Альпийская история

Марш Суворова через пропасть


Горные выси, одинокие тропы, ледяные хребты и хлопья снега. Александр Васильевич Суворов, генерал-фельдмаршал русской армии, и 21 тыс. его пехотинцев ищут дорогу через непроходимые Швейцарские Альпы. От успеха похода зависят судьбы Европы.

Знаменитое историческое событие легло в основу полнометражного мультфильма "Суворов: Великое путешествие", который выходит в прокат с 1 мая.

Главный герой фильма — сирота Гриша, по воле случая попавший на службу в войска фельдмаршала Суворова, — собирательный образ русского солдата XVIII века. У других же героев мультфильма находятся реальные прототипы, и только события, в гуще которых они оказались, сравнить не с чем: ни до, ни после перед русской армией не ставилось настолько невыполнимой задачи — и никогда более она не переходила Альпы.

В специальном материале ТАСС и киностудии "Союзмультфильм" разбираемся, из-за чего русские оказались далеко от родины, как союзники, и среди них Франц фон Вейротер, обернулись предателями и благодаря чему Суворову удавалось побеждать не числом, а умением.


Наполеон в отпуске


Сюжет мультфильма строится вокруг Швейцарского похода, но, прежде чем перейти Альпы, Суворов прибыл в Италию. Его задача: сражаться за независимость маленьких государств, из которых она состояла. Начиналось же это так…

В 1790-е ничего в Европе не шло, как раньше: прежние порядки рушились, государства меняли границы, а вечные противники, серьезно напуганные, объединялись в коалиции. Общая угроза нависла над монархической Европой — Великая французская революция. Россия и Турция, Австрия и Пруссия согласились воевать против французов совместно.

После неудачного вторжения во французские земли полем боя становится Италия. Ее границы переходят набравшие ход войска революционной Франции. Чтобы остановить их, местных сил недостаточно. В бой вступают великие державы. Но тогда как Россия стремится всего лишь сохранить законный порядок вещей, Австрия не против того, чтобы серьезно расширить свои границы…и после войны за общее дело стать сильнее, чем была.

Тем более что это вполне достижимо. Наполеон Бонапарт, дерзкий генерал, благодаря которому Франция добилась головокружительных успехов, на время покинул Италию, отправившись на завоевание Египта. Британский флот в Средиземном море мешает полководцу вернуться. Этим пользуются Россия и Австрия, чтобы свести плоды его побед на нет.



Историки спорят, несли ли французские завоевания убытки и разрушения — или еще и пользу? Париж ставил не только военные, но и идеологические цели: он экспортировал свою революцию. На месте средневековых монархий, многочисленных в Италии, революционеры создавали республики, меняя сословные привилегии на равенство. К несчастью, прогресс давался дорого: на захваченных землях итальянцев подвергали грабительским поборам, дворяне и духовенство терпели унижения, а национальное достояние взяли и свезли во Францию.

Революционные газеты опубликовали речь Бонапарта к солдатам: "Вы отослали 30 млн в наше Министерство финансов. Вы обогатили парижский музей более чем 300 художественными предметами, этими высокими произведениями древней и новой Италии, на собрание которых нужно было 30 веков!"

Прибытие завоевателей внесло раскол в умы итальянцев. В то время как одни, привлеченные революционными идеалами, готовы были согласиться с оккупацией, другие мечтали о восстановлении прежних порядков. В дело вмешалась Россия. Император Павел, защитник законности, направил войска в Европу, поручив командование Суворову, самому одаренному из служивших Российской империи полководцев.

С самого начала русские действовали рука об руку с австрийцами. Но то, что императору Павлу казалось бескорыстной солидарностью монархов, совсем иначе воспринимали в Вене. Австрийцы стремились не только изгнать французов, но еще и... оккупировать Италию сами!


Союзники недоговаривают


Уже вскоре после прибытия на Апеннины между русскими и австрийцами стали вспыхивать ссоры. Суворов предложил извлечь выгоду из того, что Бонапарт направился завоевывать Египет: действовать быстро, тесня противника, оставшегося без лучшего полководца. Но Вену больше интересовали крепости: Милан и Мантуя. Австрийцы уже приготовились взять их себе.

Когда русские и австрийские войска вошли в Турин, разногласия обострились. Суворов предложил вооружить местных жителей против французов. Но записываться в австрийские полки итальянцы не хотели. Создавать итальянские самостоятельные соединения, пусть даже для пользы дела, не хотела Австрия.

Хуже того, она начала приказывать Суворову.



В Вене отвергли предложенный Суворовым план кампании и потребовали сосредоточиться на осаде цитаделей. Несогласие русских с медлительной тактикой имело цену: австрийцы отказывались присылать подкрепление и тем мешали ведению войны. Трения давали о себе знать в быту: войска Суворова жаловались на испорченную муку, несвежее мясо, разбавленное вино, поставленные австрийскими фуражирами, а еще дрязги, проволочки и интриги австрийцев. Несмотря на это, Суворов с помощью несговорчивых венских союзников одерживал победу за победой при Тидоне, Треббии и Нови, но когда австрийцам стало казаться, что дело сделано, у них возникло желание увести войска полководца прочь. Тем более что, помимо итальянских земель, Франция успела закрепиться и в других частях Западной Европы, где война требовала продолжения.



Они предали нас?


К северу от Апеннин раскинулась захваченная французами Швейцария, переименованная в 1798 году в Гельветическую республику. Как в Италии, жители страны разошлись во мнениях относительно захватчиков: одни поддерживали революционные порядки, другие ненавидели их. Но интересовало австрийцев не это, а возможность удалить русских и подчинить Италию себе.

План продвижения по Швейцарии составил австрийский генерал Франц фон Вейротер.

Сегодня мы знаем, сколько в нем насчитывалось ошибок. Но в 18 веке картографы с трудом отличали охотничьи тропы от дорог, по которым может пройти войско. Карта, предложенная австрийцами, выглядела правдоподобно. Не имея других источников, Суворов доверился союзнику и по проложенному им неверному маршруту отправился в поход. В мультфильме яркими красками играет злорадство главного антагониста сказки Вейротера, уверенного, что он смог заманить войска России в западню.



Так начался Швейцарский поход. Последний подвиг великого полководца Александра Суворова. На фоне этих знаменитых исторических событий разворачивается основной сюжет мультфильма.

Война в горах была в новинку для многих в русской армии, но не для князя Петра Багратиона. Будущий герой 1812 года, грузинский аристократ, входил в доверенный круг офицеров Суворова, помогая командовать среди обрывов и скал. Наряду с ним в Швейцарском походе отличились генералы Дерфельден и Милорадович. Они вели русские войска по тесным дорогам над обрывами и днем, и ночью. На скользких косогорах солдаты сваливались в пропасти, гибли лошади. С изумлением военное шествие встречали местные жители. Среди них были те, кто приветствовал Суворова и указывал ему дорогу. Позже установили, что никогда ранее ни одна армия не следовала этим трудным путем. В Швейцарии его стали называть дорогой Суворова.

Первое испытание на пути полководца выпало у расщелины в скалах, где один край с другим соединял Чертов мост. Взорвав укрепление, французы надеялись надолго задержать русских, но просчитались. Не только одними своими силами, но еще и под огнем противника войска Суворова смогли восстановить переправу, взяв в качестве расходного материала доски ближайшего сарая и шарф одного из офицеров, князя Мещерского. Конструкция оказалась достаточно прочной, чтобы позволить всем перебраться на другой берег и прогнать французов.

Русские войска продолжили марш до деревушки Альтдорф, где двойная игра австрийцев сделалась очевидной. Обозначенных на карте Вейротера дорог нигде не было. Суворову оставалось спуститься в ближайшую Мутенскую долину обходным путем, непригодным для безопасного продвижения войск. По пятам за армией следовал голод. В этих местах уже побывали французы. И после того, как они прошли, русским войскам с трудом удавалось добывать провизию и фураж.

В Мутенской долине Суворова застигло известие хуже прежнего. Войска генералов Римского-Корсакова и Готце, на соединение с которыми он направлялся, оказались разбиты французским военачальником Массена. План Швейцарской кампании отныне не только страдал от неточностей, внесенных Вейротером, но делался неисполнимым из-за острой нехватки солдат союзных войск. Альпийские склоны из барьера на пути к цели — освобождению Швейцарии от Франции — превращались в западню.

Французы понимали это лучше других. Массена распорядился перекрыть все выходы и стал дожидаться капитуляции Суворова. Генералу-революционеру мысль о пленении фельдмаршала льстила, ведь, как уже было известно, среди русских находился сын императора Павла Константин. Если бы он попал в руки французов, то стал бы первым пленником голубой крови, захваченным республиканцами, после того как в 1793 году казнили короля Людовика XVI и его супругу Марию-Антуанетту.

В отчаянной ситуации Суворов смог отыскать путь к победе. Удар малочисленных, но мотивированных войск застал Массена врасплох, а в пылу боя шансы сравнялись. Герой унтер-офицер Иван Махотин подобрался к Массена так близко, что сорвал с его мундира эполет. Военачальник ретировался, а французские ряды расступились: армия Суворова прорвалась на свободу, притом не одна — за собой она вела полторы тысячи пленных вражеских солдат.


Батальоны мирного времени


Войска Суворова оказались на воле не только в прямом, но и в переносном смысле слова. По закону 1793 года солдаты, отслужившие в армии 25 лет, демобилизовывались не крепостными, а вольными гражданами империи. Армейская служба сулила большие опасности, но давала и шанс на непредвиденное повышение. Храбрые солдаты могли отличиться, получить орден и, в конце концов, офицерство. Правда, воспользоваться этой возможностью удавалось немногим.

В счастливую звезду верили не все, кого призывали в войска. Фрейлина невестки Павла I Мария Волкова встречала охваченных тревогой будущих солдат: "Мы живем против рекрутского [солдатского] присутствия, каждое утро нас будят тысячи крестьян: они плачут, пока им не забреют лба, а сделавшись рекрутами [будучи окончательно призваны], начинают петь и плясать, говоря, что не о чем горевать, что такова воля Божья”.

Эти крестьяне не знали правил, которые помогли бы им уклониться от службы: в российскую армию не призывали новобранцев с тремя выбитыми зубами, редковолосых, лысых, шелудивых. В деревнях оставались низкорослые, ниже 155 см, глухие, подслеповатые, те, кто считался душевнобольными, зато молодого кормильца вполне могли отнять у семьи и отправить воевать. Подавляющее большинство солдат времен Суворова — холостые, но среди них попадались и женатые, отцы семейств в том числе с несколькими детьми.

И все же шансы оказаться солдатом в войну 1799 года были поразительно невелики. По разнарядке в армию призывалось около 0,5% годного к службе податного населения в год. При этом дворяне имели право служить в армии офицерами, а остальные могли рассчитывать лишь на солдатскую лямку. Главный герой мультфильма Гриша оказывается на службе под чужим именем. Но тому, что он приложил усилия, чтобы оказаться бок о бок с Суворовым, вполне можно верить. 



Как и тому, что герои сошлись характерами. Реального Cуворова, как и мультипликационного, отличала чуткость к настроениям солдат, сочетавшаяся с умением использовать их сильные стороны в бою. Современники замечали, что полководец не считал зазорным смешить своих пехотинцев, петь с ними, есть, подбадривать, постоянно и с большим искусством разговаривая на народном языке, притом что сам, рафинированный интеллектуал, владел несколькими иностранными. Суворов обращался к солдатам еще и на языке поступка, имевшем нечто общее с традициями юродства: при въезде в Милан в 1799 году направил перед собой австрийца, следя за тем, как тому воздавали почести, полагавшиеся самому Суворову. Потеряв темп в Альпах, как утверждает один из источников, Суворов распорядился вырыть себе могилу и лег в нее, угрожая свести счеты с жизнью. Смутившиеся солдаты, чтобы не потерять своего военачальника, прибавили шаг. Образный язык и харизма Суворова таили в себе огромную силу: они подстегивали армию двигаться вперед.

Они же и объясняют его военные успехи. Сын генерала, Александр Суворов, тем не менее медленно поднимался по служебной лестнице. Войны Российской империи с Турцией предоставили шанс раскрыться его военному таланту. На них он научился сам и научил других побеждать по-суворовски: не числом, а умением. Уяснив природную склонность русских солдат к рукопашному бою, Суворов и сделал на него ставку — и не прогадал: так родилось знаменитое: "Пуля — дура [при еще недостаточном развитии оружейного дела это действительно так], штык — молодец".



Мирная жизнь во времена Суворова


За спиной у героя Гриши, отправлявшегося в Швейцарский поход, оставался мир старой России. По законам империи каждый человек закреплялся за своей социальной группой, чтобы нести положенные обязанности. Но, как и повсюду в Европе, границы между сословиями размывались. Героине мультфильма, купеческой дочери Софье, почувствовать это дают родные, когда готовят выдать замуж за графа Владыкина, которому она не ровня.

Браки между купеческими дочерьми и дворянами нарушали установленный порядок вещей. Но заключать их в XVIII веке стали часто. В Сибири доля таких союзов достигла 15%. К ним подталкивала экономическая выгода. Бедневшие дворяне пробовали выправить финансовое положение, породнившись с неродовитыми, но зажиточными предпринимателями. Общество отвечало на это насмешками: успехом пользовалась нравоучительная пьеса "Дворянющейся купец". Но остановить ход времени не выходило. Великая Французская революция испугала многих в России, поскольку ускоряла процессы, при этом шедшие и без нее.

Эмансипация женщин — еще одно явление неуклонного прогресса. Во времена Суворова стали признавать, что устроенный родителями брак мог не устраивать невесту, как нашу героиню Софью.

В такой же ситуации оказался полководец Суворов: узнав, что его дочь Наталья отвергла найденного им жениха, не стал настаивать и оставил за девушкой право выбирать свою судьбу.



Постепенное закрепление прав женщин шло рука об руку со смягчением нравов и преображало Россию XVIII века. Интеллектуал на поле боя, полиглот, царедворец и литератор, Суворов переписывался с Державиным, а к итальянцам, австрийцам и швейцарцам обращался на их родном языке. Генералиссимус разбирался в античной истории а его письма — образец художественного стиля. Этого требовала эпоха — времена, когда в Россию при Екатерине Великой пришло Просвещение.


Суворов мультипликационный


Сюжет мультфильма "Суворов: Великое путешествие" разворачивается во времена масштабных исторических событий, о которых мы вам сейчас рассказали. И как вы уже, скорее всего, убедились, история похода интересна и нетривиальна. С 1 мая ее можно будет увидеть на больших экранах глазами современника тех событий — 16-летнего петербургского сироты Гриши.

По стечению обстоятельств он оказывается в полку знаменитого полководца Суворова во время Швейцарского похода. Тем временем в Петербурге его ждет возлюбленная Софья, для счастья с которой ему не хватает самого малого… настоящего подвига.  

{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}


Вместе с ним зрители смогут "побывать" в центре событий в Швейцарских Альпах, увидеть пейзажи Италии и Петербурга того времени. Художественный мир мультфильма насчитывает более 30 локаций.

Художники создали образы 57 персонажей, среди которых графиня Владыкина, купчиха Пшеницына, австрийский генерал Франц фон Вейротер и сам Александр Суворов. Специально для создания образа полководца они изучали исторические источники и свидетельства, которые позволили уловить суть его характера.

Это первая за 20 лет полнометражная анимационная картина киностудии "Союзмультфильм". Военно-исторический фильм, выполненный в технике 3D, создан на стыке жанров: приключения, романтическая комедия, мюзикл, байопик. Герои разговаривают голосами отечественных знаменитостей: Константина Хабенского, Филиппа Киркорова, Натальи Быстровой, Антона Макарского и других. Впервые симфонический оркестр Министерства обороны записал музыкальное сопровождение для анимационной картины.

Предательство и храбрость, расчет и любовь, коварство, над которым торжествуют честность и доброта. "Суворов: Великое путешествие" — мультфильм о дружбе и верности во время великих исторических событий. Смотрите в кинотеатрах с 1 мая. 

При подготовке текста были использованы источники:

Большая российская энциклопедия; Бовыкин Д.Ю., Чудинов А.В. Французская революция, М.: Альпина нон-фикшн, 2020; Быт русской армии XVIII — начала XX века / Автор-сост. С.В. Карпущенко. — М.: Воениздат, 1999; Дубровин Н.Ф. А. В. Суворов среди преобразователей екатерининской армии. — М.: Ленанд, 2016; Лопатин В.С. Потемкин и Суворов. — М.: Наука, 1992; Лопатин В.С. Суворов. — М.: Молодая гвардия, 2012; Милютин Д.А. История войны 1799 года между Россией и Францией в царствование императора Павла I. — СПб., 1857; Песков А.М. Павел I. — М.: Молодая гвардия, 2017; Петрушевский А.Ф. Генералиссимус князь Суворов. — М.: Русский издательский центр, 2016; Полный исторический атлас России. — М.: АСТ: Астрель, 2010; Ростунов И.И. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов. — М.: Воениздат, 1989; Семанов С.Н. Александр Васильевич Суворов. Суворов в воспоминаниях современников. — М.: Русский мир, 2000; Хронос. 

Над проектом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

Все даты в проекте указаны по новому стилю, если не указано иное.