v

ТЕОРЕТИК ЧЕРНОГО КВАДРАТА


эволюция и искания казимира малевича

140 лет назад, 23 февраля 1879 года (по новому стилю), родился Казимир Малевич — пожалуй, самый популярный художник русского авангарда. Его творчество охватывает все ключевые стадии развития искусства первой половины ХХ века: от неопримитивизма, футуризма и кубизма к беспредметному искусству, а затем снова к классическому изображению. Но главная особенность Малевича как художника — это его исследование собственных произведений с отстраненных позиций теоретика, которое в конечном счете толкало его к постоянному обновлению.

На примере пяти картин ТАСС разбирается, как проходило художественное развитие Малевича и как ему удалось изменить эстетическое сознание следующих поколений.

Движения на холсте

На протяжении всего творческого пути художника интересовала проблема динамики — как сделать так, чтобы изображение буквально двигалось на холсте. И первыми экспериментами, в которых он попытался разрешить эту проблему, стали его кубофутуристические работы.

Явление кубофутуризма получило распространение большей частью в России. По мнению искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, он возник при сближении поэтов футуристов и живописцев-кубистов. Однако сам термин "кубофутуризм" придумал именно Малевич, который решил таким образом обозначить новизну своих работ в каталоге к выставке "Союза молодежи" 1913 года.

Как следует из самого словосочетания, в кубофутуристических произведениях совмещаются принципы кубизма (разложение формы на плоскости) и футуризма (создание динамического ощущения). Зачастую это были алогичные сочетания легко узнаваемых предметов или их отдельных частей с геометрическими формами. Создавая необычные комбинации, художники так организовывали пространство картины, чтобы оно напоминало двигающийся механизм.

Программное произведение кубофутуристического периода Малевича — "Точильщик" 1913 года. В центре картины изображено колесо точильной машины, от него художник начинает вращающее движение. Вся картинка словно под действием центробежной силы начинает дробиться, создается эффект "мелькания". Зритель постепенно начинает физически ощущать движение натачиваемого ножа, предельного напряжения точильщика и ритм педали, на которую он наступает ногой с определенным промежутком во времени.

За горизонтом разума

Следующий этап — его картины из серии "Алогизм форм", которые он впервые представил на первой футуристической выставке "Трамвай В" в 1915 году. 

В этих полотнах были сделаны вставки из отдельных слов или вовсе букв, активно использовалась техника коллажа в сочетании с геометрическими плоскостями, и все это накладывалось на изображение вполне реальных предметов. В каталоге к выставке некоторые работы обозначались фразой "Содержание картин автору неизвестно". То есть это не просто попытка вырваться за пределы кубизма, за границы футуризма, но стремление перешагнуть через горизонт разума.

Так, в картине "Англичанин в Москве" 1914 года изображен портрет мужчины в цилиндре, поверх которого буквально набросаны различные предметы. Красная ложка в верхней части картины — это намек на недавнюю выходку, своеобразный перформанс, когда Малевич с деревянной ложкой в петлице пиджака решил прогуляться по Кузнецкому мосту.

Этот на первый взгляд незначительный объект был выбран художником не случайно — Малевич считал ложку главным атрибутом простого крестьянского быта. Сабля и красная стрелка вниз — это уже намек на военные действия. Шла Первая мировая война и появление в картине острых предметов (сабли, ножниц, штыков) подчеркивает напряженную атмосферу в обществе того времени. Здесь есть еще один достаточно агрессивный элемент — это изображение пилы, чьи зубцы схожи по ритму с рыбьим плавником. Образ "пилы" — один из узнаваемых элементов иконографии Малевича, который встречается во многих работах кубофутуристического периода.

А поверх изобразительного ряда легко читаются два слова — "частичное затмение", которые, видимо, возвещают о скором наступлении "полного затмения" — новой эры в творчестве Малевича.

Формулы нового бытия

В конце 1915 года уже в рамках "Последней футуристической выставки 0,10" Малевич представил публике свой первый "Черный квадрат". Слово "последняя" указывало на окончание кубофутуристических поисков. Число "0,10" обозначало количество участников — десять художников (правда, в итоге их было 14, но название уже никто менять не стал) и их попытку выйти за пределы пространства "нуля", поэтому ноль — запятая-десять. К понятию "нуля" сводилось все предшествующее искусство.

"Считая кубофутуризм выполнившим свои задания — … я перехожу к супрематизму — новому живописному реализму, беспредметному творчеству", — писал Малевич.

Чем ближе художники подходили к абстракции, тем чаще описывали ее словом "реализм". Ведь идея супрематического искусства заключалась не в том, чтобы показать голую геометрическую форму, но представить абсолютно жизненные формулы нового бытия. Сам термин "супрематизм" восходит к латинскому supremus — высший, что обозначает превосходство и доминирование. То есть художник наделял особой миссией эти геометрические фигуры. Чтобы в этом разобраться, необходимо обратиться к самому "Черному квадрату". Итак, для начала важно отметить, что эта форма написана на белой поверхности. Фону Малевич уделял особое внимание, ибо он для него обозначал космическую субстанцию, где существуют все созданные им супрематические формы.

Сама форма квадрата, по мнению Малевича, является универсальной — если ее удвоить, получится прямоугольник, если разделить по диагонали — треугольник, а если заставить вращаться – круг. То есть из квадрата можно создать целый мир.

На выставке Малевич выбирает для него центральное место и водружает в "красном углу" зала, словно икону. "Квадрат" был центром экспозиции и перекликался с остальными 38 картинами. По фотографии можно убедиться, что свободная развеска на разной высоте была организована таким образом, что напоминала супрематическую композицию.

К выставке был подготовлен манифест "От кубизма и футуризма к супрематизму", где художник провозглашал: "Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение".

И квадрат как раз был тем знаком освобождения от лишних форм, функций и задач, которые искусству навязывали культура и общество. Отныне только простая геометрическая фигура, окрашенная в основной цвет спектра.

Кстати, всего существует пять квадратов — такое количество объясняется тем, что уже в 1920-х годах мастер заметил, как его первое творение покрылось кракелюрами (небольшими трещинками). Малевич не мог допустить исчезновения своего главного проекта, и потому создал еще четыре. 

Недостающие звенья

И все-таки спустя некоторое время Малевич решает впустить жизнь в свою беспредметную вселенную. Готовясь к персональной выставке 1928 года в Третьяковской галерее, он создает несколько картин, которые датирует намеренно 1900–1910 годами, словно эти вещи были созданы до "Черного квадрата". Зачем? Художник хотел "задним числом" скорректировать свой путь развития как последовательное движение к супрематической идее. Так, композиция картины "Спортсмены" формируется из плоскостей, образующих фигуры на переднем плане. А на фоне легко считывается условный пейзаж. Пространственная иллюзия создается во многом благодаря четко выверенным пропорциям.

Все персонажи картины изображены безликими. Малевич писал, что не рисует лицо, поскольку "не видит будущего человека". В связи с этой фразой художнику часто приписывают в этих работах воплощение темы жестокого подавления при коллективизации. Однако первоначальной задачей Малевича было восполнить недостающие звенья в хронологии его работ и показать, как от реалистичной живописи он пришел к чистой геометрии.

Назад, к Ренессансу

Следующим и последним крутым поворотом в творчестве Малевича станет его обращение к идеалам Ренессанса. В 1933–1934 годах он написал целую серию реалистичных портретов. Так, на "Автопортрете" 1933 года он представил себя в костюме итальянского дожа эпохи Возрождения с гордо поднятой головой и строгим взглядом, обращенным за пределы пространства картины. Фоном здесь служит та же белая супрематическая субстанция, которая впервые появилась еще в "Черном квадрате".

В это время художник был уже смертельно болен, но его жест, обращенный к зрителю, словно указывает путь вперед. Этот автопортрет стал своеобразным манифестом, написанным в конце жизни, — в нем художник утверждает право следующих поколений на свободное творчество.

Над материалом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}

Репродукции картин предоставлены Государственной Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем. 

В материале также использованы фотографии: Roberto Serra - Iguana Press/Getty Images, DEA PICTURE LIBRARY/De Agostini/Getty Images, Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images, Yale University Art Gallery/Wikimedia Commons.