f v t

Вера в бота,

или почему мечты сбываются

ТАСС продолжает серию материалов о предпринимателях из России, создавших бизнес в Силиконовой долине. Основатель стартапа Chatfuel Дмитрий Думик рассказал о том, как сделать чат-бота, завоевать миллионы пользователей и заполучить в инвесторы Yandex.

Дмитрий Думик навсегда запомнил 27 марта 2012 года, когда он, впервые приехав в Силиконовую долину, проходил мимо каменной полусферы Музея компьютерной истории. По стечению обстоятельств в тот момент в музее завершалась презентация проектов, отобранных в американский акселератор стартапов Y Combinator. Думик тогда и не мечтал попасть в программу — он был взволнован уже тем, что ему удалось увидеть своими глазами инвесторов и разработчиков, которые тогда казались ему настоящими счастливчиками. Он достал смартфон и щелкнул развернутый на весь экран логотип Y Combinator, чтобы запечатлеть момент чужого успеха, случайным свидетелем которого стал. "Как мог я, никто и ниоткуда, попасть на сцену самого лучшего в мире акселератора стартапов?!" — позже напишет он на своей странице в Facebook.

Хотя, по правде говоря, у него были резоны рассчитывать на успех. К тому времени он уже основал в России мобильное приложение Myata — первый российский бизнес-проект, попавший в акселератор 500 Startups. И хотя стартап был продан, полученный опыт остался. Тем более что для Дмитрия по-настоящему важен каждый его проект. 

Нынешней весной Думик был выпущен из Y Combinator с отметкой "отлично". И теперь точно может сказать: чтобы добиться успеха, нужны не деньги, а мечты.

С правом на ошибку

Проданный успех

"Мы не продаем ценность, которую сами придумали. Мы говорим с пользователями о том, что их волнует", — формулирует Думик подход своей компании. 

Chatfuel — уже третий проект, запущенный Дмитрием Думиком и Артемом Пташником. Они так называемые серийные предприниматели, поскольку находятся в постоянном поиске успешных бизнес-моделей.

Свой ранний проект Myata бизнесмены определили как мобильный социальный журнал. Он был основан в России и имел здесь огромный успех.

"Мы посмотрели на созданный в США Flipboard (менеджер новостей для iOS и Android), идея показалась интересной, а на российском рынке аналогов практически не было",  — вспоминает Думик.

Мобильное приложение Myata, агрегатор контента "ВКонтакте", очень быстро набрало 1,5 млн скачиваний в России. Но создателям хотелось развивать идею и расширять экспансию в англоязычное пространство. Тогда Думик подал заявку и прошел отбор в 500 Startups, и Myata стала одной из 30 компаний, которые акселератор просеивает в каждый набор из примерно тысячи подаваемых заявок.

Впоследствии создатели продали компанию, чтобы реинвестировать в другой проект. "Да, расставаться было грустно. Но Myata живет самостоятельной жизнью — и это здорово", — говорит Думик. 

"Плохого опыта не бывает"

Первым проектом Думика в Силиконовой долине был Penxy — разработчик мобильных приложений для проведения и записи живых презентаций. Венчурный фонд Prostor Capital вложил в него $500 тыс., начало было многообещающим, но Дмитрий принял решение уйти из стартапа. Он не боится говорить о своих ошибках.

"Как говорят американцы, плохого опыта не бывает. Одна из причин моего ухода в том, что у нас было большое количество сооснователей — четыре человека. Не могу сказать, что это было ключевой проблемой, но тем не менее, по статистике, чем больше кофаундеров, тем труднее стартапу двигаться вперед. Статистика говорит, что оптимальное число — два, стартапы с таким количеством сооснователей наиболее успешны", — рассказывает Думик.

Группа разработчиков начала создавать Penxy в июне 2012 года, и в октябре уже была готова версия работающего приложения для iPad. Однако первый фидбек, который они получили от клиента, звучал так: "Когда я читаю двухчасовую лекцию, iPad тяжело держать, удобнее с iPhone". Думик считает, что четыре месяца, ушедшие на выпуск версии для iPad, были потрачены впустую. Если бы они проверили спрос на приложение, это заняло бы три часа вместо четырех месяцев.

"Российские команды технически очень конкурентны, за это нас уважают во всем мире. Но маркетинговая часть у нас слабая, потому что мы выросли в стране, где открыто продавать и общаться было не принято. Поэтому психологически для нас намного проще создавать продукт. Мы успокаиваем себя тем, что мы его доделаем, запустим и только тогда будем думать, как продавать", — рассуждает Дмитрий.

Практически все метрики будущего стартапа можно просчитать, не разрабатывая никакого продукта, уверен Думик. Самая простая платформа для тестирования — краудфандинг. Он запустил идею одного приложения, но она не нашла поддержки у пользователей, и создатель ботов ее отбросил.

"Дело было не в том, чтобы собрать деньги, а в том, чтобы изучить спрос: если в продукте нет необходимости, нет смысла его разрабатывать", — уверен Дмитрий.

На длинную дистанцию

Быстрый взлет

Летом 2015 года Дмитрий Думик и Артем Пташник запустили Chatfuel — платформу для создания чат-ботов, позволяющую любому непрофессионалу с легкостью создать своего бота.

По сути, чат-боты — это виртуальные собеседники, которые помогают пользователю решить самые разные задачи: найти нужную информацию, отредактировать фотографию или просто поболтать.

Вначале это были боты для мессенджера Telegram, где число пользователей очень быстро достигло миллиона человек. Теперь компания сфокусировалась на продуктах для Facebook Messenger. На платформе Chatfuel было создано более 240 тыс. ботов, а суммарное число пользователей составило более 7 млн человек. В числе клиентов стартапа — Uber, National Geographic, журнал Forbes, команды Национальной футбольной лиги (NFL) и Национальной баскетбольной лиги (NBA), фешен-бренд Burberry, медийный проект TechCrunch.

Взлет Chatfuel был довольно стремительным: после того как осенью 2015 года стартап привлек $120 тыс. от Y Combinator, у проекта появились крупные инвесторы. В марте 2016-го стартап привлек инвестиции от Yandex, Y Combinator, 500 Startups, The Knight Foundation и нескольких частных инвесторов.

"С Yandex у нас сложились очень дружеские отношения. Наша московская команда располагается в их офисе, они нам помогают технологиями и консультациями. Пока у нас 12 человек, семь из которых работают в Москве, но мы хотим расширяться. У нас много планов, мы самая большая платформа для создания чат-ботов", — говорит Дмитрий.

Успех, вероятно, во многом объясняется тем, что идея создания Chatfuel стала частью глобального тренда — число пользователей мессенджеров с начала года превысило число пользователей социальных сетей. Крис Мессина, девелопер Uber и автор термина "хештег", назвал 2016-й годом "разговорной коммерции", имея в виду перенос интернет-продаж и взаимодействий с клиентами в мессенджеры.

"Когда в Азии, например, люди, никогда в жизни не имевшие компьютера, покупают смартфон, первое, что они делают, — устанавливают мессенджер, потому что нет ничего важнее общения с близкими, родными и друзьями. Чат становится неким центром, где ты можешь также оплачивать счета, заказывать пиццу или покупать билет в театр. Чат-боты — это собеседники, мы общаемся с ними почти так же, как с друзьями в мессенджерах, только на другом конце не человек, а бот, запрограммированный на определенные действия", — говорит Дмитрий.

В августе Белый дом, поддавшись веяниям времени, запустил свой чат-бот, который многие нашли не самым удачным. Думик уверяет, что смог бы улучшить интеллект персонального робота Барака Обамы всего за 15 минут.

"Ты состязаешься с самим собой"

"Здесь, в долине, принято говорить: для создания стартапа достаточно столько денег, сколько у тебя есть на карточке", — рассказывает Думик.

Он не советует искать деньги в самом начале, полагая, что их отсутствие не мешает, а, наоборот, помогает сосредоточиться на самом главном. 

Думик отмечает, что в Силиконовой долине царит атмосфера поддержки начинающих — известные предприниматели морально поддерживают и помогают советами новичкам. Сам он тоже не отказывается поделиться опытом с предпринимателями, мечтающими о карьере в Калифорнии.

"Дистанция нашей гонки длинная, и в конце концов ты состязаешься с самим собой", — считает основатель Chatfuel.

Создатели стартапов в Силиконовой долине работают в условиях огромного напряжения, их хлыст — время, их судья — спрос. Неизбежные стрессы и неудачи — постоянные спутники даже самых успешных айтишников. В последние годы в долине после нескольких самоубийств (в том числе 22-летнего кофаундера социальной сети Diaspora Ильи Житомирского, смерть которого потрясла сообщество) начали всерьез обсуждать, как не сгореть на работе.

"Создание стартапа — это огромное нервное напряжение. Во время работы над первым проектом я съездил в ретрит и с тех пор серьезно занялся медитацией. Это один из самых сильных инструментов, которые я нашел в жизни, для дисциплины и концентрации. После первого ретрита я вернулся другим человеком", — делится Дмитрий Думик.

Его день начинается в 6:30 с разминки и часовой медитации еще до того, как он сделает первый звонок в московский офис, а заканчивается чтением книг. 

...В марте 2012 года Дмитрий Думик был счастлив оттого, что ему удалось стать случайным гостем на презентации проектов Y Combinator и заснять на память логотип этого венчурного фонда. Четыре года спустя, в феврале 2016-го, в том же Музее компьютерной истории в Маунтин-Вью состоялся его Demo Day — презентация, когда, стоя на сцене в свете софитов, сооснователь Chatfuel рассказывал 400 инвесторам о своих целях и результатах.

"Перед тем как выйти на сцену, я достал телефон, взглянул на ту фотографию и подумал о том, что я должен напомнить себе и всем вам, — написал Думик об этом дне в Facebook. — Работайте много, сосредотачивайтесь на главном и, пожалуйста, продолжайте мечтать!"  

Комментирует Дмитрий Калаев, директор акселерационных программ ФРИИ

• В России основатели стартапов регулярно ставят телегу впереди лошади. Сначала стараются сделать совершенный, по их мнению, продукт, а потом уже только начинают общаться с потенциальными клиентами, пытаясь понять их проблемы и уже готовый продукт пристроить к решению этих проблем.

• Конечно же, это неправильная стратегия: в итоге приходится либо полностью переделывать продукт, либо признавать стартап неудачным и закрывать компанию. Именно такой подход был причиной того, что перспективный проект Penxy, разработчик мобильных приложений для проведения и записи живых презентаций, не смог сразу выстрелить на российском рынке.

• Поэтому ФРИИ в первую очередь выясняет при работе с компаниями в акселераторе, насколько команда знает своих клиентов и не являются ли проблемы клиентов, описываемые основателями, галлюцинациями. Методика общения с клиентом Customer Development и собственные наработки ФРИИ сфокусированы на том, чтобы за две–три недели выявить реальные потребности клиентов и сформировать ценность создаваемого стартапом решения.

• Очень важной частью становления успешного предпринимателя является опыт. Естественно, этот опыт формируется из больших и маленьких неудач, успехов и феноменальных побед. И неудачи — это часть бизнеса, поэтому мы прагматично смотрим на несостоявшиеся проекты и готовы инвестировать еще раз в команду, которая не смогла сделать успешный стартап, но показала глубокое понимание потребностей клиентов, волю к созданию успешного продукта и умение реализовывать задуманное.

• Многие провалы стартапов происходят не из-за плохой команды, а из-за неготовности рынка и других не зависящих от основателей причин. И именно второй или третий раз приносит команде стартапа успех! Главное — не потерять веру в победу и держать инвестора в курсе происходящего, так как более полное представление о команде и ее принципах работы будет влиять на его решение при инвестировании в проект после предыдущего.

Над материалом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

Фото: Peter Macdiarmid/Getty Images for Somerset House, Oli Scarff/Getty Images, EPA/FACUNDO ARRIZABALAGA, Лариса Саенко/ТАСС