9 октября 2022, 13:05
Формула-1

Не было бы счастья, да "Феррари" помогла. Ферстаппен стал двукратным чемпионом "Формулы-1"

Макс Ферстаппен. Christian Bruna/ Poolvia AP
Макс Ферстаппен
Нидерландский пилот команды "Ред Булл" во второй раз подряд завоевал чемпионский титул

ТАСС, 9 октября. Пилот "Ред Булл" Макс Ферстаппен в воскресенье стал двукратным победителем чемпионата мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". И если первый титул нидерландец завоевал на последнем круге последней гонки, то второй ему достался достаточно легко - за четыре этапа до финиша сезона.

Для досрочного чемпионства 25-летнему Ферстаппену в Японии было необходимо набрать на восемь очков больше монегаска Шарля Леклера из "Феррари" и на шесть баллов больше своего партнера по команде мексиканца Серхио Переса. Нидерландский гонщик, выигравший квалификацию, удачно стартовал и сохранил первое место в дебюте гонки. Однако через несколько минут гонка была остановлена на два часа из-за плохих погодных условий. Изначально пилоты должны были преодолеть 53 круга, в итоге они финишировали после 28-го.

Ферстаппен сохранил первое место, но не сумел показать самый быстрый круг и заработать дополнительное очко. Вторым финишную черту пересек Леклер, третьим - Перес. При таком итоге нидерландский гонщик не должен был досрочно становиться чемпионом мира, так как набрал бы только на семь очков больше Леклера (25 против 18). Однако после завершения гонки монегаск был наказан пятью секундами штрафа, из-за чего поменялся позициями с Пересом.

По регламенту Международной автомобильной федерации (FIA), в случае преодоления гонщиками от 50 до 75% запланированной дистанции победитель гонки получает 19 очков, ставший вторым гонщик - 14, а третьим - 12. В таком случае Ферстаппен тоже не смог бы оформить досрочное чемпионство. Однако в том же регламенте прописано, что если пилоты увидели клетчатый флаг, то, независимо от пройденной дистанции, начисляются полные очки. Этого нюанса не знал и сам Ферстаппен, который не праздновал титул после завершения гонки.

"Это, конечно, сумасшедшее чувство. Потому что, когда я пересек финишную черту, я не ожидал, что стану чемпионом. Я не знал, сколько очков получу", - сказал Ферстаппен после гонки.

Ферстаппен набрал 366 очков в общем зачете пилотов и стал недосягаем для Переса, который занимает второе место с 253 очками. Третьим идет Леклер (252). Пилот команды "Ред Булл" в шестой раз стал чемпионом мира, с 2010 по 2013 год титул команде приносил немец Себастьян Феттель. В Кубке конструкторов лидирует "Ред Булл" (619 очков), второе место занимает "Феррари" (454), третье - "Мерседес" (387).

"Феррари" хватило на три гонки

Безумная развязка прошлого чемпионата плюс новый технический регламент обещали подарить еще один яркий сезон "Формулы-1". И поначалу он таким и получался. Многолетнее доминирование "Мерседеса" и ее лидера семикратного чемпиона мира британца Льюиса Хэмилтона сошло на нет. Германский концерн провалил переход на новый регламент и стал всего лишь третьим по силе коллективом в пелотоне.

На авансцену неожиданно для всех практически из небытия вышла "Феррари". Итальянская команда не знает побед в личном зачете с 2007 года, когда титул завоевал финн Кими Райкконен. И вот старт нынешнего сезона вселил в болельщиков "Скудерии" надежду на долгожданное чемпионство. Монегаск Шарль Леклер в первых трех гонках дважды выиграл и еще раз финишировал вторым, при этом болиды "Феррари" по скорости были самыми быстрыми на трассе - на счету лидера команды также три быстрых круга. Ферстаппен же на старте столкнулся с техническими проблемами - в этих трех гонках он дважды сошел и один раз выиграл.

Таким образом, после трех этапов преимущество Леклера над Ферстаппеном составляло 46 очков. Такой расклад обещал бескомпромиссную борьбу на протяжении всего сезона. Но, к сожалению, "Феррари" хватило всего лишь на эти самые первые три гонки, дальше действия и решения команды больше подходили для программы "Необъяснимо, но факт", чем для борьбы за чемпионство. Если в квалификациях Леклер и "Скудерия" продолжили показывать высокую скорость (монегаск завоевал 9 поулов из 18, еще два у его партнера по команде испанца Карлоса Сайнса - младшего), то в гонках раз за разом происходили вещи, которые превратили "Феррари" из фаворитов сезона в посмешище.

В Монако стратеги "Феррари" намудрили с пит-стопами стартовавшего с поула Леклера, из-за чего тот финишировал только четвертым. В Канаде механики допустили заминку на единственной остановке монегаска в боксах, которая стоила пилоту потерей нескольких позиций. В Великобритании вновь о себе дали знать стратеги, которые в режиме машины безопасности не стали зазывать пилота, который на тот момент имел шансы на победу, в боксы за свежим комплектом резины "софт", оставив его уже на изрядно изношенном "харде", в то время как все соперники спокойно "переобулись" и вскоре без особых проблем обогнали монегаска на трассе. На те же грабли стратеги наступали еще несколько раз, при этом и сам Леклер не был идеален, допуская ошибки, которые дорого стоили, да и надежность болида подводила.

На фоне всего этого хаоса в стане "Скудерии" Ферстаппен спокойно одерживал победу за победой, которых на данный момент набралось 12. По большому счету, у него была только одна провальная гонка - прошлая, в Сингапуре, и то там ему неприятный сюрприз преподнесла команда, стратегически просчитавшись в квалификации, из-за чего нидерландец вместо поула довольствовался только восьмым стартовым местом. В остальном преимущество Ферстаппена не вызывало никаких вопросов, даже у букмекеров - на этапе в Бельгии при старте с 15-й позиции нидерландец все равно был фаворитом в конторах и в итоге выиграл. Вместо зрелищной борьбы за титул болельщики просто получили нового доминатора. Продлится ли это превосходство так же долго, как и в случае с "Мерседесом" и Хэмилтоном, покажет время.

Следующий этап Гран-при пройдет в США с 21 по 23 октября.