f v t

"группа товарищей, 

горевшая творческим огнем"

Феномен ленинградской любительской фотографии 1970–1990-х годов

В Советском Союзе существовали объединения, попасть в которые было сложнее, чем стать членом ЦК КПСС. По крайней мере, в этом уверены летописцы ленинградского фотоклуба "Зеркало", существовавшего в Северной столице с конца 1970-х годов.

О феномене клуба и творчестве его авторов рассказывает выставка "Фотоклуб "Зеркало". После сказанного...", открывшаяся 30 ноября в рамках V Международного культурного форума в Санкт-Петербурге.

"Зеркало" из "кочки"

Любительские фотоклубы начали появляться в СССР в 1950-х годах. К середине 1970-х они существовали и в крупных городах, и в небольших поселках. 

Но именно ленинградский клуб многими считается флагманом советской любительской фотографии, задававшим ее уровень. 

"Зеркало" создала на рубеже 1977/78 годов группа активных фотолюбителей, посещавших встречи безымянного фотоклуба при ДК имени Кирова. 

"В какой-то момент в фотоклубе ДК имени Кирова собралась некая "критическая масса" фотографов, готовая взорваться. Образовалась группа товарищей, которые серьезно смотрели на фотографию и горели творческим огнем, — вспоминает участник клуба "Зеркало" Павел Иванов. — Ребята много работали и все тащили в клуб, чтобы услышать мнения о своих фотографиях и высказаться о других. Встречи превращались в бурные дискуссии. Расходились далеко за полночь. Зимой, в начале 1978 года, фотоклуб ДК Кирова разделился на две группы: одна из них — старая, инертная — представляла из себя "болото", а новая — активная — "кочку". Из этой-то "кочки" и возникло "Зеркало". Оно постепенно превращалось в тот конгломерат, которым вскоре и стало, — клубом в квадрате. Клубом фотографов, помноженным на клуб товарищей".

В то же время, как отмечает куратор открывшейся в Санкт-Петербурге выставки, член Союза фотохудожников России Игорь Лебедев, "это была очень замкнутая структура, в которую очень сложно поступить; были случаи, когда авторы по шесть-семь лет оставались кандидатами в члены клуба и не могли в него вступить".

Формалисты и репортеры

Большинство членов "Зеркала" не были профессиональными фотографами — среди них были музыканты, научные работники, журналисты, живописцы, писатели, переводчики, инженеры, судостроители, рабочие, кочегары.

"Нельзя сказать, что это была одна школа с определенной стилистикой. Наоборот, это было великолепное, яркое собрание самых ярких индивидуальностей, — рассказывает ТАСС генеральный директор музейно-выставочного центра "Росфото" Захар Коловский. — Все они творили совершенно по-разному. Их делили условно на формалистов и репортеров". 

Для формалистов наиболее важными были проблемы композиции, светотени и других средств выразительности, для приверженцев репортажа — мгновенная реакция на актуальные события и художественно-документальный жанр.  

Именно авторы "Зеркала" первыми начали разрабатывать многие темы, которые не были характерны для советского фотоискусства. 

Людмила Иванова одной из первых стала делать фотографии на тему веры, участия людей в религиозных обрядах. 

Военный фотограф Игорь Акимов снимал повседневную армейскую жизнь такой, какой ее не видели другие. Одна из первых серий про ветеранов Афганской войны создана Анатолием Медведниковым в начале 1980-х, когда об этой теме только начали говорить в прессе. 

Спорными темами и тогда, и в наши дни остаются изображения детей в социальном контексте. Это касается как серии снимков в детской больнице, так и фотографий беспризорников, живших в заброшенных домах и подвалах на рубеже 1990-х годов.

Запрещенная деревня

Многие авторы обратились к деревенской тематике, показывая быт, повседневные занятия и облик обычных крестьян. 

"Заигрывание" с неприятными для советской власти темами оборачивалось проблемами с организацией выставок фотоклуба. Причем претензии цензоров зачастую касались не каких-либо "запрещенных сюжетов" или острых социальных тем.

Из экспозиции требовали убрать совершенно безобидные фотографии из "эстетических" соображений.

Например, в 1979 году выставка, посвященная 60-летию советской фотографии и Году ребенка, проработала всего два дня. 

"Выставку закрыл какой-то человек из Смольного, — вспоминает Павел Иванов. — Он милостиво предлагал снять фотографии, в которые он ткнет пальчиком, и выставку можно будет открывать вновь. Мы обещали подумать. Думали мы недолго. Вернулись в зал и сняли все". 

Фотограф даже не помнит, какие фотографии показались чиновникам Смольного опальными. 

"С нашей точки зрения, там было все хорошо. В Смольном же, видимо, имелся большой и толстый перечень того, что нельзя фотографировать, рисовать, писать и т.д. Мы наступили на мозоль под названием "идеология", а это было уже опасно. Наш демарш был расценен как бунт. Началась работа с заблудшими овцами".

Поводом к закрытию той выставки могла послужить деревенская тема, считает Игорь Лебедев. 

"Официальной пропаганде деревня представлялась в виде комбайнов, которые ходят по полю и собирают зерно, а жизнь крестьянина вообще никого не волновала. Крестьянин на фотографии должен был сидеть в тракторе в наглаженной рубашке с белым воротником — как в кино. А здесь показывают труд пожилых женщин, которые лишились мужей во время войны. И это уже антипропаганда", — говорит куратор выставки. 

Искусство в рюкзаке

Что считать хорошей фотографией, авторы "Зеркала" определяли для себя сами, без "подсказок" цензоров. 

"В обсуждениях члены клуба очень жестко определяли, что такое "хорошо" в фотографии, — рассказывает Лебедев. — Дилетантский уровень их не интересовал, хотя любые эксперименты были допустимы. В принципе, цензуры внутри клуба не было — снимай все что угодно, но только делай это с умом. Хочешь снимать детей или цветы — снимай. Но чтобы войти в клуб, это нужно было делать на очень высоком уровне — не просто снимать, а пытаться что-то сказать".

"Советская цензура не была явлением тотальным. Очередной запрет из Смольного был поводом "оглянуться по сторонам", — вспоминает Павел Иванов. В итоге выставки "Зеркала", которые не дали показать в Ленинграде, с успехом проходили в других городах.

"Страна-то большая, — говорит Иванов. — А главное — во многих городах и уголках Союза жили люди любопытные и жадные до всего нового и интересного. Их-то чего обеднять?" 

Члены клуба колесили по Центральной России, забирались в Прибалтику, Сибирь, на Дальний Восток и Чукотку. 

Так, председатель клуба и один из самых активных пропагандистов его творчества Евгений Раскопов открыл фотоклуб "Таежный" в поселке Кавалерово в Приморье и организовал там выставку, на которую привез 100 работ авторов "Зеркала".

"О Раскопове вспоминают, что он всегда был с рюкзаком, в котором держал коллекцию клуба, и он ее постоянно куда-то возил показывать", — отметил Игорь Лебедев.

Раскопов не был профессиональным фотографом, но был хорошим управленцем, что способствовало развитию клуба. Но эти качества председателя все же не уберегли "Зеркало" от раскола — в 1989 году от клуба обособились две группы фотографов: ТАК и "Лиговка". А в 1996 году "Зеркало" фактически прекратило свою деятельность, когда ему было отказано в использовании помещения ДК имени Кирова. 11-я, последняя, выставка клуба была организована в 2002 году. Через месяц после ее открытия, в январе 2003 года, Евгений Раскопов умер, выставку закрыли, а история легендарного фотоклуба на этом завершилась.

"Фотография не обязана быть красивой"

Организаторы выставки в Санкт-Петербурге проделали огромную исследовательскую работу, отобрали по две-три работы лучших авторов клуба, по сути, сформировали коллекцию лучших работ "Зеркала" за два десятилетия. 

"На этой выставке мы представляем работы большого количества участников клуба — 51 человека. Это уникальное событие, когда выставка объединяет таких разных авторов разных периодов", — рассказывает Игорь Лебедев.

По его словам, из "Зеркала" вышли очень многие известные мастера, чьи работы и сегодня продолжают оказывать влияние на состояние российской фотографии. "Сергей Подгорков вошел в антологию отечественного андеграунда; есть авторы, которые через какое-то время стали художниками. Есть фотографы мирового уровня, например Алексей Титаренко, который сейчас живет в Нью-Йорке, и его работы включены в собрания многих музеев, — рассказывает Лебедев. — Выставка представляет людей, которые прежде всего были объединены общим хобби, интересом к фотографии и к мнению друг друга. Это был глоток свободы, когда внутри клуба никто не боялся ничего говорить. Это был очень дружеский клуб".

Бывшие участники объединения помогли в организации выставки, многие предоставили свои работы, которые затем войдут в музейный фонд.

В дополнение к оригинальным авторским отпечаткам на выставке представлены материальные свидетельства и исторические документы. Выставку сопровождает публичная программа, освещающая тему любительского творчества в Советском Союзе, и проект виртуального музея "Росфото".



Выставка "Фотоклуб "Зеркало". После сказанного..." будет работать до 30 января 2017 года в музейно-выставочном центре "Росфото": Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 35

Над проектом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

Главное фото: Андрей Усов. Фотоклуб "Зеркало", Стрельна. 1987