v

Пневмопочта ТАСС

Как в агентстве обменивались сообщениями в доинтернетную эпоху





Работать в информационном агентстве — это каждый день рассказывать читателям обо всем, что происходит в стране и мире. Но чтобы сообщения без задержек попадали в новостную ленту, нужно наладить хорошую связь между корреспондентами, редакцией и службами выпуска. В наши дни c этим легко справляются социальные сети и мессенджеры, а до появления интернета решать эту проблему сотрудникам ТАСС помогала пневмопочта.



В январе 1977 года на углу Леонтьевского переулка и улицы Герцена (сейчас — Большая Никитская улица) выросло новое здание ТАСС — дом №2 на Тверском бульваре. Несколько месяцев спустя в него переехала большая часть редакции. При этом некоторые службы агентства остались в старом здании — доме №10/12 на той же улице, — а в доме №6 разместился Центр обработки сообщений, созданный к Олимпиаде 1980 года. 




Новое здание ТАССу было необходимо — в послевоенные годы пришло много новых сотрудников, и в доме №10/12 стало тесно. Однако теперь предстояло наладить надежную связь между отделами, разбросанными по трем зданиям.

Через телетайпы и факсы ТАСС ежедневно получал сотни сообщений от собственных корреспондентов, которые работали не только во всех республиках Советского Союза, но и за пределами страны. Эти телеграммы обрабатывала специальная служба, после чего информацию нужно было оперативно передать редакторам. Телефоны ситуацию не спасали. Отправлять же бумаги из отдела в отдел курьерами — неэффективно и для информационного агентства слишком медленно. В конечном итоге остановились на наиболее надежном и быстром варианте — пневмопочте. Ее по специальному заказу изготовила фирма австрийца Вольфганга Коглера.



{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}


Все три здания агентства соединили сетью алюминиевых труб. По ним потоки сжатого воздуха перемещали капсулы (их также называли колбами или патронами), в которые можно было вложить любые документы. Это могла быть телеграмма от корреспондента, распоряжение генерального директора или выписка из бухгалтерии. Пересылали колбы через станции — своего рода почтовые ящики. Их в ТАСС установили более четырех десятков. 




"Мозг" пневмопочты находился на девятом, техническом, этаже нового здания: пульт управления с довольно современным по тем временам компьютером и станция №0.





Еще одна важнейшая деталь системы — вентиляторы. Они создавали поток воздуха, который и позволял капсулам двигаться по трубам. Несколько таких приборов в специальных шумоизоляционных боксах стояли на девятом этаже дома №2, другие — в доме №10/12. Когда колбу отправляли из старого здания в новое, вентиляторы в доме №10/12 нагнетали воздух, а в доме №2 всасывали. При пересылке сообщений из нового здания в старое устройства включались в инверсионном режиме.


 

/



Работа пневмопочты напоминала движение поездов по железной дороге: если на линии находился патрон, все "почтовые ящики" по пути его следования блокировались. Это позволяло избегать аварийных ситуаций — столкновения капсул.

Дошедшая до пункта назначения колба падала в корзину. Такие стояли под каждой станцией. Чтобы случайный человек не унес патрон, в него вкладывали лист бумаги с названием отдела или именем сотрудника ТАСС, которому адресовалось послание.





Пневмопочта работала в автоматическом режиме, без участия человека. Инженеры вмешивались только в моменты, когда система давала сбой. Иногда из-за смещения стрелок капсулы застревали в трубах. Бывало даже, что в образовавшийся затор попадали несколько патронов. В этом случае инженеры вводили на пульте управления команду на принудительный продув системы, и все колбы приходили на станцию №0. Отсюда их рассылали по адресам.



{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Доступ к пневмопочте был у всех сотрудников агентства — никаких особых разрешений не требовалось. В основном ее использовали по прямому назначению — для обмена документами, — но бывало, и хулиганили. 




Однажды под Новый год через пневмопочту пытались переслать бутылку шампанского. Правда, до адресата она не добралась — застряла на полпути. Колбу с ценным грузом извлекли инженеры, но кто именно выпил шампанское, история умалчивает.

Удивительно, но пневмопочту в ТАСС активно использовали даже в конце 2000-х годов, когда на столе у каждого сотрудника агентства уже стоял компьютер с доступом в интернет. Особенной популярностью она пользовалась зимой — чтобы переслать бумажные документы из здания в здание, не нужно было выходить на улицу.




Однако наступил момент, когда от артефакта советской эпохи пришлось отказаться. Мессенджеры и электронная почта оказались объективно удобнее и быстрее, да и годы брали свое — устаревшая система ломалась все чаще, а чинить ее было все сложнее. После того как агентство возглавил Сергей Михайлов (на посту генерального директора он находился с сентября 2012-го по июль 2023 года), в офисе начался ремонт. Рабочие срезали трубы и демонтировали станции для отправки капсул — на этом история пневмопочты в ТАСС завершилась.





В материале использованы фотографии: Фотохроника ТАСС (Виталий Созинов, Игорь Зотин, Константин Лейфер, Наталья Гарнелис, Валерий Христофоров, Борис Кавашкин, Виктор Великжанин, Борис Клинченко, Валерий Шарифулин). 

ТАСС выражает благодарность за помощь в подготовке проекта экс-сотруднице департамента информационных технологий ТАСС Светлане Лопатиной, сотруднице департамента информационных технологий ТАСС Любови Мурашовой, а также сотрудникам службы главного инженера ТАСС Андрею Моржухину и Сергею Тишину.

Читайте другие спецпроекты ТАСС

Над проектом работали: 

{{role.role}}: {{role.fio}}

© Информационное агентство ТАСС, 2024

Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 2 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.