v

Механика "Маскарада"

Как устроен спектакль по драме Михаила Лермонтова, отсылающий к постановке Всеволода Мейерхольда

Спектакль Александринского театра "Маскарад. Воспоминания будущего" за четыре года сценической жизни вырос в явление крупного масштаба, соединив в себе разные эпохи и великие имена. Постановка художественного руководителя труппы, народного артиста России Валерия Фокина максимально близко воссоздает "Маскарад" 1917 года, который поставил на этой сцене по драме Михаила Лермонтова реформатор отечественного театра Всеволод Мейерхольд.

Сам автор историко-документальной реконструкции назвал свою работу "экспедицией в прошлое". Она открылась зрителям как современная попытка соединить век нынешний и век минувший и привлечь неожиданными созвучиями с нашей нынешней реальностью.

Об этой премьере ТАСС сообщал в сентябре 2014 года. А на этот раз мы представляем "Маскарад" изнутри театрального процесса.

Спектакль Валерия Фокина воссоздает образ "Маскарада" 1917 года, поставленного на этой сцене Всеволодом Мейерхольдом

Подготовка к очередному показу спектакля — это уже целое событие с участием множества служб от рабочих сцены до костюмеров. Монтаж декораций начинается накануне ночью. Идет сборка светящегося подиума, проверяется нижняя механизация — работа плунжеров (поршней цилиндрической формы), с помощью которых на сцену из трюма поднимаются стеклянные стаканы-витрины. Их появление должно точно попадать в музыку, и актерам массовых сцен — ожившим музейным экспонатам — нужно успеть вовремя туда зайти и оттуда выйти.

"Спектакль "Маскарад" очень сложен и в технологии, и в исполнении. Его режиссерская партитура включает в себя не просто сценическое действие, не просто перестановки декораций, это партитура в полном смысле музыкальная, где малейший ритмический сбой может нарушить художественную целостность сценического текста. Поэтому каждый показ спектакля требует тщательной репетиции", — рассказывает заместитель художественного руководителя Александринского театра, доктор искусствоведения Александр Чепуров, который внес большой вклад в исследовательский этап подготовки спектакля.

На сцену из трюма поднимаются стеклянные стаканы-витрины, в которые входят актеры

Как говорит Чепуров, "репетиции эти — многосоставные, соединяющие все линии и элементы действия в одно целое". Вся интонационная драматургия спектакля буквально прописана по нотам. И музыкальный руководитель постановки Иван Благодер перед спектаклем проходит с каждым артистом все тонкости интонаций. В спектакле есть сцены, где драматические артисты поют хором музыку Александра Глазунова, сочиненную к спектаклю Мейерхольда. И эти хоровые сцены тоже проходятся с музыкантами. Наконец, сами музыканты используют и живую музыку, и фонограммы.

В спектакле есть сцены, где драматические артисты поют хором музыку Александра Глазунова, сочиненную к спектаклю Мейерхольда

Так же сложен и пластический рисунок сцен: в хореографии пантомим использованы движения, которые были в спектакле Мейерхольда. Поэтому педагог по пластике Игорь Качаев проводит специальные репетиции. Отдельно проверяется трансформация декораций, придуманных сценографом Семеном Пастухом. Есть еще и видеоряд, который очень точно рассчитан. Он необходим для сцены, где живые актеры двигаются синхронно с видеоизображением, добиваясь зеркального отражения в видеопроекции.

В некоторых сценах живые актеры двигаются синхронно с видеоизображением, добиваясь зеркального отражения в видеопроекции

Наконец, есть еще и репетиция, которую большей частью проводит сам Валерий Фокин, проходя узловые сцены с главными персонажами. Это необходимо для того, чтобы держать актеров в тонусе, "настраивать их на свежую эмоцию". Эта подготовка заканчивается порой за полчаса до появления зрителей в зале.

В спектакле использованы копии костюмов Александра Головина, оригиналы которых можно увидеть в музейных витринах. Их выполнила художник Ника Велегжанинова.

Целая бригада выполняет стирку, чистку и глажку костюмов

"Спектакль "Маскарад" в Александринском театре — это моя радость и мое счастье, потому что это моя любимая пьеса вообще во всем мировом репертуаре, а Лермонтов — мой любимый поэт, — говорит ведущий актер труппы, народный артист России Николай Мартон, играющий роль Неизвестного. — Познакомился я с этой пьесой в 15 лет, и всю жизнь она меня сопровождала. В Александринском я поначалу сыграл Неизвестного в спектакле Игоря Селина. Потом я сам сделал спектакль по "Маскараду" — "Неизвестный", который мы с Наташей Паниной представляли в Царском фойе. Я исполнял там все мужские роли. И вот теперь я играю Неизвестного в этом удивительном спектакле, где по воле режиссера мой персонаж, как заметили некоторые критики, оказался почти на первом плане. Когда-то Мейерхольд сказал, что его спектакль "Маскарад", который он поставил в Александринке в 1917 году, — это драматическая симфония. То есть он слышал его как музыку. И это действительно существует и в спектакле Фокина".

Ведущий актер труппы, народный артист России Николай Мартон исполняет роль Неизвестного

За свою сценическую жизнь спектакль из-за своей технологической сложности лишь несколько раз игрался на сценах других театров. Причем, как показала практика, он лучше всего вписывается в пространство оперного театра. Таким особым событием стал выезд "Маскарада" в Москву, где петербуржцам была предоставлена историческая сцена Большого театра. Это было особое событие, поскольку драматические спектакли в Большом не шли с 1917 года. За рубежом "Маскарад" побывал лишь однажды — в 2016 году он был сыгран на оперной сцене польского города Вроцлава в дни проходившей там Всемирной театральной олимпиады.

"Сто лет назад Мейерхольд поставил спектакль "Маскарад" в момент перелома эпох, выразив в нем тревоги своего времени, трагическое мироощущение происходящего, — говорит постановщик Валерий Фокин. — В нашем спектакле режиссерский подход другой, конечно, но тем не менее мы следовали Мейерхольду, следовали его мизансценам, его решению, его костюмам, декорациям, его дыханию, тексту Лермонтова — и оказалось, что это все созвучно нашей сегодняшней тревоге, опасениям, страхам за то, как мы будем жить, как мир этот будет жить, за то безумие, в котором сегодня многое происходит в нашем мире. Вот это меня поражает".

Педагог по пластике Игорь Качаев и режиссер Валерий Фокин

По словам режиссера, поначалу он думал, что зрители идут "просто на театральность", на красивые декорации, на костюмы, соскучились по такому нарядному, праздничному театру. "Но сейчас я понимаю, что это не совсем так. Часть зрителей идет на это, а часть идет за этой трагичностью, которая заложена в самой пьесе, в самом сюжете, в самой истории и в том, как она соотносится с сегодняшним днем. Вот это доказывает, что сегодняшний "Маскарад" наш — это живой спектакль, и мне, конечно, хотелось бы, чтобы он был живым как можно дольше, потому что как для Художественного театра была в свое время "Чайка" такой эмблемой, так для нас, для Александринского театра, этот "Маскарад" — такая есть "Чайка", — говорит Валерий Фокин. 

Над материалом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}

В материале также использована фотография Владимира Яцины/ТАСС.