8 декабря, 18:15
Формула-1

Четвертый титул Ферстаппена и прорыв "Макларена". Итоги сезона "Формулы-1"

AP Photo/ Ty ONeil
Сезон 2025 года стартует этапом в Австралии (14-16 марта)

МОСКВА, 8 декабря. /ТАСС/. Очередной сезон чемпионата мира по автогонкам в классе машин "Формула-1" завершился в Абу-Даби победой британского пилота "Макларена" Ландо Норриса, который вместе с австралийцем Оскаром Пиастри помог команде впервые с 1998 года выиграть Кубок конструкторов. В личном же зачете четвертый титул подряд завоевал нидерландец Макс Ферстаппен ("Ред Булл"), вот только в этот раз чемпионство ему далось не так просто, как в предыдущие два сезона.

Начало же чемпионата не предвещало никакой интриги - "Ред Булл" по скорости оставался быстрейшим на трассе, но конкуренты были не так далеки. Из первых 10 гонок Ферстаппен выиграл 7, при этом ему не удавалось выдать серию из более чем двух побед. Нидерландец имел комфортное преимущество в личном зачете в 69 очков, и казалось, что уже никто не может помешать ему завоевать четвертый чемпионский титул. Однако по ходу сезона соперники добились значительного прогресса, тогда как "Ред Булл" заметно сбавил - Ферстаппен перестал бороться не только за победы, но порой и за места на подиуме.

В такой непривычной для себя ситуации нидерландец стал чаще допускать ошибки, которые иногда приводили к штрафам. Преимущество нидерландца стало стремительно таять, его серия без побед составляла 10 гонок. Ферстаппена спасал тот факт, что соперники отбирали очки друг у друга - победы в Гран-при одерживали представители "Макларена", "Феррари" и "Мерседеса", и у нидерландца не было преследователя в лице конкретного гонщика. Ближе к завершению чемпионата таким пилотом стал Норрис, именно британца рассматривали главным конкурентом Ферстаппена в борьбе за титул, поскольку к тому моменту "Макларен" набрал приличную форму и выглядел стабильнее "Феррари". Но на Гран-при Бразилии нидерландец расставил все точки над i, одержав блестящую победу в дождевой гонке, стартовав с 17-го места. После этого ему оставалось спокойно оформить чемпионство на этапе в Лас-Вегасе, что он успешно и сделал, сравнявшись по титулам с немцем Себастьяном Феттелем и французом Аленом Простом.

"Макларен" стал главным открытием чемпионата. Первые два этапа британская команда провела скромно, но затем Норрис и Пиастри стали постоянными участниками борьбы за призовые места. Оба пилота в завершившемся сезоне одержали первые в карьере победы. При этом в команде поначалу не было разделения на первого и второго номеров, а когда в коллективе все же решились сделать ставку на Норриса, то было уже немного поздновато. Впрочем, по словам самого британца, он не был готов к борьбе за титул. Это доказывают и его частые ошибки - по подсчетам болельщиков, из-за них он не досчитался порядка 100 очков. И если в личном зачете этих баллов не хватило Норрису для титула (он занял второе место), то в командном "Макларен" смог завоевать заветный трофей, который не выигрывал с 1998 года.

Второе место в Кубке конструкторов занял "Феррари". Итальянский коллектив неплохо провел первую и последнюю трети чемпионата, а вот в середине сезона были определенные провалы: к примеру, на Гран-при Канады монегаск Шарль Леклер и испанец Карлос Сайнс - младший не смогли пробиться в финальный сегмент квалификации, а в гонке оба не финишировали. Еще перед началом сезона было объявлено, что в 2025 году место Сайнса в команде займет семикратный чемпион мира британец Льюис Хэмилтон, поэтому испанцу нечего было терять и он мог, например, не слушаться командных приказов. Не раз это приводило к конфликтным ситуациям с Леклером, но ничего поделать с этим в "Скудерии" не могли. Оба пилота одержали по две победы в чемпионате и стали третьим (Леклер) и пятым (Сайнс) в личном зачете, между ними расположился Пиастри.

Что до "Мерседеса", то команда провела крайне неровный сезон. На первых Гран-при Хэмилтон и британец Джордж Расселл боролись за места во второй половине первой десятки, затем у команды произошел резкий подъем, и гонщики выдали серию из шести финишей на пьедестале, а после вновь наступил спад, который сменился яркой концовкой в виде дубля на Гран-при Лас-Вегаса. Такие нестабильные выступления не позволили команде включиться в борьбу за Кубок конструкторов, где ей пришлось довольствоваться четвертым местом. В личном зачете Расселл и Хэмилтон одержали по две победы (для семикратного чемпиона мира они стали первыми с 2021 года, когда он проиграл титул Ферстаппену в финальной гонке сезона) и заняли пятое и шестое места соответственно. В следующем сезоне место Хэмилтона в команде займет 18-летний итальянец Кими Антонелли, который дебютирует в "Формуле-1".

Провал Переса

Третье место в Кубке конструкторов занял "Ред Булл", и за это сказать "спасибо" команда должна в первую очередь мексиканцу Серхио Пересу, который откровенно провалил сезон и стал одним из худших пилотов в пелотоне. При этом начал чемпионат он неплохо - четыре подиума в пяти гонках. На этом фоне руководство команды решило долго не тянуть и объявило о продлении контракта с мексиканцем на следующий сезон, о чем впоследствии сильно пожалело и даже не стеснялось говорить об этом в СМИ. Перес совершил немыслимое количество ошибок для гонщика топ-команды, часто проваливался в квалификациях, проиграв в них Ферстаппену со счетом 1:23, и не будь за его плечами больших спонсорских денег, то "Ред Булл", думается, не стал бы долго это терпеть и расстался бы с мексиканцем уже по ходу сезона, как делал это ранее с россиянином Даниилом Квятом или французом Пьером Гасли. Но как выйти из этой ситуации, в команде не знали и не знают до сих пор - решение по Пересу будет принято уже в межсезонье.

Титул Ферстаппена стал для "Ред Булл" единственным светлым моментом в сезоне. Еще до начала чемпионата разгорелся скандал вокруг руководителя команды Кристиана Хорнера, которого сотрудница коллектива обвинила в домогательствах. На фоне этого внутри команды началась борьба за власть. Сообщалось, что советник концерна Хельмут Марко при поддержке отца Ферстаппена Йоса Ферстаппена хотел занять место Хорнера, однако тому по итогам расследования удалось отстоять свою честь и доказать невиновность. Спустя время ситуация в команде нормализовалась, однако не исключено, что этот скандал повлиял на решение самого успешного гоночного конструктора "Формулы-1" Эдриана Ньюи покинуть "Ред Булл", в котором он трудился с 2006 года и с которым выиграл семь Кубков конструкторов. С 1 марта 2025 года он приступит к работе в "Астон Мартин", где займется разработкой болида к сезону-2026.

"Астон Мартин", который всех удивил в прошлом сезоне, в 2024 году не блистал. Двукратному чемпиону мира испанцу Фернандо Алонсо и канадцу Лэнсу Строллу ни разу не удалось взойти на пьедестал почета (в 2023 году Алонсо восемь раз финишировал на подиуме). Тем не менее это не помешало команде вновь стать лучшей во втором эшелоне, она набрала 94 очка - в основном усилиями испанца - и стала пятой в Кубке конструкторов. К машине 2025 года Ньюи вряд ли будет иметь отношение, поэтому ждать прорыва от британского коллектива в следующем сезоне не стоит, а вот в 2026-м не исключено, что гоночный конструктор поможет "Астон Мартин" выйти на новый уровень и включиться в борьбу за победы.

Интересной получилась борьба за шестое место в Кубке конструкторов. Поначалу фаворитом здесь была команда Visa Cash App RB, начинавшая сезон в составе японца Юки Цуноды и австралийца Даниэля Риккьярдо, которого ближе к концу сезона сменил новозеландец Лиам Лоусон. Коллектив понемногу набирал очки, финишируя в конце первой десятки. Параллельно с ними примерно схожие результаты показывали и пилоты "Хааса" - немец Нико Хюлькенберг и датчанин Кевин Магнуссен, которого пару раз подменял британец Оливер Бёрман. Но в концовке сезона блицкриг совершил "Альпин". В дождевой гонке Гран-при Бразилии французы Эстебан Окон и Гасли принесли команде двойной подиум, заняв второе и третье места, а спустя еще один этап Гасли добавил к этому очки за пятую позицию в Катаре. Такой финишный спурт принес команде шестое место в Кубке конструкторов, "Хаас" занял седьмую позицию, Visa Cash App RB - восьмую. Партнером Гасли по "Альпин" в следующем сезоне будет австралиец Джек Дуэн, Окон в "Хаасе" заменит Хюлькенберга, а его напарником станет Бёрман, сокомандника Цуноды "Ред Булл" (Visa Cash App RB является дочерней командой концерна) определит позднее - все будет зависеть от решения по Пересу.

Битву аутсайдеров за явным преимуществом выиграл "Уильямс". Усилиями Александера Албона из Таиланда и аргентинца Франко Колапинто, который в середине сезона заменил американца Логана Сарджента, команда шесть раз финишировала в очковой зоне. При этом выступления второго настолько сильно всех впечатлило, что его даже стали отправлять в "Ред Булл" на место Переса в следующем сезоне. Однако последние этапы у аргентинца не задались - несколько аварий заметно подпортили его репутацию, и теперь он не выглядит настолько привлекательно для других команд. Партнером же Албона в 2025 году будет Сайнс. Последнее место в Кубке конструкторов занял "Кик Заубер", который с 2026 года переименуется в "Ауди". Лишь в предпоследней гонке сезона команде удалось набрать единственные очки в чемпионате - китаец Чжоу Гуаньюй финишировал восьмым, а вот финн Валттери Боттас наряду с Сарджентом остался без набранных баллов. В следующем году за команду будут выступать Хюлькенберг и бразилец Габриэл Бортолето.

Следующий сезон "Формулы-1" стартует этапом в Австралии (14-16 марта).