Все новости

Дизайнеры костюмов для фигурного катания — о нарядах участников Олимпиады-2018

Специалисты поделились мнением о костюмах лучших мировых фигуристов и тонкостях создания платьев для российских чемпионок
Алина Загитова с произвольной программой "Дон Кихот" в командном турнире Олимпиады-2018 Валерий Шарифулин/ТАСС
Алина Загитова с произвольной программой "Дон Кихот" в командном турнире Олимпиады-2018
© Валерий Шарифулин/ТАСС

Уникальные образы, которые создают в своих программах фигуристы, иногда навсегда остаются в памяти. Во многом это заслуга не только самих спортсменов, тренеров, хореографов и постановщиков, но и дизайнеров. Именно от них зависит наряд спортсмена, который как бы придает идеальный вид пазлу. Как создавались платья для олимпийских программ Евгении Медведевой и Алины Загитовой, во сколько обходится сшить чемпионский наряд, а также что думают дизайнеры о костюмах зарубежных фигуристов — в материале ТАСС.

Дизайнер Ольга Рябенко в течение многих лет работает с группой известного тренера Этери Тутберидзе. Именно Рябенко участвовала в процессе создания незабываемого красного платья-пальто Юлии Липницкой для образа в программе "Список Шиндлера". В платьях, созданных дизайнером, на Играх-2018 выступают юные чемпионки, олимпийские надежды России — Евгения Медведева и Алина Загитова.

Ее коллега, художник по костюмам и дизайнер Ольга Оськина, неоднократно создавала костюмы для знаменитых российских фигуристов. Тот самый многим запомнившийся ковбойский костюм для показательных выступлений Ирины Слуцкой на Играх-2002 в Солт-Лейк-Сити — одно из творений мастера. Перед Олимпиадой в Сочи дизайнер проектировала наряды для Елены Ильиных и Никиты Кацалапова. Костюмы явно принесли удачу фигуристам, ставшим бронзовыми призерами соревнований.

Евгения Медведева в платье "Млечный Путь" во время короткой программы командного турнира на Олимпиаде-2018
Евгения Медведева в платье "Млечный Путь" во время короткой программы командного турнира на Олимпиаде-2018

Дизайнеры уходят от театральности

По мнению специалистов, за последние четыре года, прошедшие с Игр в Сочи, тенденции моды в фигурном катании претерпели значительные изменения.

Ольга Рябенко: "Изменения по сравнению с сочинской Олимпиадой есть, и они существенные. Изменились технологии, все идет вперед. Чисто визуально костюмы стали более лаконичным. От театральности мы уходим все дальше и дальше. Акцент делается на простоту, на лед переносится все больше жизненного.

К примеру, когда придумывались платья для Алины Загитовой, для ее балетных программ "Дон Кихот" и "Лебединое озеро", то мы не погружались в старину, а сочетали эту старину с современностью. У французов Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона очень длинная юбка у партнерши на произвольную программу, но при этом визуально платье смотрится очень просто. А чтобы такие платья хорошо сидели, они гораздо сложнее в крое.

Или вот платье Жени Медведевой для короткой программы, на котором изображен Млечный Путь. Все это новые технологии, то, что еще четыре года назад еще не делалось, а только зарождалось. Для платья Жени я делала печать на скане. Когда смотришь на него вживую, то цвет один, а на видео — совсем другой. Это платье все время будет смотреться по-разному, потому что ткань напечатана на принтере. Получается как бы эффект 3D. Хотя визуально крой очень простой, но это кажущаяся простота".

Французы Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон с произвольной программой в турнире танцевальных дуэтов на Играх-2018 Валерий Шарифулин/ТАСС
Французы Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон с произвольной программой в турнире танцевальных дуэтов на Играх-2018
© Валерий Шарифулин/ТАСС

Ольга Оськина: "Четыре года, прошедшие с Игр в Сочи, очень небольшой срок, чтобы заметить какие-то кардинальные перемены. Тем более именно фигурное катание в этом плане очень консервативно. Несмотря на невероятную красоту и зрелищность, это очень жесткий, точный и экстремальный вид спорта, поэтому костюм рассматривается в контексте удобства и безопасности, а все изменения происходят постепенно и с осторожностью. Но если, например, рассматривать не четырехлетний, а десятилетний период, то разница очевидна — стало меньше театральности. Она еще есть, но ее проявления уже выглядят старомодно и режут глаз.

Еще четыре года назад я говорила о том, что коньки зрительно удлиняют ноги, поэтому цель костюма — скорректировать пропорции фигуры. Для этого юбка пришивается чуть ниже талии. Но в этом сезоне талия вернулась на место, и часто даже акцентируется поясом. Эта тенденция пришла из спортивных бальных танцев и высокой моды. Я и сама в этом сезоне делала платье с поясом для произвольной программы Виктории Синициной (фигуристка выступает в танцах на льду с Никитой Кацалаповым, пара не отобралась на Олимпиаду-2018 — прим. ТАСС). Еще одна тенденция — юбки стали немного короче, даже у танцоров. И появилось больше драпировок".

Евгения Медведева во время произвольной программы "Анна Каренина" на этапе Гран-при в Москве
Евгения Медведева во время произвольной программы "Анна Каренина" на этапе Гран-при в Москве

"Ставка делается на беспроигрышное"

Российские фигуристы — одни из фаворитов Олимпиады-2018. В командном турнире россияне стали серебряными призерами соревнований. Впереди один из самых захватывающих турниров — личные соревнования одиночниц, где Евгения Медведева и Алина Загитова в числе главных претенденток на олимпийские медали.

Ольга Рябенко: "Не все знают, что на произвольную программу у Жени Медведевой сразу три платья — черное, коричневое и самое первое, бордовое, которое вообще шилось без единой примерки. Это был показательный номер на японское шоу, его специально готовили летом в Новогорске, и платье начинали шить совсем другое. Женина команда занималась постановкой программ в Новогорске, и все вместе решили поменять показательный номер и попробовать "Анну Каренину". Они позвонили мне ночью за два дня до всего и сказали, что срочно нужно другое платье. Я давно работаю с Женей и знаю ее размеры, так что все получилось благополучно.

Бабушка Жени говорит, что это сочетание цвета придает фигуристке легкости и воздушности. Когда Медведева поднимает две руки вверх в прыжке, то рукава создают ощущение, что Женя прыгает еще выше
Ольга Рябенко
дизайнер

Что касается черного платья, в котором Женя выступает с программой "Анна Каренина", то цвет мы выбирали вчетвером, вместе с Этери Георгиевной, постановщиком-хореографом Даниилом Глейхенгаузом и самой Медведевой. Женя потом сказала, что всегда хотела именно черное платье. Если бы не было того показательного номера, то, возможно, платье для "Анны Карениной" было бы бордо или вишня. Шла речь и о коричневом платье. А потом решили не изобретать велосипед и сделать лаконичное черное платье с легкой прозрачной юбкой — Этери Георгиевна сказала, что хочет, чтобы это был чувственный образ Анны Карениной.

У платья "Млечный Путь" для короткой программы Медведевой тоже своя история. Мы думали сделать это платье белым, но белый цвет не смотрится на льду. А потом все сложилось само собой: на одном модном показе я увидела платье — размытое, непонятное, мне очень понравился эффект этой ткани. Но художник недели две не могла понять, чего именно я хочу. Присылала мне макеты, а они ужасные. Уже до того дошли, что я приехала туда же и мы работали вместе. Но, если честно, то все равно напечатали не то, что хотелось, потом докрашивала аэрографом.

В магазине, думаю, чего-то подобного мы не нашли бы. Потом поступало много претензий от болельщиков, многие писали, что им не нравится, что у Жени в этом платье половина руки белая. Однако дело в том, что на фото и видео платье смотрится совершенно иначе. Бабушка Жени говорит, что это сочетание цвета придает фигуристке легкости и воздушности. Когда Медведева поднимает две руки вверх в прыжке, то рукава создают ощущение, что Женя прыгает еще выше".

Алина Загитова выступает с короткой программой "Черный лебедь" во время чемпионата Европы-2018 Сергей Бобылев/ТАСС
Алина Загитова выступает с короткой программой "Черный лебедь" во время чемпионата Европы-2018
© Сергей Бобылев/ТАСС

Ольга Рябенко: "У Алины Загитовой балетные программы, юбки-пачки очень идут спортсменке, подчеркивают ее фигуру. Этери Георгиевна и Даниил Глейхенгауз давно вынашивали идею поставить программу на "Лебединое озеро". Это было вначале для Липницкой. Когда ей поставили произвольную программу на "Ромео и Джульетту", она почему-то у Юли не шла. Но потом решили ничего не менять, а идея у Глейхенгауза была еще тогда. С тех пор прошло два-три года, но он никак не мог ее применить, никого не видел в этом образе. Еще тогда была задумка, чтобы платье меняло цвет –— переходило из белого в черное, вот эти позы, ломаные линии.

Ставить эту программу для Алины они начали еще в апреле. А потом я начала читать, у кого из других фигуристов в этом сезоне еще будет "Лебедь", и была в шоке. В этом году какое-то лебединое изобилие. Хотя, конечно, до Олимпиады половина "лебедей" не дошла.

Олимпийский сезон — сложный. Всех хотят чего-то необычного, но запоминающегося и понятного. Отсюда берется тема Испании, понятная для всех, те же балеты. Ставка делается на нечто беспроигрышное, что будет доступно любому обывателю. Образы стараются брать более четкие. Отсюда же и "Анна Каренина" у Медведевой. После этой Олимпиады, наверное, половина мира прочитает это произведение".

Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев во время выступления в произвольной программе танцевальных пар на Олимпиаде-2018 Валерий Шарифулин/ТАСС
Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев во время выступления в произвольной программе танцевальных пар на Олимпиаде-2018
© Валерий Шарифулин/ТАСС

"Каждое платье — повествование"

По мнению дизайнера Ольги Оськиной, чем проще платье, тем современнее оно выглядит. 

Ольга Оськина: "Россия — страна литературная, и в костюмах российских фигуристов на Играх-2018 прослеживается тот же подход. Почти каждое платье — это не знак, не слово, а повествование. Чем немногословнее платье, тем оно мне больше нравится.

В этом раз мне понравилось платье Екатерины Бобровой (партнерша Дмитрия Соловьева в танцах на льду — прим. ТАСС) для произвольной программы. У него сложный цвет, сливочно-серый с бордовым. Платье и само сложное, но в нем есть логика, каждую линию можно проследить от начала до конца, и эти линии словно участвуют в движении.

Также мои фавориты — платья Натальи Забияко (партнерша Александра Энберта в соревнованиях спортивных пар — прим. ТАСС). Очень понравилась идея с трансформацией в произвольной программе, да и само платье до трансформации было очень чистым и стильным. Когда я его увидела впервые, я поразилась такой откровенной простоте. Платье для короткой программы тоже очень высокого уровня, мне приходилось всматриваться, чтобы понять, как оно сделано. Понравилось, что на обоих платьях минимальное количество камней".

Французы Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон во время выступления в короткой программе танцевальных пар на Играх-2018 Валерий Шарифулин/ТАСС
Французы Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон во время выступления в короткой программе танцевальных пар на Играх-2018
© Валерий Шарифулин/ТАСС

Легкость и здоровое раздолбайство

Дизайнеры считают, что наряды многих зарубежных фигуристов на Олимпиаде-2018 также заслуживают пристального внимания.

Ольга Рябенко: "Мне очень нравятся работы японского мастера Сатоми Ито. Ее костюмы на японце Сёма Уно, который завоевал серебро на этой Олимпиаде. Мне близки ее работы, наверное, такой же "мелочевской" работой, как и мои собственные. Я тоже люблю жемчужинки, бусинки, замысловатые переходы.

А американцам для этой Олимпиады костюмы шила дизайнер Лиза Маккиннон. Вообще, на этих Играх много ее работ, она же одевала победителей турнира спортивных пар — представителей Германии Алену Савченко и Бруно Массо. Раньше Савченко шила костюмы сестра-дизайнер. У Маккиннон очень много интересных вещей, они очень легко узнаваемы — одинаковый купальник с открытой спиной и камни. Также у Лизы интересные прокрасы, она работает аэрографом.

До этого наши мужчины были напыщенными, сверху донизу усыпанные камнями. А после Чана все начали понимать, что само катание важнее, чем тысяча камней на костюме.
Ольга Рябенко
дизайнер

Удачные костюмы у французов Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона. Сейчас появилась технология, позволяющая украшать костюм тонкой шелковой бахромой. Единственное, что смутило, — я бы сделала поменьше телесного цвета. Мне не нравится, как смотрятся телесный и золотой цвета на льду. Но на Габриэле все выглядит очень хорошо и интересно.

Раньше мне нравились костюмы канадца Патрика Чана, он один из первых стал выходить на лед в простых рубашках простого кроя. Мне кажется, именно от него пошла тенденция, что мужские наряды в фигурном катании начали упрощать. До этого наши мужчины были напыщенными, сверху донизу усыпанные камнями. А после Чана все начали понимать, что само катание важнее, чем тысяча камней на костюме. Начали и наши к этой тенденции присматриваться".

Немцы Алена Савченко и Бруно Массо во время выступления в короткой программе спортивных пар в командных соревнованиях на Играх-2018 Валерий Шарифулин/ТАСС
Немцы Алена Савченко и Бруно Массо во время выступления в короткой программе спортивных пар в командных соревнованиях на Играх-2018
© Валерий Шарифулин/ТАСС

Ольга Оськина: "Мне кажется, что в подходе зарубежных фигуристов к костюмам больше легкости и здорового раздолбайства. У зарубежных спортсменов я вижу платья, которые мне безумно нравятся, но именно у них много платьев, которые мне не нравятся вообще и даже удивляют какой-то местечковостью и непрофессионализмом. Я смотрю и думаю: неужели во всей стране не нашлось человека, который смог бы красиво и уместно расклеить камни?

Некоторые фигуристы словно нарушают негласные эстетические правила, тем не менее это смотрится прекрасно. Например, одно из любимых моих платьев — черное платье канадки Кэтлин Осмонд, в котором она катается на этой Олимпиаде под песню Эдит Пиаф. Очень высокая стойка, полностью закрывающая шею, у шеи цветок. Мне еще никого из наших фигуристок не удавалось уговорить на такое. Мне бы сказали — шеи нет, лицо "отрезано", аксессуары на плече недопустимы, это искажает линию плеча и плечи кажутся задранными. А у Кэтлин это смотрится остро и органично.

Еще один пример удачного нарушения правил — платье Алены Савченко, нежно-голубое с бахромой. Я всегда говорю клиентам, что в костюме нежелательно использовать цвет льда — голубой или серо-голубой — лучше не рисковать. А здесь использован не просто цвет льда, но и его фактура — все эти блики, царапины, всполохи, полутона. И Алена выглядит как драгоценность, как ледяная Афродита, рожденная из ледяной пены, и это неожиданно красиво. Особенно прекрасно платье смотрится в движении. Мне нравится, как мыслит художник, который придумал это платье.

Еще одно любимое — простейшее платье итальянки Каролины Костнер. Оно винного цвета и само выглядит как бокал с вином — живет, пульсирует, постоянно меняет оттенки. Мне кажется, что этот эффект достигается благодаря тому, что основная ткань надета на купальник более светлого оттенка, и от этого появляется глубина и подвижность цвета. Мне нравится расшивка — здесь не только камни, но и другая фактура. И я обратила внимание, что, хотя пояс отсутствует, юбка зрительно начинается от талии".

Итальянка Каролина Костнер во время выступления в короткой программе командного турнира на Олимпиаде-2018 Валерий Шарифулин/ТАСС
Итальянка Каролина Костнер во время выступления в короткой программе командного турнира на Олимпиаде-2018
© Валерий Шарифулин/ТАСС

Сколько стоят чемпионские наряды

Минимальные и максимальные суммы, в которые обходится создание костюма для фигурного катания, очень разнятся. По словам дизайнеров, это зависит от тканей и стоимости камней.

Ольга Оськина: "Платья, в которых фигуристы выступают на Олимпийских играх, почти никогда не шьются частным образом, только в ателье или в домах моделей высокого уровня. Поэтому их стоимость составляет 40–60 тысяч рублей. Значительная часть этой суммы — стоимость камней. 

Оптимальный срок для изготовления костюма — месяц и чуть больше. Обычно проводится две-три примерки. Между примерками платье не только находится в работе, оно еще должно "отстояться". Нужно хотя бы один раз попробовать прокататься на льду и после этого произвести необходимые корректировки. Конечно, бывают срочные заказы, от этого никуда не денешься. И мне очень нравится, когда эскизы заказывают заранее. Сейчас у меня есть такой заказ — костюмы мы планируем шить в августе, а эскизы я уже рисую, и это доставляет мне удовольствие".

Ольга Рябенко: "Олимпийский костюм для фигурного катания ничем не отличается от костюма для юного фигуриста. Разве что больше идет материала и камней. Поэтому стоимость костюма для Игр — порядка 60 тысяч рублей, а у детей не доходит и до 30. Где-то используется кружево, где-то много разных тканей. Бывают кружева по восемь тысяч за метр. Или же юбки, где переход цвета из шифона — сама юбка кажется маленькой, а на ней четыре метра ткани. Даже на маленькое детское платье может уйти до трех метров шифона на кусочек юбки в 50 сантиметров".

Канадка Кэтлин Осмонд во время короткой программы командных соревнований на Олимпиаде-2018  TATYANA ZENKOVICH/EPA
Канадка Кэтлин Осмонд во время короткой программы командных соревнований на Олимпиаде-2018
© TATYANA ZENKOVICH/EPA

Чего стоит избегать

В ходе соревнований по фигурному катанию на Играх-2018 произошло несколько происшествий, связанных с неполадками с костюмами спортсменок. У южнокорейской фигуристки Юра Мин во время выступления все время сползал топ, и спортсменке приходилось то и дело поправлять его. Еще более драматичная история произошла с Гарбиэлой Пападакис -—застежка на платье француженки отвалилась, и у фигуристки немного оголилась грудь. 

Ольга Оськина: "Самое главное — сделать платье заранее, с запасом времени, чтобы была возможность проверить костюм на тренировке. Платье должно быть второй кожей и если не помогать, то хотя бы вообще не ощущаться при выполнении элементов. Это значит — хорошая затяжка купальника и резинок. На примерках мы всегда просим фигуристок сделать тестовый набор движений, чтобы проверить, как ведет себя платье — поднять руку, сильно наклониться назад и вперед.

Юбка должна быть такой длины, чтобы она не попадала в конек и не мешала при вращении. Если это не одиночное катание, платье к тому же не должно мешать партнеру. Например, когда мы делали юбки-пачки для Елены Ильиных (Олимпийская чемпионка 2014 года в танцах на льду в дуэте с Никитой Кацалаповым — прим. ТАСС), поддержки у этой пары становились все сложнее, и на прошлой Олимпиаде для произвольной программы мы сделали уже не настоящую, а адаптированную пачку.

И вообще может быть все очень тонко. Был даже такой случай, когда партнеру мешали слишком острые камни на платье партнерши, и пришлось заменить их на более плоские".

Евгения Медведева в произвольной программе на чемпионате Европы-2018 Сергей Бобылев/ТАСС
Евгения Медведева в произвольной программе на чемпионате Европы-2018
© Сергей Бобылев/ТАСС

Ольга Рябенко: "Самое основное из правил — при создании костюма нельзя допускать слишком много оголенного тела, более 30–40%. Судьи подобное покарали бы. А в принципе особенно жестких правил в фигурном катании применительно к одежде фигуристов нет. Каких-то нарушений на Олимпийских играх в Южной Корее я не заметила. У всех все лаконично.

Все платья отшиваются в единственном экземпляре, и если с нарядом что-то случится, то спортсмен должен быть готов выйти в тренировочном и откататься так, чтобы все оценки были, как говорится, 6.0
Ольга Рябенко
дизайнер

В процессе создания платья часто терпят изменения. Стараемся перед ответственными стартами хотя бы немного обкатать костюмы. Все платья отшиваются в единственном экземпляре, и если с нарядом что-то случится, то спортсмен должен быть готов выйти в тренировочном и откататься так, чтобы все оценки были, как говорится, 6.0.

Я считаю, что категорических запретов в творчестве быть не должно. Я когда-то читала интервью про одно из своих платьев, сшитое для произвольной программы Елены Радионовой "Титаник". Какая-то модельер сказала, это моветон — использовать в одежде сразу сетку и кружево. Но нет ничего неприемлемого, если вещь смотрится хорошо. Кто создает эти каноны? Самое главное, чтобы все было качественно — не создавало неудобства для спортсмена, не сыпалось и не отваливалось. Мы не должны забывать о том, что костюмы фигуристов должны хорошо смотреться, но все же это спортивный костюм, атлету должно быть удобно в первую очередь.

В своих работах я много раз применяла как натуральный мех, так и искусственный. Если это хорошо смотрится, то почему не пойти на такой шаг? Или же, например, писали про бордовое платье Евгении Медведевой: а почему вы не можете использовать для нашей чемпионки такой дорогой материал как французские кружева? А потому, что эти кружева не тянутся, фигуристке будет неудобно. Она же не на бал идет. Главное — хорошо сделать программу. Я всегда говорю, что наши девочки и в тренировочной одежде красавицы, и мы и такими их уже любим. Хотя и костюм — это, безусловно, одно из слагаемых успеха". 

Екатерина Мухлынина