Дом, который построил ТАСС

В этом году старейшее информагентство страны отмечает двойной юбилей: 40 лет в "новом" здании и 80 лет на Тверском бульваре

"Бетонный куб", "телевизор", "говорящий дом" — как только не называют здание ТАСС острословы. 40 лет назад, 30 января 1977 года, оно официально стало центральным офисом крупнейшего информагентства Советского Союза. Несмотря на солидный возраст, сотрудники ТАСС называют "дом с глобусом" "новым" зданием. Дело в том, что на Тверском бульваре, чуть дальше в сторону Тверской, находится дом №10, в котором с 1937 года и до сих пор располагается ТАСС.

От "Метрополя" до Лубянки

Первым зданием редакции ТАСС (на тот момент Петроградского телеграфного агентства, ПТА) в Москве стали номера в отеле "Метрополь". До этого агентство работало, как видно из названия, в Петрограде, а в Москву переехало только в апреле 1918 года. Впрочем, уже в 1919 году ПТА получило и новое имя РОСТА (Российское телеграфное агентство), и новый дом — в Милютинском переулке. 

На картах это здание до сих пор может обозначаться под тремя адресами: Милютинский, 11; Сретенский, 4 и Малая Лубянка, 16. Именно тут родилась идея "Окон РОСТА" и именно тут их создавали. Но размещались они в основном все же в здании кондитерской, на пересечении Армянского переулка и Покровки.
В 1923 году РОСТА опять переехало — в тот самый Армянский переулок, дом 13. Там офис главного информагентства страны базировался до 1937 года.

В 1935 году был представлен план реконструкции Москвы, который подразумевал расширение улиц. На Пушкинской площади должен был находиться "уголок советской прессы": редакция и типография "Известий", редакция "Правды" и "вишенка на торте" — небоскреб телеграфного агентства СССР. Его проект представлял архитектор Илья Голосов. В здании должно было быть 20 этажей. В нижней части высотки — по проекту — размещались столовая и технические помещения, а выше — помещения редакций. Однако проект Голосова отвергли, а на месте предполагаемого небоскреба построили дом №17, прозванный в народе "домом под юбкой". 

В 1937 году в очередной раз переименованное — теперь уже в ТАСС — агентство переехало на Тверской бульвар, дом 10.

Телетайп вместо платьев

Вернемся в 1908 год. Москва, Российская империя. На самом длинном из московских бульваров, Тверском, архитектор Николай Лазарев строит в стиле неоклассицизма ателье для Надежды Ламановой. Дом получает порядковый номер 10. Надежду Ламанову (по мужу — Каютову) иногда называли "русской Шанель". Она была известным модельером и даже поставщиком двора Его Императорского Величества.

В 1917 году Ламанова уезжает из здания на Тверском, 10. Разные биографы модельера спорят: то ли она сама продала недвижимость, то ли здание реквизировали. К счастью, Ламанова благополучно пережила Гражданскую войну, была главным костюмером МХАТа и умерла только в 1941 году из-за нервного припадка. Сердце 79-летней женщины не выдержало того, что МХАТ уехал в эвакуацию без нее.

В 20-е годы соседний дом №12 отдали под общежитие Наркомфина. Два здания были слеплены в одно в 1927 году архитектором Ивановым-Шицем.

С 1937 года судьба дома 10–12 на Тверском неразрывно связана с ТАСС. В 1937-м на Тверской перевезли телетайпы, аппараты Морзе и прочее оборудование, сюда переехали журналисты и фотографы. 

Во время Великой Отечественной войны практически весь коллектив агентства эвакуировали в Куйбышев. Но несколько оперативных редакционных групп вместе с руководителем агентства Яковом Хавинсоном осталось в Москве. Сталин, звонивший руководителю ТАСС, спрашивая "как вы будете обслуживать нас сейчас своей информацией" и отмечая, что ее значение "неизмеримо возрастает", получил ответ: "Вы будете получать информацию гораздо раньше и чаще, чем это было до сих пор". В самом деле, в агентстве круглосуточно дежурил фельдъегерь, который еще до ротации служебной информации получал ее машинописные копии и отвозил в Кремль.

После одной из интенсивных бомбежек тассовцам было приказано перебраться работать в подземелье на станции метро "Белорусская". Ночевать же, несмотря на возражения руководства, они предпочитали в здании на Тверском бульваре. В 1943 году, когда фронт отошел от Москвы, из Куйбышева вернулись эвакуированные тассовцы.

9 мая 1945 года в 0:30 из здания на Тверском, 10 отправилось по всему миру сообщение:

Борьба с теснотой

В послевоенное время ТАСС быстро развивался и вошел в пятерку крупнейших информационно-телеграфных агентств мира. Разрасталась корреспондентская сеть по всему миру, соответственно, увеличивался и штат московских сотрудников. Старого здания на Тверском бульваре агентству не хватало — "Фотохронику ТАСС" пришлось переселить на Большую Дорогомиловскую (впоследствии она тоже переезжала в разные места). Выстроить технологическую цепочку, которая могла бы ускорить работу агентства, не получалось технически. 

В 1963 году руководство ТАСС обратилось к Правительству СССР с просьбой построить на углу улицы Герцена (ныне Большая Никитская) и Тверского бульвара новое здание для агентства. На этом месте в 50-е и раньше был двухэтажный дом и продовольственный магазин с народным прозвищем "Угловой". Здесь же находился и роддом, в котором родились многие тассовцы. Например, известный фотограф Валерий Христофоров до сих пор шутит, что ему судьбой было предопределено работать в ТАСС. В этом доме в 1917 году жил Константин Паустовский: "В Москве я поселился в двухэтажном доме у Никитских ворот. Дом этот выходил на три улицы: Тверской бульвар, Большую Никитскую и Леонтьевский переулок. С четвертой стороны он был вплотную прижат к глухой стене — брандмауэру шестиэтажного дома".

В 70-е годы строение было признано малоценным и аварийным и должно было быть снесено, а на его месте Моссовет утвердил расположение нового тассовского дома.

Не послушали Кастро

Внешний вид нового здания ТАСС задумывался совершенно другим — агентство должно было разместиться в небоскребе. Как впоследствии вспоминал бывший генеральный директор ТАСС (1960–1967) Дмитрий Горюнов, опосредованно рождению новой "жилплощади" помог… Фидель Кастро, находившийся летом 1963 года в СССР.

Когда Фидель прилетел в Москву, Горюнов, который был хорошо знаком с кубинским лидером, предложил команданте встретиться. Встречу назначили на вечер 1 мая. Когда прогремели первые залпы праздничного салюта, Кастро и Горюнов вышли на балкон. Фидель, глядя на город, заметил: "Я слышал, у вас сейчас ругают высотные здания, построенные в 50-х годах. А мне кажется, они органически вписываются в облик Москвы. В городе обязательно должны быть перепады высот, скрашивающие унылость кварталов, построенных под один карниз". Как вспоминал Горюнов, его эти слова очень обрадовали, поскольку в ТАСС как раз вынашивали планы нового здания. 

Первоначальный проект нового здания ТАСС был утвержден в 1967 году. Цитируем тассовку: "25-этажный дом из стекла и легких металлов решено построить на углу улицы Герцена и Тверского бульвара. Благодаря оригинальной системе конструкций внушительное здание не займет много площади. Удобная планировка комнат, в которых разместятся многочисленные редакции, кондиционированный воздух, скоростные лифты — все это создаст максимальные удобства для работы сотрудников". На крыше тассовского небоскреба должны были установить световое табло более чем полутораметровой высоты. Плывущие по нему буквы, которые складывались в последнее сообщение ТАСС, должны были видеть гуляющие по площади Восстания (ныне Садовой-Кудринской), Пушкинской и Арбатской площадям. Однако планам не было суждено сбыться.

Сокращение этажей


Уже в 1971 году СМИ сообщали: началось строительство 12-этажного здания ТАСС. Существует немало версий, почему проект "зарезали" более чем вдвое. Кто-то утверждает, что грунты в этом месте не выдержали бы давления такого большого здания. Кто-то считает, что всему виной проходящая под Никитскими воротами линия секретного "метро-2". Наконец, есть и такая гипотеза: якобы в тассовскую высотку могли проникнуть шпионы и из снайперской винтовки или другого оружия поразить цель на территории Кремля. Еще одна версия, гласящая, что высотное здание загораживало бы вид из квартиры Леонида Брежнева на улице Щусева (сейчас — Гранатный переулок), не выдерживает критики, потому что построен "брежневский" дом был в 1978-м, то есть на год позже тассовского здания.

Но все же наиболее вероятно, что причиной сокращения числа этажей стало нежелание разрушать сложившийся архитектурный ансамбль. Вот что пишет об этом в своей книге Владимир Промыслов, который с 1963-го по 1986-й возглавлял исполнительный комитет Моссовета: "Москвичи помнят, что несколько лет назад был снесен ряд двух- и трехэтажных не имеющих исторической и художественной ценности домов на углу улицы Герцена, у Никитских ворот. На их месте решили построить новое здание ТАСС. Первый проект этого здания явственно отражал веяния так называемой интернациональной архитектуры: небоскреб из стали, стекла, алюминия и бетона. Проект здания имел определенное своеобразие. Однако своим гигантизмом здание полностью подавило бы сложившийся в этом районе архитектурный ансамбль, резко дисгармонировало с окружающей застройкой и впоследствии неминуемо "потянуло" бы вверх все последующие соседние сооружения. В результате нелегких споров этот проект был отвергнут". Кто именно поставил подпись "отклонить", неизвестно. В сообществе ветеранов и работников ТАСС упоминают, в частности, первого секретаря московского горкома Виктора Гришина.

В итоге ТАСС не стал и 12-этажным — в "новом" здании девять этажей, один из которых технический.

Анна Садо (в 1977–78 годах — старший технический редактор ГРСИ)

Я пришла в ТАСС в 1977 году, сама редакция переезжала в начале октябряноября 1978 года. Переезжали не все, а по списку, заранее согласованному с генеральным. Перед нами переезжала спортивная редакция. В старом здании мы находились на четвертом этаже, а в новом "спортсмены" должны были занять площадь на седьмом этаже.

И вот ребята переехали, в несколько заходов все перетаскали, заняли большую комнату, она была подготовлена к Олимпиаде-80, им создали все условия. После переезда все устали, поставили связки со всеми документами на пол. Один из них положил на папку ноги, чтобы немного отдохнуть. И тут в комнату вошел вместе с группой сопровождающих тогдашний генеральный директор Леонид Замятин. Он увидел эту ситуацию и говорит: "Раз вы так относитесь к своим вещам, к своим документам, собирайтесь и уезжайте обратно в старое здание". И вот они обратно туда переехали и там работали еще года четыре.


Все были очень рады, было большое обновление техники, все эти старые пуншерные телетайпы, конечно, заменили на новую аппаратуру, мебель была вся новая. Во времена СССР, когда все это было невозможно достать и купить, это, конечно, приятно удивляло. Все было на высшем уровне

Анна Садо (в 1977–78 годах — старший технический редактор ГРСИ)

Михаил Беглов (в 1977 году — редактор главной редакции иностранной информации)

Работали в старом здании в обычном напряженном режиме, а потом в один момент было велено собрать личные манатки и перейти в новое здание. Конечно, были в восхищении  и комната редакции была побольше, и очень светлая, да и вообще все вокруг было таким необычно просторным и светлым. Огромная столовая. Поначалу путались в этажах и в кабинетах, не в те комнаты ломились. Потом привыкли. Конечно, все были в восторге". Но при слове "ТАСС" все же сначала в голове возникает образ старого здания. "Наверное, потому, что именно туда пришел на работу. Это как старая квартира, в которой родился и вырос. Знаешь и помнишь каждый уголок. Каждую трещинку на стене или потолке. Потом появляются новые  и побольше, и лучше, но та, первая, все равно остается самой родной

Михаил Беглов (в 1977 году — редактор главной редакции иностранной информации)

Новый дом для ТАСС

Руководил разработкой проекта "нового" здания Виктор Егерев. Архитекторы стремились отразить в облике дома самые яркие эпизоды истории России и ТАСС: окна-экраны на два этажа символизируют "Окна сатиры РОСТА" и "Окна ТАСС". Эти большие квадратные окна, из-за которых здание выглядит четырехэтажным, люди сразу же начали ассоциировать с телевизионными экранами в "светлое будущее". Известный советский архитектор Андрей Иконников писал про здание ТАСС: "Вещественность его кубического объема отвергает эфемерность стеклянной архитектуры, трудносовместимую с добротной материальностью старых кварталов центра столицы. Крупные, в два этажа, ячейки несущих стен задали масштаб, отвечающий общественной функции объекта, избавив от монотонности равномерной сетки окон. Активный, даже несколько навязчивый рисунок членений фасада несет построенный на ассоциациях образ "архитектуры информации". На этот образ работает и некоторое сходство ячеек фасада с экранами телевизоров. В то же время этот рисунок несет в себе отклик форм окружающей здание застройки начала века в стиле модерн". Отличительной чертой здания стала его скульптурная эмблема: изготовленный из сплава меди и бронзы земной шар над центральным входом, который символизировал присутствие агентства по всему миру.

Официально центральным офисом агентства "новое" здание стало 30 января 1977 года. Но журналисты начали переезжать только в октябре: весну и лето заняли монтажные работы. Вот что писала газета "Тассовец" в 1977 году: "Самая большая нагрузка легла на плечи связистов. Это и понятно: не простое дело — реорганизовать крупнейший узел связи в стране, осуществляющий двухстороннюю связь со столицами всех союзных республик, большинством областных центров, более чем с сорока зарубежными городами, а также множеством односторонних связей с заграницей, передачу информации ТАСС абонентам в Москве". Во времена Wi-Fi и ноутбуков весом 500 грамм сложно представить, какой колоссальный труд выполнили сотрудники агентства. Причем не только связисты и прочие технические работники — творческая часть тоже помогала, устраивая в выходные дни субботники.

И вот 21 октября телекс (гибрид печатной машинки, телефона и телеграфного аппарата) выдал первое сообщение:

Новый переезд?

С 1977 года ТАСС работает в круглосуточном режиме с Тверского бульвара. Впрочем, полностью решить проблему размещения агентства не смогло и новое здание — часть служб по-прежнему находится в старинном ателье Надежды Ламановой. "Фотохроника ТАСС" размещена в другом здании — в районе станции метро "Киевская".

В начале 2000-х годов архитектор Сергей Ткаченко разработал проект нового (а точнее, новейшего) здания ТАСС. 21-этажный комплекс из стекла и бетона высотой 80 метров, с колоннами, с аллюзией на древнегреческий храм, планировалось построить на Большой Дорогомиловской улице на месте старой школы. Во внешнем облике здания архитектор постарался воплотить идеи транспарентности — открытость и прозрачность как самой информации, так и деятельности ТАСС, который работает с информацией. Здание заняло бы площадь в 64 тысячи квадратных метров. Проект включал в себя пятиуровневую стоянку на 500 машино-мест. Помимо офисных помещений, на первых трех этажах здания предполагалось организовать общественно-торговую зону, а на самых верхних — апартаменты руководства агентства. Однако и эта идея так и осталась на бумаге, хотя, как признается архитектор, реанимация проекта потребует не слишком много времени.

Над материалом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}

В материале использованы фото: Константин Лейфер, Наталья Гарнелис/ТАСС, ТАСС, Василий Егоров/ТАСС, Василий Егоров, Алексей Стужин/ТАСС, Виталий Созинов/ТАСС, Виктор Будан, Борис Клинченко/ТАСС, Сергей Бобылев/ТАСС, Артем Геодакян/ТАСС