Чем ближе художники подходили к абстракции, тем чаще описывали ее словом "реализм". Ведь идея супрематического искусства заключалась не в том, чтобы показать голую геометрическую форму, но представить абсолютно жизненные формулы нового бытия. Сам термин "супрематизм" восходит к латинскому supremus — высший, что обозначает превосходство и доминирование. То есть художник наделял особой миссией эти геометрические фигуры. Чтобы в этом разобраться, необходимо обратиться к самому "Черному квадрату". Итак, для начала важно отметить, что эта форма написана на белой поверхности. Фону Малевич уделял особое внимание, ибо он для него обозначал космическую субстанцию, где существуют все созданные им супрематические формы.
Сама форма квадрата, по мнению Малевича, является универсальной — если ее удвоить, получится прямоугольник, если разделить по диагонали — треугольник, а если заставить вращаться – круг. То есть из квадрата можно создать целый мир.
На выставке Малевич выбирает для него центральное место и водружает в "красном углу" зала, словно икону. "Квадрат" был центром экспозиции и перекликался с остальными 38 картинами. По фотографии можно убедиться, что свободная развеска на разной высоте была организована таким образом, что напоминала супрематическую композицию.
К выставке был подготовлен манифест "От кубизма и футуризма к супрематизму", где художник провозглашал: "Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение".
И квадрат как раз был тем знаком освобождения от лишних форм, функций и задач, которые искусству навязывали культура и общество. Отныне только простая геометрическая фигура, окрашенная в основной цвет спектра.