глава 1
Первое "Окно РОСТА" было посвящено наступлению на Москву войск Деникина. В июле 1919 года главнокомандующий Вооруженными силами Юга России (ВСЮР) Антон Деникин в ходе Гражданской войны начал военную кампанию против РСФСР. Более известное название этой кампании — Московский поход Деникина, так как ее целью было взятие столицы.
На протяжении нескольких месяцев белогвардейцы удерживали лидирующие позиции. Однако в октябре их положение начало ухудшаться — красноармейцы заручились поддержкой Нестора Махно и поляков. Так что операция, посвященная наступлению на Москву, провалилась.
Плакат, подготовленный художником Михаилом Черемных и журналистом Николаем Ивановым-Граменом, не сохранился. Но известно, что первое "Окно" содержало карикатуры, сатирические стихи и фельетоны.
Жена Михаила Черемных Нина вспоминала, что ее муж "выдумал Окна РОСТА" и первый плакат "сделал на свой риск". Руководитель РОСТА Платон Керженцев работу одобрил. Впоследствии именно ему показывались все “Окна”. Но, как писала в своих воспоминаниях Нина Черемных, "не было случая, чтобы он что-нибудь изменил или поправил".
Плакат разместили в витрине бывшего кондитерского магазина "Фабрично-торгового товарищества А.И. Абрикосова и сыновей" на углу Тверской улицы и Чернышевского переулка (сейчас — Вознесенский переулок) около бывшего дома генерал-губернатора. Отсюда и название "Окон" — первоначальным местом их развески служили витрины пустующих после революции магазинов.
"Окна" выходили более чем в 50 городах Советского государства и различались между собой по стилю исполнения: в Костроме превалировала эстетика кубизма, в Смоленске — супрематизм, в Ярославле — модерн. Помимо этого, художники использовали традиции политической карикатуры и приемы кинематографии.
Однако чаще всего в "Окнах РОСТА" встречаются отсылки к народному творчеству, например к лубочным картинам. Главное достоинство таких плакатов — они лаконично и выразительно отражали политические идеи и доносили их до населения.
Художник Михаил Черемных, которому принадлежит идея создания "Окон РОСТА", называл стиль плакатов коллективным. По его словам, несмотря на то что у каждого художника был собственный почерк, создатели плакатов постоянно учились друг у друга и перенимали художественные приемы.
Количество "Окон", созданных московской редакцией, из собрания Госархива России.
Например, для олицетворения разрухи художники договорились изображать ворону, сидящую на трубе завода. Когда хотели изобразить толпу, черной краской рисовали продолговатое пятно, а силуэты людей отмечали только в начале и в конце пятна, головы или кепки — вверху, ноги — внизу.
Персонажи "Окон" практически не меняли свой облик. Рабочий, крестьянин или солдат обозначались красным силуэтом и динамичными угловатыми линиями, тогда как контуры внешних и внутренних врагов часто округлялись и закрашивались коричневым, зеленым или синим цветом. Зрители, приходившие смотреть на "Окна", словно наблюдали за революционной театральной постановкой, где им наглядно разъясняли, чью сторону они должны занять.
В первое время "Окна" копировали от руки — их перерисовывали. Делали это плохо: недостаточно точно, накладывали слишком много красок, в которых не хватало клея, и они осыпались. Некоторые же плакаты были слишком большими. Печатать их традиционным литографическим способом в дореволюционных типографиях, многие из которых к тому же были разрушены, оказывалось невозможным. Например, в Москве и Петрограде художники создавали плакаты площадью иногда более 4 кв. м. Они состояли из отдельных листов, число которых доходило до 16.
Позже проблему изготовления таких массивных работ решили трафареты. Художники готовили оригинал, на основе которого в зависимости от числа красок создавались формы из плотной промасленной бумаги или картона. Трафаретчики прокатывали по ним краски вручную. Этот метод Черемных любил больше всего, следует из воспоминаний его жены.
В других городах России "Окна" были меньшего формата, так что сложностей с тиражированием, как в московских и петроградских мастерских, там не было. Например, в Ярославле "Окна" печатались литографическим методом, в Костроме — методом линогравюры. В Одессе же плакаты рисовали с помощью трафаретов прямо на стенах и заборах, поэтому они не сохранились.
За все время выхода плакатов РОСТА редакция выпустила около 2 тыс. "Окон". И если авторы изображений периодически чередовались, то автором большинства текстов принято считать Владимира Маяковского.
глава 2
Владимир Маяковский увлекся рисованием с малых лет. Его старшая сестра Людмила Маяковская, впоследствии ставшая членом Союза художников СССР и заслуженным работником культуры РСФСР, в своих воспоминаниях писала, что вся семья привыкала к мысли, что "Володя будет художником". Поэтому неудивительно, что, помимо текстовой составляющей, его заинтересовала художественная работа в РОСТА.
Владимир Маяковский, поэт, художник, драматург.
Статья "Прошу слова"
Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ, тов. Керженцеву, который свел меня с М. М. Черемных — одним из лучших работников этого дела.
Владимир Маяковский, поэт, художник, драматург.
Статья "Прошу слова"
Маяковский пришел в РОСТА спустя несколько недель после того, как было вывешено первое "Окно", — в начале октября 1919 года. Первый плакат авторства Маяковского — "Окно сатиры РОСТА №5". Он был приурочен к Партийной неделе, проводившейся в Москве с 8 по 15 октября 1919 года.
Количество "Окон", созданных московской редакцией, из собрания Госархива России.
Провести партийную неделю было решено на VIII съезде Российской коммунистической партии большевиков, а также в результате постановления Пленума ЦК РКП(б) от 26 сентября 1919 года. Ее главная задача — привлечь в партию рабочих, крестьян и молодежь. В это время газеты публиковали у себя статьи Владимира Ленина. Так, 12 октября 1919 года в "Правде" (№228) и в "Известиях ВЦИК" (№228) вышла статья "Государство рабочих и партийная неделя", а 22 октября 1919 года в "Известиях ЦК РКП(б)" (№7) появились "Итоги партийной недели в Москве и наши задачи".
Маяковского вдохновили статьи Ленина, так что его первое "Окно" "Рабочий! Глупость беспартийную выкинь" создавалось под их влиянием. Этот плакат состоял из двух рисунков. На первом был изображен мчащийся по земле свирепый генерал, от которого в страхе разбегаются люди. Эта часть сопровождалась следующими строчками:
Рабочий!
Глупость беспартийную выкинь!
Если хочешь жить с другими вразброд —
всех по очереди словит Деникин,
всех сожрет генеральский рот.
На втором рисунке над поверженным генералом стоял рабочий с развевающимся знаменем "Коммунистическая партия!". Рядом с иллюстрацией стояла вторая часть четверостишия:
Если ж на зов партийной недели
придут миллионы с фабрик и с пашен —
рабочий быстро докажет на деле,
что коммунистам никто не страшен.
Сначала за текстовую составляющую отвечал журналист Николай Иванов-Грамен. Но позже работа над почти всеми темами и текстами принадлежала Маяковскому. Он стал литературным и политическим руководителем коллектива.
Части речи по количеству повторов в текстах, написанных Маяковским для "Окон РОСТА", из собрания Госархива России.
Топ-50 существительных
Чем больше существительное, тем чаще оно встречается.
Топ-10 глаголов
Топ-10 прилагательных
При создании плакатов первостепенным был текст. День редакции начинался так: руководитель РОСТА Керженцев "приходил с утра и приносил ворохи телеграфных лент", рассказывает старший научный сотрудник Государственного музея В.В. Маяковского Галина Антипова. Но Маяковский этим не ограничивался, он следил за прессой и дополнительно искал события, которые также можно вынести в "Окна": "Диапазон тем огромен: агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью, плакаты о сохранении старых газет и об электрификации". Маяковский, будучи фактическим литературным руководителем отдела, практически всегда сам отбирал темы и писал тексты. В редких случаях, когда не он был автором, он принимал или браковал тексты по своему усмотрению и распределял темы между художниками.
Роджер Томпсон, внук Владимира Маяковского
Мощный заряд исходит от афиш, которые делал Маяковский. Будто он встряхивает вас, хватая за грудки.
Роджер Томпсон, внук Владимира Маяковского
За все время работы в РОСТА Маяковский нарисовал около 400 плакатов: "Сейчас, просматривая фотоальбом, я нашел около 400 одних своих окон. В окне от 4 до 12 отдельных плакатов, значит, в среднем этих самых плакатов не менее 3 200".
В своих воспоминаниях Маяковский писал, что коллектив работал практически без передышки в режиме "машинной быстроты". "Бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через 40 минут — час уже висело по улице красочным плакатом... От этой быстроты вывешивания вестей об опасности или о победе зависело количество новых бойцов… Был сдан в печать плакат "Последний час" к противопанской войне; за время печатания Польша отошла на второй план: вылез Врангель, пришлось изъять плакат из литографии", — писал Маяковский в статье "Революционный плакат".
Преобладающий цвет каждого плаката, созданного В.В. Маяковским, из собрания Госархива России.
Сначала сотрудники "Окон" работали в "огромной нетопленой, сводящей морозом (впоследствии — выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской РОСТА", а потом приходили домой и продолжали там. "Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову, ложась спать, полено вместо подушки с тем расчетом, что на полене особенно не заспишься и, поспав ровно столько, сколько необходимо, вскочишь работать снова", — писал Маяковский.
Работу в РОСТА Маяковский описывал как "обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища". Создавая тексты для плакатов, он часто обращался к поговоркам и устойчивым выражениям. По словам Антиповой, Маяковский старался использовать известный нарратив для читателя: "Народ не читал газеты, был сугубо малограмотным. У Маяковского была задача доходчиво объяснить, кто друг, а кто враг. "Окна РОСТА” даже называли Библией для бедных".
глава 3
На Юге России, в Ростове-на-Дону, располагался оппонент "Окон РОСТА" — “Осведомительное агентство” (ОСВАГ). Главное пропагандистское подразделение белой Добровольческой армии было создано летом 1918 года и занималось привлечением сторонников в Вооруженные силы Юга России из разных слоев населения.
Сотрудники "Осведомительного агентства" издавали литературно-публицистические произведения и художественные агитационные материалы (плакаты, лубки). В те годы там работали писатели Иван Бунин и Евгений Чириков, поэт-символист Сергей Соколов, художники Иван Билибин и Евгений Лансере.
На первый взгляд, плакаты РОСТА и ОСВАГа ничем не отличались. В Москве висели "Окна РОСТА" со стихами Маяковского, в Ростове — "Окна ОСВАГа" с виршами Наживина. Там красноармеец протыкает штыком буржуя и белого генерала, здесь белогвардеец — "жида" Троцкого.
Но если большевистская пропаганда содержала призывы к конкретным действиям: "Вступай в Красную армию!", "Уничтожь белогвардейскую гадину!", то агитационные плакаты ОСВАГ во многих случаях, напротив, содержали упреки в адрес своих потенциальных сторонников: "Ты — дезертир! Ты не вступаешь в Добровольческую армию!".
Кроме того, художники "Окон РОСТА" разработали систему образов и в своих сюжетах четко разделяли общественные группы на своих и чужих. К положительным персонажам относились красноармейцы, рабочие и большевики, а к отрицательным — белогвардейцы, купцы и кулаки, которые представали перед народом то в облике червя, то в облике свиньи.
Владимир Маяковский, поэт, художник, драматург.
Статья "Агитация и реклама"
Мы знаем прекрасно силу агитации. В каждой военной победе, в каждой хозяйственной удаче на 9/10 сказывается уменье и сила нашей агитации
Владимир Маяковский, поэт, художник, драматург.
Статья "Агитация и реклама"
Плакаты ОСВАГа не были так четко классово ориентированы. "В то время, когда любители "высокого" искусства, следя за фронтами, гадали, на какую лошадь поставить — белую или красную, — художники, обладавшие меньшей "возвышенностью" чувств, не покладая рук, кое-что делали", — писал в статье 1922 года "Русский революционный плакат" журналист и историк Вячеслав Полонский.
Символика Белого движения с пропагандистской точки зрения была не продумана: золотые погоны, черная форма у корниловцев и каппелевцев, Адамова голова на кокардах. Все это было далеко от привычных народных символов и тяготело к аристократическому стилю, что лишь обостряло по отношению к белым проявление классовой ненависти со стороны широких народных масс.
Александр Дроздов, прозаик, служивший в ОСВАГе.
Воспоминания "Интеллигенция на Дону"
“Осважные плакаты” казались жалкими рядом с великолепными плакатами большевиков, а ведь в художественной части работали такие имена, как И. Билибин и Е. Лансере.
Александр Дроздов, прозаик, служивший в ОСВАГе.
Воспоминания "Интеллигенция на Дону"
И это не единичный случай негативной оценки работы ОСВАГа в лице сторонников Белого движения. Так, начальник Разведывательного отдела Штаба главнокомандующего ВСЮР в секретной сводке в октябре 1919 года крайне назвал провальным результат деятельности ОСВАГ: "Осваг" с каждым днем все больше и больше отходит от населения, наша пропаганда виснет в воздухе. Наш Отдел пропаганды, копируя в постановке дела пропаганды большевиков, не перенял в них самого главного и самого важного: большевики своей пропагандой сумели подойти к населению вплотную. Значение этого обстоятельства — невероятно большое: только благодаря ему большевики теперь сводят наши стратегические усилия насмарку".
Обращение к низовым слоям общества, которое пропагандировал творческий коллектив "Окон РОСТА", выиграло войну у руководства ОСВАГ, которое вывешивало в витринах магазинов парадные портреты деятелей Добровольческого движения.
ТАСС выражает признательность за помощь в подготовке проекта Государственному музею В.В. Маяковского, в особенности старшему научному сотруднику музея Галине Антиповой и ученому секретарю музея Наталье Качур.
ТАСС выражает благодарность Государственному архиву Российской Федерации за помощь в подготовке проекта и предоставленные материалы.
В проекте использованы изображения из собраний Научной библиотеки Государственного архива Российской Федерации и Государственной Третьяковской галереи. А также: Public Domain/Wikimedia Commons.
Источники: Вашик К., Бабурина Н.И. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века/Прогресс-Традиция. Москва, 2004. Дроздов А.М. Интеллигенция на Дону/Архив русской революции. Издание И.В. Гессена. Терра. Москва, 1991. Ершов В.Ф. ОСВАГ против "Окон РОСТА": идеологическая война красных и белых/Гражданская война в российской истории: взгляд через столетие: материалы Всероссийской научной конференции. МПГУ. Москва, 2018. Заболотских Е. Внук Роджер Томпсон: Маяковский заваливал кровать бабушки незабудками и писал ее портреты/Союзное вече, 2018. Маяковский В.В. Агитация и реклама/Товарищ Терентий. №14, 1923. Маяковский В.В. Прошу слова…/Огонек. №353, 1930. Полный список "Окон РОСТА" в собрании НБ ГА РФ (по состоянию на 03.07). "Пятнами красок, звоном лозунгов...". Книжно-плакатное творчество Маяковского. Сост. Терехина В.Н./Нестор-История. Москва-Санкт-Петербург, 2016. Государственный музей В.В. Маяковского, Культура.РФ.