Искусство наличника пришло в Россию в XVII веке из Италии, после того как в нашей стране открылся первый стекольный завод. Правда, в Италии подобие наличников — колонки, портики, подоконники — выполнялись из камня, на Руси же строить из этого материала могли единицы, поэтому камень заменяли деревом. Помимо декоративной есть у наличников и практическая функция: закрывать швы между оконной рамой и срубом.
Название "наличник" в разных областях звучит по-разному: например, в Липецкой области — это "обналичник", на границе с Белоруссией ходит слово "лиштва" и там слово "наличник" многие даже не знают, на Урале — "белендряс", "обоконка".
Иван говорит, что искусство резного наличника не имеет четких канонов, кроме одного — осевой симметрии (то есть когда правая сторона зеркально повторяет левую). Все остальные правила локальны.
Считается, что самая пышная резьба — на домах побогаче: на самом деле это не всегда так.
"Старой знати обычно не надо было никому показывать свой статус, все и так знали об их положении. Так, например, было в Переславле-Залесском, — рассказывает Иван. — А те, кто, как говорят, прыгнул из "грязи в князи", пытался поднять свой авторитет и пышно украшал дом резьбой".