v

Блокадные "Окна ТАСС"

Как художники создавали агитационные плакаты в осажденном Ленинграде







глава 1

Ленинградцы с пером и автоматом



"Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну", — так 22 июня 1941 года народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотов сообщил по радио о начале Великой Отечественной войны. А спустя три часа члены Московской организации Союза художников Михаил Черемных, Николай Денисовский и Павел Соколов-Скаля решили создать редакцию, которая будет производить агитационные плакаты под маркой "Окно ТАСС". Ориентиром стали "Окна РОСТА" периода Гражданской войны.





Директор ленинградского отделения ТАСС Израиль Анцелович тоже поддержал эту идею. И первый плакат отрисовали именно ленинградские художники уже 23 июня 1941 года, в то время как московские "Окна" вышли на шестой день войны.

Первый ленинградский плакат изображал красноармейца, который, как святой Георгий, протыкал штыком змею, олицетворяющую фашизм. До наших дней этот плакат не дошел — его нарисовали вручную в единственном экземпляре, и копию никто не сделал.

Архив сохранившихся работ начинается со второго, также сделанного в Ленинграде сатирического "Окна ТАСС". Уже 24 июня 1941 года оно висело на витрине Гастронома №1 на Невском, 56 (нынешний Елисеевский магазин). Художником плаката стал Виктор Слыщенко, а Георгий Кофман занимался текстом, призывающим к борьбе с фашистами: "Напал гад на наш сад. Что надо? Убить гада!"





Подобные многокадровые композиции, объединенные одним сюжетом, отсылали к плакатам РОСТА. Среди других схожих черт также можно выделить "звонкие лозунги", о которых писал Владимир Маяковский, и отклик на злободневные темы: от военных действий на фронте до посадки капусты.

Ленинградский штат художников состоял из пяти человек — Виктор Слыщенко, Николай Игнатьев, Моисей Ваксер, Виктор Григорьев и Петр Горбунов. Над созданием плакатов трудились и несколько внештатников: Владимир Гальба, Галина Ашрапян, Николай Кочергин, Борис Лео, Леонид Торич, Елена Мелик-Багдасарова. Подписи для "Окон ТАСС" придумывали писатели и поэты: Ольга Берггольц, Борис Тимофеев и Виссарион Саянов. В августе 41-го в Ленинграде было порядка 100 стендов "Окон ТАСС" — плакаты размещались в витринах, на досках объявлений, заборах и столбах. Некоторые работы тиражировались в других городах, в том числе и в Москве. Но главным стендом для ленинградских "Окон" на протяжении всего времени неизменно оставался Гастроном №1.



{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}



Одной из самых известных в тот период была серия плакатов "Окон" Слыщенко и Игнатьева на стихи Берггольц о тете Даше, с которой в творчестве поэтессы начал зарождаться образ ленинградки. На одной из таких иллюстраций Даша обезвредила зажигательную бомбу, сброшенную с вражеского самолета.



{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}



Однако первая команда "Окон" довольно быстро распалась. Некоторые из ее членов эвакуировались. Среди них был Николай Кочергин. Весной 42-го тяжелобольного художника вывезли из Ленинграда Дорогой жизни по льду Ладожского озера.

Кто-то ушел добровольцем в армию, а кто-то умер от голода. К последним относился самый молодой участник, создавший 15 плакатов, Моисей Ваксер. В январе 42-го он продолжал работать над "Окнами", но был уже совсем плох: находился в состоянии дистрофии, оставался ночевать в редакции на пятом этаже, потому что не было сил одолевать ступеньки. В 26 лет Ваксера не стало. Из-за того, что ряды художников сильно поредели, в первую блокадную зиму тираж стал ниже, а периодичность выхода "Окон" нарушилась.





В 2015 году, в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, в Санкт-Петербурге на мемориальном кладбище "Остров декабристов" Моисею Ваксеру установили кенотаф. Инициатором увековечения его памяти стала Инесса Селиванова, дочка другого художника "Окон ТАСС" блокадной поры — Василия Селиванова. Кенотаф Ваксера посвящен всем сотрудникам редакции "Окон", которые помогали жителям Ленинграда побороть страх перед врагом.

Несмотря на спад выпуска плакатов, они стали неотъемлемой частью жителей блокадного Ленинграда. Опубликованные мемуары ленинградцев это подтверждают — многие вспоминают в них центральный стенд "Окон" в Елисеевском магазине. Плакаты вызывали у народа чувство гордости за советских солдат и ненависти к фрицам.

Свой последний плакат Ваксер сдал в январе 1942 года. В феврале — месяце, когда он умер, — "Окна" не издавались вообще.



Художники ленинградских "Окон ТАСС"




В следующем месяце к редакции "Окон" присоединился Василий Селиванов. Ранее он уже сотрудничал с ТАСС — летом 41-го сделал на заказ плакат "Превратим каждый дом в крепость!". Теперь художник остался один.







глава 2

Один в поле воин



В марте 42-го Василий Селиванов стал заведующим отдела "Окна ТАСС". На протяжении года он был вынужден справляться с объемом работы, который до этого нелегко давался команде из пяти художников и технического персонала.

По приказу Политуправления фронта раз в декаду Селиванов должен был выпускать семь плакатов: два больших и пять малоформатных, которые составляли сатирическую серию. Но ему приходилось не только делать эскизы "Окон".

В обязанности Селиванова входили походы в Смольный институт, где в годы Великой Отечественной войны находилось все военное и административное руководство Ленинграда, и Горлит, где ему утверждали эскиз плаката и стихотворный текст к нему. Получив правки по тексту, Селиванов каждый раз навещал поэтов — Александра Флита, Веру Инбер, Александра Прокофьева, Виссариона Саянова, — чтобы передать им, какие изменения необходимо внести.





Селиванов также выполнял функции технического и выпускающего редактора. Он отвечал за своевременное снабжение типографии бумагой и красками, которые были в дефиците (из-за этого некоторые плакаты были сделаны на газетной бумаге, обороте обоев, а краски заменялись разведенной сажей). Он также организовывал вывоз тиража, снимал старые "Окна" с центрального стенда, который находился в витрине Гастронома №1, и менял их на свежие плакаты. 



Василий Селиванов чаще использовал черный цвет в 1942 году



Иногда ему помогали расставлять плакаты, изредка студенты Академии художеств делали копии "Окон" через трафареты, вспоминает дочь Селиванова. Но, несмотря на наличие помощников, большую часть работы он все равно делал в одиночку.

За период с весны 42-го по весну 43-го Селиванов нарисовал 55 плакатов. Самым дорогим для художника стал плакат с Суворовым. Для его дочери — тоже. В своих речах Сталин нередко вспоминал великих предшественников, среди которых был и Суворов. За полководцем закрепился образ бога войны, которого чтили и во времена Великой Отечественной.



{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}



На протяжении года Селиванов спал не больше 4 часов в сутки. Днем он решал организационные вопросы, а по ночам придумывал эскизы и писал письма семье — жене и дочери, которые были эвакуированы и всю блокаду провели в городе Глазове Удмуртской АССР.





Василий Селиванов редко рассказывал в письмах семье о своей работе, "он не любил говорить про это тяжелое время, старался к нему не возвращаться". Но в одном поделился, как однажды к витрине Гастронома №1 кто-то приколотил записку с угрозами — его обещали повесить на этом стенде вместо плакатов, когда немецкие войска войдут в Ленинград. Также в одном из писем Селиванов описал, как потолок его домашней комнаты пробил снаряд, когда он был в редакции.

Рисовать становилось все сложнее — как и все, Селиванов сидел на голодном пайке, и сил выполнять норму, которая раньше была рассчитана на пять штатных художников, не хватало. Иногда удавалось привлечь художников извне, но большинство отказывалось из-за жесткой цензуры. Обычно его выручали друзья-карикатуристы Борис Лео и Владимир Гальба. 

Просьбы Селиванова о найме еще одного художника в штат на протяжении многих месяцев игнорировались. Его услышали только весной 43-го. К Селиванову в редакцию "Окон" направили фронтового художника Петра Магнушевского. В 44-м году к ним присоединился еще один — Сергей Панкратов.


 

{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}



Этот третий, он же и последний, состав редакции выпускал фронтовые "Окна", которые солдаты уносили с собой и забрасывали в партизанский край. Их связывал один сюжет и стихотворный текст серии сатирических рисунков. Помимо этого, художники отрисовывали "учебную" серию "Окон" — своего рода памятки для ленинградцев, как существовать в осажденном городе. Сейчас эти плакаты относятся к историческим документам: в них рассказывали, что делать в случае артиллерийского обстрела, как сохранить урожай или тот или иной овощ.



{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}



Помимо распространения "Окон" на фронте и в тылу, плакаты переправляли через фронтовую линию, где те попадали на оккупированные немецкими войсками территории. И оставались там и после их освобождения советской армией. Наличие плакатов на английском языке говорит о том, что они также использовались союзниками.







глава 3

Документальные плакаты



Многие "Окна" репродуцировались газетами и журналами. Они не только вывешивались на стендах, но и выходили в виде листовок и почтовых открыток. На получение плакатов можно было оформить подписку. Как правило, их подписчиками становились государственные предприятия и учреждения культуры. Ленинградские "Окна" стоили дешевле, чем во всех остальных городах. В то время как в Москве их цена варьировалась от 11 до 20 рублей, в Чите составляла 18 рублей и доходила до 40 рублей в Иркутске, в Ленинграде плакат можно было купить за 2 рубля. 

Что касается содержания ленинградских плакатов, оно было намного многообразнее всех остальных, в том числе и московских. По словам Селивановой, "Ленинград был ближе к смерти, она там ходила по пятам", поэтому и темы "Окон" были более острые.



{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}



Официальная советская идеология диктовала изображать на плакатах неугасающий оптимизм народа, который, несмотря ни на что, продолжает улыбаться, всегда держит лицо и не теряет внутренний стержень. Но художники ленинградских "Окон" хотели показать в своих работах реальные ужасы войны и стали использовать в плакатах документальные материалы. Именно в ленинградских "Окнах" впервые появились снимки раненых детей и убитых во время артобстрелов на улицах женщин. На плакатах также изображались военачальники и руководители города, которые позднее оказались фигурантами "Ленинградского дела": кого-то арестовали, кого-то расстреляли. И правительство не могло закрыть глаза на тот факт, что во время Великой Отечественной войны "Окна" героизировали людей, признанных коррупционерами и осужденных (большинство из которых потом оправдали, однако посмертно — как, например, Петра Попкова). В результате чего после окончания войны все ленинградские "Окна" были скрыты на несколько десятилетий. 

Демонстрировать эти плакаты публике начали с 1985 года, когда отмечалось 40-летие Победы. Тогда небольшую часть ленинградских "Окон" показали на выставке Государственного Русского музея. Только в январе 1994-го — на 50-летие снятия блокады — о ленинградских плакатах стали открыто говорить. В тот год Отдел эстампов Российской национальной библиотеки организовал выставку, которая была полностью посвящена "Окнам" ленинградских художников.

В остальном тематика была единой для "Окон" — в том числе и ленинградских. Изображения можно было разделить на три группы: разоблачение врага, призывающие к участию в борьбе и тыловые. В текстовых сопровождениях первого типа обычно встречались такие слова, как "фриц" или "зверь". Подписи к плакатам второй группы, как правило, мотивировали советского военного. В третьей же группе встречались более нейтральные определения.



Какие слова чаще использовались на плакатах, изображающих



Что касается стилистики, было два основных направления: сатирическое и героико-патетическое. Особенность первого заключалась в том, что сатирический прием можно было применять только по отношению к врагу и ни в коем случае — по отношению к советским гражданам. Второе же направление не допускало сатиры в принципе — на таких плакатах можно наблюдать бравых советских солдат или исторических деятелей разных эпох. 



{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}



Как правило, плакаты, разоблачающие врага, были именно сатирические, так как сатира считалась самым эффективным методом обличения противника. Более того, в первые месяцы войны было необходимо побороть страх перед агрессором, который так стремительно захватывал новые земли, и заставить советский народ поверить в беспомощность вражеской армии.





Основной мишенью этого типа "Окон" обычно становился Гитлер. Магнушевский изображал его в виде маленького зверька с острыми когтями, а Гальба — в виде гориллы


Помимо прибегания к анималистическому жанру, ленинградские художники рисовали и классические карикатуры. Именно за счет них получалось добиться откровенно комического и отталкивающего образа Гитлера и его приспешников. Так, на одной из последних работ Ваксера "Крах гитлеровского империализма неминуем!" Гитлер изображен с острым носом, выступающими вперед зубами и выпученными глазами, а в руке он сжимает маленький пистолет. Советский солдат на этом плакате возвышается над врагом и уверенно смотрит вдаль. 





Это "Окно" можно увидеть в сериале "Осталась одна Таня" про школьницу из Ленинграда, которая с начала блокады города ведет дневник. В основу художественной истории проекта лег блокадный дневник Тани Савичевой — хроника судьбы ее близких, — известный своей последней записью: "Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".

Образовательный сериал состоит из 36 серий и выходит в вертикальном формате в "VK Клипах". Над проектом работал продюсер фильмов "Краткая история культуры" и "Без границ" Данил Мотин, а также команда молодых кинематографистов под наставничеством историков и опытных художественных консультантов. 

Красный цвет в работах многих ленинградских художников символизировал заслуженное возмездие. Неслучайно в работе Ваксера советский военный и его винтовка окрашены именно в красный, как и на плакате Лео, где фашисту в лоб попадает красный снаряд, или в "Окне" Селиванова, где красный советский снаряд разбивает свастику.



Пересечение цветов "Окон ТАСС" по образам



В послевоенные годы былая острота "Окон" исчезла. Художники ограничивались мирными темами: плакаты призывали к восстановлению Ленинграда и сельского хозяйства области. Советская армия и фюреры сменились веселыми колхозницами в пестрых платьях.

Вместе со сменой направленности "Окон" изменился и список самых часто встречающихся слов в текстах к изображениям. Если в самом начале Великой Отечественной войны большинство плакатов не обходилось без глаголов, описывающих боевые действия, то в 1945 году на их место приходят слова, связанные с мирной жизнью. То же самое произошло и с цветовой палитрой: когда война застала врасплох советский народ, плакаты выполнялись в сдержанных темных оттенках, а с приближением Победы в "Окнах" стало меньше черного цвета и появились зеленые и голубые краски.



Как менялись доминантные цвета плакатов за годы войны



Бить — убить — завоевать: как менялись глаголы в "Окнах ТАСС"



Позже роль художников в редакции лишилась всякой творческой составляющей. По сути, они переквалифицировались в верстальщиков — их задача заключалась в том, чтобы правильно расположить фотографии в газете.



{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}



В 1950 году "Окна ТАСС" прекратили свое существование. Точных данных о количестве изданных в Ленинграде плакатов нет из-за сгоревшего в пожаре архива местного отделения ТАСС. На сегодняшний день одной из самой полных хранительниц ленинградских "Окон" считается Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге. Ее коллекция включает в себя 201 плакат.







Редакция благодарит управляющего делами Санкт-Петербургского регионального информационного центра ИТАР-ТАСС Станислава Вязьменского, заместителя руководителя управления общественных коммуникаций и международных проектов ТАСС Екатерину Титову за содействие в реализации проекта.

ТАСС выражает признательность за помощь в подготовке проекта Государственному центральному музею современной истории России, Российской национальной библиотеке, дочери художника блокадных "Окон ТАСС" Василия Селиванова Инессе Селивановой.

В проекте использованы изображения из собраний Государственного центрального музея современной истории России, Российской национальной библиотеки и ТАСС.

Источники (текст). Колесникова Л.Е. "Окна ТАСС", 1941/1945. Оружие победы. Москва: Братишка (ОАО Тип Новости.), 2005. — 214 с. Бахтияров Р.А. Плакаты "Окна ТАСС" в художественной жизни Ленинграда периода Великой Отечественной войны. Истоки и особенности образного решения. Санкт-Петербург: Астерион, 2018. — 62 с. Окна ТАСС 1941–1945 / составитель Н. Денисовский. Москва: Изобразительное искусство, 1970. — 42 с. Клаус Вашик, Нина Бабурина. Реальность утопии: искусство русского плаката ХХ в. Москва: Прогресс-Традиция, 2004. — 415 с. Селиванова И.В. Рядовой блокадной эпопеи. Художник Василий Селиванов. Из Российской Национальной библиотеки / РНБ. Санкт-Петербург: Действующие лица, 2006. — 104 с. Масленников В.А. Редакция-мастерская по выпуску ручным-трафаретным способом военно-оборонного плаката "Окно ТАСС". Москва, 1997. — 48 с. Морозов А.С. Агит-окна. Окна ТАСС. 1941–1945 (Советский политический плакат. Библиографический указатель). Москва: "КОНТАКТ-КУЛЬТУРА", 2013. — 479 с. Ленинградские "Окна ТАСС", 1941–1945. Из собрания Отдела эстампов Российской национальной библиотеки : иллюстрированный каталог / РНБ. Санкт-Петербург: РНБ, 2015. — 224 с. Виктор Дюнин, Людмила Максимова. ТАСС на войне. Колесниченко Д.В. Плакаты "Окон" ТАСС как символ памяти Великой Отечественной войны. 

Источники (инфографика). Морозов А.С. Агит-окна. Окна ТАСС. 1941–1945 (Советский политический плакат. Библиографический указатель). М.: Издательство "КОНТАКТ-КУЛЬТУРА", 2013. — 480 с. Ленинградские "Окна ТАСС", 1941–1945. Из собрания Отдела эстампов Российской национальной библиотеки : иллюстрированный каталог / РНБ. Санкт-Петербург: РНБ, 2015. — 224 с.

Читайте другие спецпроекты ТАСС

Над проектом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

© Информационное агентство ТАСС, 2024

Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 2 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.