v

"РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!":

10 ФАКТОВ О ЗНАМЕНИТОЙ СКУЛЬПТУРЕ ВУЧЕТИЧА

Один из самых высоких памятников в мире, центральный элемент ансамбля "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане в Волгограде и самая знаменитая работа Евгения Вучетича. К 111-летию скульптора мы подготовили самые интересные факты о создании "Родины-матери".

1. Всесоюзный конкурс. Идея создать памятник в честь героев Сталинградской битвы на Мамаевом кургане пришла именно Евгению Вучетичу, и он уже убедил Академию художеств СССР в необходимости этого монумента. Однако вместо того, чтобы доверить это задание Вучетичу, академия решила объявить всесоюзный конкурс, в котором могли участвовать не только скульпторы, но и все желающие. Конкурс проходил целых десять лет — с 1945 по 1955 год, и, конечно, за это время академия получила большое количество заявок. Например, архитектор Ефим Левитан предложил создать двухъярусную пирамиду с четырьмя широкими лестницами, рассеченную на четыре части. Внутри нее — фигура солдата.

В итоге создание памятника все равно поручили Вучетичу. Есть несколько версий о том, как ему удалось все-таки выиграть конкурс. По одной из них, он обсуждал идеи памятника в честь Сталинградской битвы непосредственно со Сталиным. По другой — он просто выиграл в честной борьбе. Все-таки Евгений Вучетич на тот момент был ведущим скульптором Студии военных художников им. М.Б. Грекова.

2. Новое название. Как рассказала ТАСС старший научный сотрудник музея-заповедника "Сталинградская битва" Лариса Землякова, первоначально планировалось назвать комплекс "Памятник Славы", но Вучетич настоял на том, чтобы название было другим — памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы". "Некоторых смущает слово ансамбль, которое отождествляется почему-то, например, с ансамблем песни и пляски… Беспокоиться об этом не следует. История мировой архитектуры знает ансамбль в Версале, ансамбль Россини и многие другие…" — говорится в служебной записке, написанной собственноручно Вучетичем.

3. Изменение проекта. Изначально памятник должен был быть совсем другим. Вучетич задумал композицию, которая состояла из двух образов: Родины-матери со знаменем Победы в правой руке и снопами колосьев в левой и солдата с автоматом, преклонившего колени и целующего колосья. Однако уже во время работы над ним скульптор изменил идею. И самому Вучетичу, и тем, кто непосредственно работал над проектом, показалось нелогичным, что солдат складывает оружие, когда война была в полном разгаре. Сталинградская битва стала переломным моментом в Великой Отечественной войне, но о победе еще речи не шло. Поэтому в 1962 году, когда на кургане уже вовсю шли подготовительные земляные работы, Евгений Вучетич уехал из Сталинграда в Москву, чтобы убедить начальство в том, что памятник должен быть таким, каким мы его знаем.

"Он сказал, что это слишком многослойно и литературно. Это не годится в пластике. Надо менять" — так объяснял причины решения мастера его сын Виктор Вучетич в документальном фильме "Советская империя. Родина-мать". В Москве Вучетич успешно доказал, что концепцию монумента стоит поменять. Он предложил новое решение — динамичную, порывистую фигуру женщины с высоко поднятым мечом в правой руке. В стремительном движении она призывает своих сыновей и дочерей на новые ратные подвиги до полной и окончательной победы над врагом.

4. О вдохновении. Существует много версий, кем и чем вдохновлялся Вучетич, когда создавал скульптуру "Родины-матери". Большинство экспертов сходятся на том, что ее лицо скульптор лепил со своей жены Веры. А вот насчет фигуры их мнения расходятся. Некоторые говорят, что Вучетич вдохновлялся статуей Ники Самофракийской, другие — находят параллели с фигурой "Марсельезы" на Триумфальной арке в Париже. Третьи же утверждают, что прототипом памятника послужила спортсменка-дискоболка Нина Думбадзе, а четвертые — и вовсе, что это по-прежнему жена скульптора Вера, только с некоторыми изменениями. По этому поводу даже существует анекдот: в какой-то момент супруге Вучетича надоело позировать с поднятой рукой, и она в итоге оставила мужа одного и ушла спать. Вернувшись утром в мастерскую, она с удивлением обнаружила, что ее место модели занял мужчина.

5. Рекорд Гиннесса. В первоначальном проекте высота памятника составляла 36 метров, но, как отмечает Землякова, во времена Никиты Хрущева, когда ставилась задача во всем догнать и перегнать Америку, было дано поручение сделать скульптуру выше статуи Свободы в Нью-Йорке (46 метров). В итоге высота "Родины-матери" составила 52 метра, вместе с мечом — 85 метров, а с постаментом — 87 метров. Монумент был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый высокий в мире. Сейчас статуя занимает одиннадцатое место в списке самых высоких монументов. Его возглавляет индийская статуя Единства (182 метра, 240 метров с постаментом). Для сравнения высота памятника Петру I в Москве составляет 98 метров, статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро — 30 метров (38 метров с постаментом), памятника "Рабочий и колхозница" — 24 метра (58 метров с постаментом).

6. Выбор в пользу бетона. Внушающий размер памятника диктовал свои условия и в выборе материала. Обычно скульптуры делали в бронзе или в камне, но при таких масштабах ее стоимость была бы неподъемной, несмотря на большой бюджет, выделенный правительством на строительство. Тогда Вучетич предложил инновационное решение — делать памятник из цемента.

"Это вызывало сопротивление практически на всех уровнях, никто не хотел на это идти, цемент ничего из себя не представляет", — рассказал ТАСС внук и полный тезка знаменитого скульптора Евгений Вучетич. По его словам, скульптор лично убедил занимавшего тогда пост первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева в выборе материала, и дело сдвинулось.

7. Почти как башня. Сложности возникли и при проектировании. Далеко не все инженеры хотели браться за установку столь сложной конструкции. Тогда скульптор привлек к установке памятника одного из лучших советских инженеров — Николая Никитина. В то самое время Никитин разрабатывал конструкцию Останкинской телебашни. В основе простой и прочной конструкции инженер заложил идею использовать преднапряженный железобетон, сжатый стальными тросами. По замыслу Никитина, башня должна была практически свободно стоять на небольшой площади земли, а ее устойчивость обеспечивалась за счет тяжести основания самой башни. Это же инженерное решение было использовано при установке восьмитысячетонной скульптуры "Родина-мать".

Памятник ничем не крепится к земле и стоит исключительно за счет силы тяжести на небольшом фундаменте. Сама фигура полая, ее железобетонный каркас удерживается за счет натяжения внутри специальных металлических канатов. Вес монумента составляет восемь тысяч тонн, а меча — 14 тонн.

8. Меч как символ. По задумке скульптора, "Родина-мать" — это часть триптиха, в который также входит памятник "Воину-освободителю" в берлинском Трептов-парке авторства Вучетича и памятник "Тыл — фронту" в Магнитогорске, созданный скульптором Львом Головницким и архитектором Яковом Белопольским. Все три скульптуры объединяет образ меча — выкованный в Магнитогорске, он был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и перерубил свастику в Берлине.

Изначально меч "Родины-матери" был выполнен из титановых листов, однако уже через два года после монтажа его пришлось заменить. Дело в том, что меч несет ветровые нагрузки, как крыло самолета в полете, и при испытании модели титано­вая облицовка показала себя хрупким материалом. При первом ремонте памятника в 1972 году был изготовлен новый меч с обшивкой из нержавеющей стали, установкой по двум диагоналям двух виброгасителей и ус­тройством мембранных отверстий. Поэтому, если присмотреться, на мече можно заметить сквозные отверстия, которые помогают ему "не улететь".

9. Копии памятника. Мало кто знает, что точная копия статуи есть в Москве. Единственное отличие — она в десятки раз меньше оригинала. Эта неизвестная "Родина-мать" стоит во дворе одного из частных домов поселка Соломенная Сторожка на Тимирязевской улице. У забора дома нередко можно увидеть группу экскурсантов или просто любопытствующих одиночных прохожих — их внимание привлекает необычный дом и установленные в саду скульптуры. За забором виднеется огромная гипсовая голова, не будь она закрыта строительными лесами и тканью, вероятно, прохожий легко узнал бы в скульптуре копию монумента "Родина-мать зовет!" и понял, что он находится перед домом-мастерской Вучетича.

10. Километры трещин. Этим летом началась масштабная реставрация монумента. Согласно плану, внутри фигуры нужно заменить все 99 стальных тросов, удерживающих ее бетонный каркас, внутреннее и наружное электроосвещение, а также провести реставрационные работы по наружной поверхности монумента. В ходе изучения поверхности скульптуры реставраторы обнаружили около 180 тыс. дефектов и 14 километров трещин. В настоящее время основные работы по реставрации памятника завершены: его очистили от грязи, мха, лишайников и многолетних наслоений. Более того, с основания монумента была снята гранитная облицовка, поставленная в 2004 году. Постамент будет бетонным, что соответствует авторскому замыслу и изначальному виду. Окончательно все работы завершатся в марте 2020 года, а откроют памятник для посетителей 9 мая, в День Победы.

Редакция благодарит Музей-заповедник "Сталинградская битва" за помощь в подготовке материала.

Над материалом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

Фотография обложки: Сергей Бобылев/ТАСС