"

Прокрутите Вниз

Своей глобальной миссией Сибирский федеральный университет (СФУ) видит подготовку выпускников, готовых создавать лучший мир. Для этого несколько лет назад вуз запустил несколько образовательных проектов, более приземленная (и достижимая) цель которых — трансформация российского образования, развитие магистратуры и интернационализация состава аспирантуры.

Сибирский федеральный университет был создан почти 12 лет назад, и за минувшее десятилетие ему удалось стать настоящим центром научных знаний за Уралом. Вуз небезосновательно считает, что мало передавать знания студентам по проверенным временем методичкам — нужно менять качество образования. По крайней мере, именно это значится его главным приоритетом.

СФУ на хорошем счету. Среди российских университетов он занимает 16-е место по версии рейтингового агентства «Эксперт РА» (2017) и 10-е — по востребованности выпускников работодателями. В прошлом году СФУ получил четыре из пяти возможных звезд в рейтинге QS Stars компании Quacquarelli Symonds, а в опубликованном 16 октября списке лучших вузов стран БРИКС (QS BRICS World University Rankings) СФУ занял 169-е (из 400) место.

В СФУ обучается 31 000 студентов, из них более половины — иногородние, а свыше 700 приехали из других стран. В университете преподают более 2000 преподавателей, а высокий уровень знаний гарантирован количеством профессоров и докторов наук — более 400. А также тем фактом, что по окончании СФУ 74% выпускников без труда устраиваются работать по специальности. 

Специальное инженерное образование
(элитная магистратура)

Развивающимся инновационным производствам в России и за ее пределами явно требуются инженеры-конструкторы со свежим незашоренным взглядом. Их подготовкой с 2012 года как раз и занимаются в СФУ.

Чтобы удовлетворить потребность в квалифицированных кадрах, преподавательский состав вуза меняет подходы к содержанию и технологиям инженерного образования, тем самым выводя процесс обучения на совершенно новый уровень. Как это проявляется на практике? Прежде всего, будущих инженеров-конструкторов обучают творчеству, ведь ядром инженерного дела считается не только прикладная наука, но и способность применить креативность к полученным знаниям.

Ольга Осипенко, заместитель директора

департамента развития магистратуры и дополнительного профессионального образования

В рамках проекта «Специальное инженерное образование» его участникам прежде всего предлагают инженерно-техническую подготовку. Их обучают современной технологии проектирования инноваций, системной инженерии, коммуникациям и сотрудничеству. Среди курсов, входящих в программу проекта, — «Основы проектирования космических аппаратов», «Химия и технология нефти и газа», «Автоматизация конструкторско-технологического проектирования».

Безусловно, для инженеров XXI века жизненно необходимо знание иностранных языков, поэтому СФУ предлагает углубленное изучение английского языка. Оно пригодится и в процессе обучения: вуз предлагает магистрантам длительные зарубежные стажировки. За время существования программы будущие инженеры успели обменяться опытом со своими коллегами в таких городах, как Бирмингем (Англия), Дюссельдорф (Германия), Тулуза (Франция) и так далее, а среди компаний, принявших на стажировку магистрантов СФУ, — немецкая CADFEM, чешская ESI Group и так далее.

В планах СФУ — ежегодный выпуск не менее 15 инженеров-профессионалов, специалистов нового типа, носителей целостной инженерной деятельности, а также разработка эффективной модели учебного процесса специального инженерного образования в вузе.

Интернационализация образования

Интернационализация образования — одна из главных задач, стоящих сейчас перед вузами по всему миру. Университеты стараются идти в ногу со временем и готовить компетентных выпускников, способных работать не только в России, но и в других странах.

Сначала схему сокращения дистанции между работодателем и будущим работником опробовали на российских студентах. И небезуспешно! Тот же РУСАЛ высоко оценил качество подготовки кадров для отечественных филиалов. Компания также решила обучать в СФУ специалистов для транснациональных филиалов — и привозит на обучение целые группы студентов, например, из Ямайки (в Институте цветных металлов и материаловедения СФУ обучаются 25 ямайских студентов).

{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Большим группам иностранцев легче адаптироваться в новой для них стране и культуре, а сотрудникам международного направления в СФУ приходится прилагать в несколько раз больше усилий, чтобы сделать их пребывание в России полезным во всех смыслах. Но эту проблему университет решил, уверяет Соколовский: студентов опекают тьюторы, курирующие учебные дела, а также отдел социокультурной адаптации, который помогает иностранцам решать бытовые проблемы.

Формирование собственной системы ученых степеней PhD SibFU 

С 2015 года СФУ присваивает ученую степень PhD (доктор философии), принятую в научном сообществе Запада. По сути, это аналог традиционных российских ученых степеней (кандидат и доктор наук), не признаваемых за рубежом. Важность решения СФУ сложно переоценить: раньше российским ученым, защитившим кандидатскую диссертацию, приходилось «перезащищаться» в зарубежном университете, и этот водораздел, по словам научного руководителя СФУ, академика РАН Евгения Ваганова, серьезно тормозил интеграцию в области науки.

«Формальные барьеры отбрасывают науку назад, — уверяет научный руководитель СФУ. — В этой ситуации Россия сделала перспективный ход, позволив университетам присваивать собственные ученые степени, в том числе PhD, и вести диалог с западным научным сообществом на одном языке».

СФУ стал третьим (после РУДН и СПбГУ) российским вузом, где присваивают степень PhD. Однако на этом инновации не закончились. СФУ — первый университет в стране, который выделяет гранты на обучение на английском языке по PhD-программам «Биофизика», «Металлургия черных и цветных металлов», «Оптика и квантовая химия», «Градостроительное проектирование», «Вещественный, комплексный и функциональный анализ» и «Обработка металлов давлением».

Как утверждает руководитель Департамента подготовки кадров высшей квалификации Ольга Григорьева, на это беспрецедентное решение международная общественность отреагировала с интересом, граничащим с изумлением.

Ольга Григорьева, руководитель департамента подготовки кадров высшей квалификации 

Процедуры защиты диссертации на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук и степени PhD в СФУ отличаются друг от друга. В комиссию, которая решает вопрос присвоения последней, обязательно должны входить представители ведущих зарубежных университетов, диссертация представляется на английском языке, защита транслируется в режиме онлайн и находится полностью в открытом доступе, уточняет Ольга Григорьева. 

Высшая школа гастрономии 

Institut Paul Bocuse

Высшая школа ресторанного менеджмента на базе СФУ — единственное направление в области ресторанного дела за Уралом и уникальная возможность стать профессиональным ресторатором — была создана 31 октября 2016 года, когда руководство вуза подписало соглашение с ресторанным холдингом Bellini group. По окончании школы выпускники смогут стать профессиональными рестораторами, а в перспективе — открыть свое дело при поддержке крупнейшего красноярского ресторанного холдинга Bellini group.

По мнению специалистов, это «жизнеспособный проект, который будет востребован среди абитуриентов». В 2017 году студентами этой образовательной программы стали 50 человек. С 2018 года набор увеличился вдвое.

Среди преподавателей школы — действующие топ-менеджеры, эксперты в области HoReCa (Hotel, Restaurant, Cafe/Catering — прим. ТАСС) и приглашенные специалисты. Акцент в обучении сделан на опыт: c первого курса студенты проходят практику в ресторанах Bellini group. Директор ресторанного холдинга Bellini group Анатолий Ващенко считает, что в ресторанном бизнесе серьезная нехватка профессиональных кадров. Сотрудничество СФУ и Bellini group говорит о том, что вуз следует современным трендам.

{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Филиал одной из лучших гастрономических школ мира — Института Поля Бокюза — стал вторым совместным образовательным проектом Bellini group и СФУ. Как вспоминает Алексей Горенский, учредитель группы компаний Bellini group: «Два года назад мы открыли Высшую школу ресторанного менеджмента, чтобы дать абитуриентам возможность стать профессиональными рестораторами и управленцами. Высшая школа гастрономии стала логичным продолжением этого проекта».

Проект не имеет аналогов в России. Программа обучения разработана совместно со специалистами Института Поля Бокюза: в течение четырех лет студенты будут изучать кулинарное мастерство, управление персоналом, закупки, маркетинг, иностранные языки. Уже с первого курса много времени будет уделено практике, а со второго студенты смогут отправиться на стажировку во Францию. 

                                                                                                                                     .

Инженерный городок

В рамках подготовки к Универсиаде-2019 в СФУ появился «Инженерный городок» — уникальное пространство со своей концепцией и инфраструктурой, предназначенное для подготовки инженеров международного уровня от школьной скамьи до аспирантуры. Помимо учебных корпусов, на территории городка будут расположены лаборатории, опытно-производственные территории, общежития, информационно-вычислительные центры и социально-культурные объекты.

На этой территории традиционно существовала система инженерного образования, и сейчас, утверждает Вчерашний, «мы фактически возвращаемся к истокам на новой технологической и содержательной платформе».

{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Среди партнеров модернизированного инженерного образования СФУ — «РУСАЛ», «Роснефть», «ИСС им. Решетнева». Магистры проходят стажировки в компании CADFEM (Германия), в офисе MECAS ESI s.r.o. (Чехия), IFP Training (Франция) и других. Что до школьников, то в «Инженерном городке» внимание уделят одаренным и талантливым детям, в первую очередь тем, кто углубленно изучает математику, физику, химию и биологию.

Уже заявлены студенческие проекты, готовые к реализации в «Инженерном городке». Так, студенты собираются разработать прототип экологичного индивидуального средства передвижения, болида на солнечной энергии, установить источники возобновляемой энергии для устройств полива газонов, независимого уличного освещения и усовершенствовать технологии переработки излишков снега в очищенную воду.

В СФУ «Инженерный городок» видят как конструкторское бюро, проектно-исследовательскую площадку, институт идей и творческой активности молодежи, направленной на совершенствование среды обитания человека. 

CDIO — развитие инженерного бакалавриата

CDIO (Conceive, Design, Implement, Operate — с англ. «придумывай, разрабатывай, внедряй, управляй» – прим. ТАСС) представляет собой методику инженерного образования, которую используют многие университеты мира: Массачусетский технологический, Стэнфордский и Калифорнийский, а с 2013 года — и Сибирский федеральный.

Главная идея CDIO — ориентированное на практику обучение, то есть студенты самостоятельно придумывают новые продукты или технологии, ведут конструкторские работы и продумывают стратегии внедрения ноу-хау в реальное производство. Внедрение идей CDIO в СФУ — оперативная реакция на изменение экономических запросов. 

Наталия Гафурова, заместитель директора департамента проектной деятельности 

{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Выглядит развитие инженерного бакалавриата в СФУ так: каждый студент в обязательном порядке работает над индивидуальным или принимает участие в реализации коллективного проекта. Кроме того, сегодня специалистам нужны компетенции в смежных областях, поэтому до последнего курса внутри каждой дисциплины студенты изучают модули, направленные на развитие личностных компетенций, уточняет Наталия Гафурова. В вузе сознательно изменили содержание традиционных предметов — истории и философии, — сделав акцент на развитии науки, техники и производства. В университете также стараются максимально отойти от традиционной формы обучения — лекций и семинаров — и использовать новые подходы в образовании: активные тренинговые технологии и электронное обучение.

Главная особенность инженерного бакалавриата — активное участие работодателей в процессе обучения. Выпускники могут рассчитывать на трудоустройство у партнеров вуза: «РУСАЛ», «Газпром», Сибирская генерирующая компания и других.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии

СФУ с момента основания вел работу по использованию передовых технологий в образовании, например, электронного обучения. Директор центра обучающих систем Кирилл Захарьин называет несколько особенностей электронного обучения в СФУ. Прежде всего, это разработка и реализация адаптивных образовательных ресурсов, которые позволяют персонализировать учебный процесс под каждого студента. Например, учитывать потребности студентов с разным уровнем подготовки и разными целями, чтобы повысить их вовлеченность в учебный процесс, качество и результативность обучения.

Кроме того, в СФУ используют модели смешанного обучения, практика которых в вузах России сейчас активно развивается. 

Следовательно, от преподавателя СФУ требуется не просто провести серию учебных занятий, а с учетом требований современной цифровой образовательной среды спроектировать учебный процесс в целом, соблюдая баланс между цифровыми и традиционными средствами.

Внутренние коммуникационные сервисы вуза, доступные каждому студенту, открывают перед ним огромные возможности: система электронного обучения «еКурсы» дает доступ к электронным образовательным ресурсам; в личном кабинете «Мой СФУ» можно создать персональную страницу и портфолио, связаться с любым преподавателем, обсудить мероприятия, задачи и проекты; доступ в научную библиотеку СФУ и к системе «Антиплагиат» помогает готовить курсовые и другие работы; сервис видеоконференцсвязи СФУ позволяет студентам слушать лекции онлайн. У каждого студента есть электронный аналог зачетной книжки, индивидуальный адрес корпоративной электронной почты и аккаунт в социальной сети «Мой СФУ».