н.э. Схожие изображения можно встретить на венцах росписей раннесредневекового Согда, их также связывают с эмблемой хорезмийской династии Афригидов (305–995).


КУБОК (III–IV ВВ.)


Серебряный кубок вместил на себе полуобнаженных танцовщиц, сатиров и эротов, играющих на флейтах, деревья, ветви которых оканчиваются крупными шишками пиний. Все эти детали отсылают нас к культу древнегреческого бога Диониса. Его культ распространился на Востоке начиная с эпохи эллинизма (после походов Александра Македонского).

Кубок датируется примерно III–IV веками н.э. Предположительно, местом его изготовления были Сасанидский Иран или области Средней Азии, испытавшие влияние эллинистической культуры.

Подобные предметы поступали в районы Приуралья, Прикамья и в Пермский край в течение длительного времени: с позднеримской эпохи по раннее Средневековье. Так, этот кубок мог быть подарком византийского двора за службу в противостоянии с Ираном.


ПОДВЕСКА ЭРОТА (I–II ВВ.)


В 1983 году во время раскопок археолога Ирины Гущиной в Крыму в погребении одного из могильников Бельбека была найдена бронзовая литая фигурка Эрота, в древности разрезанная поперек. Его левая рука не сохранилась. Эта фигурка была изготовлена на территории провинций Римской империи и считается уникальной для некрополей Юго-Западного Крыма.

На крыле Эрота просверлено отверстие, в которое небрежно продето проволочное кольцо с перевитыми концами. Ученые предполагают, что фигурка первоначально использовалась для украшения какого-то изделия (возможно, бронзового сосуда или ларца). Впоследствии это скульптурное изображение Эрота использовалось своим новым владельцем в качестве подвески. 


АМУЛЕТ-ЗМЕЕВИК (КОНЕЦ XII — НАЧАЛО XIII В.)


Змеевик "Семь отроков эфесских" принадлежал Марии Шварновне (умерла ок. 1206 года), дочери чешского князя, первой жене великого князя Владимиро-Суздальского Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо (1154–1212). На нем изображена женская голова с расходящимися от нее извивающимися шестью змеями. Считается, что змеевики с древних времен служили амулетами-оберегами. Многие исследователи видели в изображенных змеях голову Медузы Горгоны, которая со времен Античности несла охранительную функцию.

Помимо изображения Горгоны на предмете вырезаны молитвы на греческом языке. Это объясняется тем, что змеевики пришли на Русь из Византии. 


ПОЯСНАЯ ЧАША (XIII–XIV ВВ.)


Спустя год после признания Чингисхана верховным правителем Монголии (1206) на народы Южной Сибири обрушилось огромное войско во главе с его старшим сыном — ханом Джучи. На всей территории появляются однотипные категории вещей, характерные для степного пояса Евразии. Среди таких предметов — поясные чаши. Подобные сосуды наравне с серебряными и золотыми поясами, украшениями конской сбруи свидетельствовали о высоком статусе их хозяина.

В 1895 году в ГИМ поступила поясная чаша из клада, случайно обнаруженного в Тобольской губернии. 29 июня 1893 года крестьянка деревни Тереховой Акулина Полынская при пастьбе коров случайно нашла чаши, монеты и слитки. О своей находке она сразу же сообщила, за что Императорская археологическая комиссия (ИАК) перечислила крестьянке 100 рублей. ИАК передала серебряные чаши в Императорский Эрмитаж и Российский исторический музей.


СОСУД В ВИДЕ БАРАНА (II В.)


Этот керамический кувшин был найден в станице Тифлисской (сейчас — Тбилисская) Краснодарского края во время раскопок, которые в 1902 году проводил археолог Николай Веселовский. Весь сосуд, за исключением дна, покрыт красным лаком, который при обжиге приобрел пятнистость с переходами от коричнево-черного и оранжево-красного к бурому цвету. По подсчетам археологов, его смастерили во II веке н.э., вероятнее всего, на полуострове Малая Азия.


КЕРАМИЧЕСКАЯ ИКОНА "СВЯТОЙ МИХАИЛ" (X–XI ВВ.)


Фрагмент керамической иконы четырехугольной формы с изображением архангела Михаила на коне поступил в собрание ГИМ из Румянцевского музея. Ранее икона находилась в собрании известного коллекционера Петра Севастьянова. Ему ее подарил афонский инок Пантелеймон Сапожников.

По Священному Писанию, Бог сотворил огромное количество ангелов и установил между ними иерархию. Во главе всех ангелов стоял Денница. Вскоре он возгордился своим высоким положением, перестал выполнять Божьи повеления и всех остальных ангелов, подчиненных ему, стал подстрекать к бунту против Бога. Тогда с ним вступил в сражение сохранивший верность Богу Михаил и низверг Денницу. С тех пор архангел Михаил — один из тех, кто возглавляет святое ангельское воинство.

Святой архангел Михаил считается одним из самых почитаемых в христианстве. Православные называют его Архистратигом, что означает "глава святого воинства Ангелов и Архангелов". В иконописи он часто изображается с копьем в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного архангелу Богом) — в другой. Архангел Михаил также может быть изображен как Архистратиг Сил Небесных, облаченный в воинские доспехи либо скачущий на коне.


"МАСКА СКОМОРОХА" (X–XV ВВ.)


Эта маска была найдена в Новгороде во время раскопок, в которых участвовал Институт археологии Российской академии наук с 1951 по 1966 год. Она изображает смеющееся человеческое лицо — изначально кожаные маски считались реквизитом скоморохов. Подобные аксессуары могли использоваться, например, во время святочной недели и на масленичных гуляньях.

Кожаные антропоморфные маски — достаточно редкая находка. В настоящее время известно всего 17 подобных масок, 13 из них найдены при раскопках Новгорода. 


ЗОЛОТОЕ ВИСОЧНОЕ КОЛЬЦО (II ТЫС. ДО Н.Э.)


Это височное кольцо было обнаружено в 1964 году во время раскопок археологической экспедиции ГИМ под руководством Татьяны Поповой. Его нашли во Владимирской области в Борисоглебском курганном могильнике.

Украшения из золота считались редкими для доисторического периода лесной зоны европейской части России. Так что это выполненное из золотой пластины кольцо можно считать уникальным экспонатом. Скорее всего, это головное украшение было сделано во II тысячелетии до н.э. и принадлежало представителю племенной элиты.


ФИГУРА БРОНЗОВОГО ВСАДНИКА (VII–IX ВВ.)


Эта бронзовая статуэтка была передана в ГИМ в 1881 году Московским археологическим обществом. Она представляет собой схематично выполненную фигуру всадника, сидящего в жестком седле верхом на лошади. У него обломана левая рука, у всадника и у лошади черты лица намеренно не проработаны, а их тела непропорциональны.

В начале XX века в специальной литературе такие фигурки с физическими несовершенствами получили название "уродцы". Считается, что эта категория предметов была характерна для всех тюркских народов, обитающих в степях Юго-Восточной Европы в VIII–X веках. Тюрки верили, что бронза обладает защитной и репродуктивной функцией. Поэтому, вероятнее всего, эти фигурки использовались в ритуальной практике.


МАНГАЗЕЙСКИЕ ШАХМАТЫ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII В.)


Мангазейский морской ход оставался самым знаменитым среди профессиональных моряков-промышленников из Архангельска, Мезени и Пустозерска до середины XVII века. Проложенный русскими поморами еще в конце XV века, он вел из Белого моря через Тазовскую губу Карского моря в богатую пушниной землю — Мангазею. Она на протяжении нескольких десятков лет являлась крупным центром пушной торговли и единственным портом в Сибирском Заполярье, который связывал сибирские города с Северным Ледовитым океаном.

Масштабные археологические исследования 1968–1973 годов под руководством Михаила Белова дали представление об обширных торговых связях Мангазеи, занятиях и быте местного населения. Так, было немало находок, связанных с развлечениями мангазейских жителей. Среди них — одна из самых больших археологических коллекций шахмат (261 шт.) и шахматных досок (8 шт.). Для обитателей города игра в шахматы была одним из излюбленных способов проведения досуга. 


Над материалом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

В проекте были использованы фотографии из собрания Государственного исторического музея