f v t

КРАСАВИЦЫ, МАСЛЕНИЦА, РЕВОЛЮЦИЯ

НАРОДНОЕ БЫТИЕ ГЛАЗАМИ БОРИСА КУСТОДИЕВА

140 лет назад, 7 марта 1878 года, родился Борис Кустодиев. Художник, творчество которого наполнено ощущением нескончаемого праздника. Масленица, шумная ярмарка, томные купчихи за чаепитием и сказочная русская природа — кажется, что в своих картинах художник вновь и вновь рассказывает о радости бытия. Но за веселыми, жизнерадостными образами скрывается трагическая история их автора.

Жизнь Кустодиева была недолгой — он умер после мучительной болезни в возрасте 49 лет. Из них последние 12 лет он провел в инвалидном кресле из-за полного паралича ног. Однако, как пишет Игорь Грабарь, "болезнь не только не сокрушила его энергии, не только не подкосила его сил, а, напротив того, казалось, удвоила их".

Самые известные произведения художника относятся к послеоперационному периоду, когда он уже лишился возможности свободно двигаться. В этих работах зритель не заметит даже тени печали. Его творчество характеризуют яркость красок, изображение народных увеселений и явное любование своими типажами.

Красавицы

Самый узнаваемый кустодиевский образ — изображение "русской красавицы". Свой идеал красоты художник нашел в родной среде купечества, к которой принадлежало большинство его родственников. Свои детские впечатления о прекрасном он сохранил на протяжении всей жизни и воплотил в серии женских портретов. Его купчихи — это светлые, радостные женщины с пышным станом и округлым румяным лицом. Они всегда безмятежны и бездейственны.

Для картины "Красавица" 1915 года художнику позировала актриса Московского художественного театра В.Ф. Шевченко, исполнявшая на момент написания картины роль Настасьи Фурначевой (по пьесе М.Е. Салтыкова-Щедрина "Смерть Пазухина") — ленивой и вечно скучающей дочери купца-старообрядца.

Безмятежная красавица помещена художником в характерный для купеческой среды интерьер: постель на сундуке с расписными железными пластинами, воздушное атласное одеяло и подушки с кружевными наволочками. Ее образ — воплощение народного представления о красоте: тело — "кровь с молоком", щечки — "яблочки наливные", "губки-вишенки". Красочная материя лубочного интерьера и женская плоть представлены художником равноценно, образуя слитность бытовой картины. По воспоминаниям сына художника Кирилла Кустодиева, "в этой картине он наконец-то нашел свой стиль, так долго ему не дававшийся".

Найденный женский идеал художник использовал неоднократно. Картина "Девушка на Волге" 1919 года — диалог с европейскими идеалами женской красоты. Подобный прототип изображения женского образа на лоне природы можно найти в работе "Венера" итальянского художника эпохи Ренессанса Джорджоне.

В этой картине Кустодиева, как и в "Купчихе", изображена женщина, исполненная покоя и чувства победоносной величавости. Томная нега красавицы рифмуется с неспешным ритмом пейзажа на втором плане, где художник изобразил широкие берега Волги, белоснежные церковки с зеленой кровлей и молодую пару, распевающую песни под аккомпанирование гармони.

Пожалуй, самой известной красавицей Кустодиева стала его "Купчиха за чаем" 1918 года. Прекрасное пышное тело купчихи поэтизируется предзакатным пейзажем с легкими розовыми облаками, а разнообразие снеди на столе с гигантским арбузом венчают это торжественное чаепитие. Кажется, что ничто не может разрушить величавое спокойствие героини картины, рядом с которой художник поместил ласкающегося кота. Однако при детальном рассмотрении можно увидеть кавалера, явно составляющего зримую цель чувственных мечтаний героини. Он изображен вместе с прекрасной белой лошадью, которую пытается обуздать. А позади него виднеется пожилая купеческая пара. Они, так же как и купчиха, разогрели самовар, чтобы выпить чаю после сладкого полуденного сна. И в этом гротескном повторении ситуации угадывается ироничная характеристика автора мира интересов своей красавицы.

Масленица

Еще один излюбленный сюжет Кустодиева — русская Масленица.

"Масленица" 1916 года — радостное и феерическое зрелище. Лошади с бубенцами, карусель, балаганы и веселое бурление толпы изображены художником на фоне фантастического зимнего пейзажа. Художник словно вводит зрителя в мир сказки, где все действо развивается в предзакатный час и небо окрашивается всеми цветами радуги. Деревья покрыты инеем, а вдали вырастает небольшой город со множеством церквей и домов. Узорная красочность придает картине простонародную лубочность. А композиция картины, ее организация открытого пространства напоминают знаменитое произведение "Охотники на снегу" нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего, чье творчество особенно ценил Кустодиев.

В 1919 году художник пишет новую "Масленицу". В отличие от картины 1916 года пространство здесь ограничено, словно кулисами, изображением двух зданий, и зритель словно выглядывает из-за них и рассматривает оттуда все происходящее в глубине картины. 

Все произведение кажется переполненным многочисленными деталями: со всех сторон пестрят афиши, вихрем несется по дороге тройка лошадей, а позади них открывается уже столь типичный кустодиевский зимний пейзаж — пушистые от снега деревья и черные купола монастыря с колокольней. В этом мельтешении можно не заметить, как Кустодиев с присущим ему озорством помещает свою подпись над витриной магазина, где продают сыры и икру. 

Спустя еще два года, в 1921 году, художник изобразил Федора Шаляпина на фоне того же самого масленичного гулянья. Огромная фигура в меховой шапке и шубе нараспашку словно парит над шумным народным празднеством. Торжественная монументальность образа артиста, вышедшего из провинциальной России и теперь словно возвышающегося над ней, сочетается с праздничным характером веселого гулянья. Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца. Праздничный фон представлен очень пестро и ярко: на открытом балконе виднеются народные актеры, и среди них особенно выделяется фигура черта, а ближе к переднему плану прогуливаются две дочери Шаляпина и его секретарь — певец И. Дворщин. Но главное действие еще лишь намечается — за фигурой артиста можно разглядеть афиши о его грядущих гастролях.

Этот портрет буквально вырос из театра: первая встреча Кустодиева и Шаляпина произошла еще в 1919 году во время создания художником эскизов для оперы А.Н. Серова "Вражья сила". Шаляпин тогда исполнял партию Еремки. Как описывает сын художника, после премьеры "домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет". Сразу после окончания работы Шаляпин выкупил свой портрет со всеми предшествующими ему эскизами. Так сильно он был дорог артисту.

Революция

Еще одной сюжетной линией в творчестве Кустодиева стало изображение революционного Петрограда. Картины, которые он посвятил этой теме, так же как и ранние работы о быте купечества, проникнуты особым оптимизмом. Революцию художник принял радостно и с открытым сердцем. В письме своему другу Василию Лужскому он сообщал: "Как будто все во сне и так же как во сне, или, лучше, в старинной "феерии", все провалилось куда-то старое, вчерашнее, на что боялись смотреть, оказалось не только страшным, а просто испарилось яко дым!"

Первым художественным откликом на события стала картина "27 февраля 1917 года", написанная в том же 1917 году. Изображенную сцену в день утверждения Временного комитета Государственной Думы мастер увидел из окна собственной мастерской на Введенской улице в Петрограде. Все действие развертывается вокруг машины: на ней солдаты с красным знаменем окружены толпой радостно встречающего их народа. Охваченные революционным энтузиазмом люди показаны художником на сверкающем под лучами утреннего солнца снегу. Восстание Кустодиевым воспринимается как настоящий народный праздник. Здесь чувствуется то настроение, о котором он рассказывал в письме Лужскому.

Немного иной по своему значению является картина "Большевик" 1920 года. По сути из привычной жанровой картины художник создает политический плакат: исполин большевик проходит триумфатором по заполненной людьми улице. В его руках развевается красный флаг, который буквально покрывает весь город.

В этой работе художник пытается дать объективную оценку революции. Поэтому фигуру большевика можно рассматривать и как олицетворение мощи победившего народа, и как воплощение грубой силы, сметающей все на своем пути. Есть еще одна важная деталь — дальнейший путь большевика преграждает церковь, именно на нее герой картины направляет свой неистовый взгляд, словно пытается устранить это препятствие на своем пути. Как пишет современник и биограф Кустодиева Всеволод Воинов, первоначально за барабаном храма прятались фигурки священника и дьячка, но затем художник решил избавиться от них, о чем впоследствии сильно сожалел: тогда бы "его картина была совсем пророческой".

В советское время мастер смог сохранить свою духовную независимость, затворяясь от реальных событий в мире прекрасного. Но широкая известность художника повлекла неизбежные политические заказы. Благодаря высокой оценке его творчества А. Луначарским Кустодиев был причислен к живым классикам. Выполняя заказ на написание "Ночного праздника на Неве" 1923 года, художник исполняет сюжет с истинно классическим размахом.

Нескончаемым потоком идут люди, гремят оркестры, трепещут на ветру транспаранты и красные знамена, в небе взрывается праздничный салют. Кустодиев создает образ охваченного ликованием народа, победившего старый мир. Но от удивительной цельности прежних кустодиевских праздников не остается больше ни следа: живописная сказка уступила место фотографической реальности. Правда, подобных примеров в его творчестве больше не встретить, в последующие годы жизни художник вновь и вновь обращается к тем образам милой старины, с которых и начинался отсчет его творческой деятельности. Его ярмарки, Масленицы и купчихи с новой силой воссияли так, что оставшуюся часть жизни оставалось лишь регулировать это волшебное сияние новыми повторениями и вариациями.

ТАСС выражает благодарность Государственной Третьяковской галерее, Музею-квартире И.И. Бродского, Музею современной истории России, Санкт-Петербургскому государственному музею театрального и музыкального искусства и Кыргызскому Национальному музею изобразительных искусств имени Гапара Айтиева за предоставление репродукций картин

Над материалом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}