4 октября 2018, 12:47
Статья
Формула-1

Летнее наследие зимних Олимпиад. Где князь, а где грязь

Рекорды по числу потраченных на Олимпиады денег в будущем, скорее всего, побиты не будут
Гран-при России "Формулы-1" на территории гоночного комплекса "Сочи Автодром". Александр Демьянчук/ ТАСС
Гран-при России "Формулы-1" на территории гоночного комплекса "Сочи Автодром"

Минувшие выходные со спортивной точки зрения оказались примечательны тем, что в столицах зимних Олимпиад прошли соревнования мирового значения по летним видам спорта: Сочи принял этап Гран-при по автогонкам в классе "Формула-1", а Турин — финал чемпионата мира по волейболу среди мужских команд.

Столь интересное совпадение заставило напомнить, насколько активно сейчас используется наследие последних зимних Олимпийских игр.

Международный олимпийский комитет (МОК) около пяти лет назад решил серьезно реформировать процесс выбора столиц проведения своего главного события. Были минимизированы расходы на заявочный процесс, ужесточились требования к существующей спортивной инфраструктуре, большое внимание уделяется привлечению частных инвестиций, определяющим теперь стало и мнение жителей городов, в которых планируется проводить соревнования. Все это действительно играет важную роль при определении страны, которая претендует на проведение Олимпиады.

Не случайно в последнее время все чаще приходится слышать о том, что та или иная страна отказалась от проведения Игр на основе референдума ее граждан. И если будущее летних Олимпиад уже расписано до 2028 года — сначала соревнования примет Париж, после — Лос-Анджелес, — то с зимними ситуация обстоит сложнее.

От идеи провести зимние Игры 2026 года уже отказались швейцарский Сьон, австрийский Грац и японский Саппоро. В первых двух случаях — именно на основе мнения жителей и властей регионов. 

Теперь остались только четыре потенциальные заявки — Калгари (Канада), Стокгольм (Швеция), Эрзурум (Турция) и Милан совместно с Кортина-д’Ампеццо. Но и здесь не все так просто: шведы не хотят строить санно-бобслейную трассу, поэтому рассматривают вариант проведения части соревнований в Латвии, схожую позицию занимают турки, предлагая использовать сочинские объекты. 

Печальный пример Турина

И этому находится простое объяснение — никто не хочет возводить дорогостоящие объекты, которые впоследствии не будут использоваться, как это произошло с рядом олимпийских трасс и стадионов.

Наглядный пример — Турин, который еще недавно был включен в совместную заявку Милана и Кортина-д’Ампеццо. Здесь с олимпийским наследием дела обстоят не лучшим образом. Да, принимавшая олимпийский хоккейный турнир "Пала Альпитур" используется и ныне, примером чему послужила решающая стадия чемпионата мира по волейболу, которая собирала на каждом матче по 14 тыс. зрителей. Активно используется и примыкающий к нему "Стадио Олимпико", который сейчас является домашней ареной футбольного клуба "Торино", а еще семь лет назад, до переезда на новую арену, — "Ювентуса".

Однако есть объекты, на которые без слез, что называется, не взглянешь. Так, санно-бобслейная трасса после шести лет использования по причине дороговизны ее содержания была частично разобрана, и теперь маловероятно, что когда-нибудь будет собрана обратно. Не проводились в регионе после и крупные соревнования по прыжкам с трамплина на лыжах, лыжному двоеборью, лыжным гонкам, биатлону. 

Но еще более ужасающе выглядит Олимпийская деревня в Турине. Новый район, который 12 лет назад сиял новыми яркими зданиями, сегодня превратился в настоящее гетто.

"К сожалению, Олимпийская деревня непригодна для жизни, — рассказал местный житель по имени Марко. — Не знаю, что там сейчас происходит, но у меня впечатление, что там никто не живет".

Но Марко ошибается. Хоть объекты Игр нередко и оказываются заброшенными, яркий пример чему — спортивная инфраструктура 1984 года в Сараево, олимпийское наследие Турина своих обитателей все-таки нашло.

Олимпийская африканская деревня

По приблизительным данным, Олимпийская деревня сегодня служит домом для более чем тысячи мигрантов и беженцев, преимущественно из африканских стран. Изначально они селились туда в рамках специальной государственной программы, однако когда ее финансирование закончилось, люди остались предоставлены сами себе.

Жить им больше негде, средств на новое жилье им практически не заработать, поскольку трудиться они вынуждены на малооплачиваемых, зачастую сезонных работах. Поэтому иной альтернативы, кроме как ютиться в уже заметно обшарпанных домах, которые, важно заметить, не отличались хорошим качеством постройки, у них нет.

"Честно сказать, даже не хочу знать, что там происходит", — сказала Валентина, еще одна жительница Турина.

Естественно, социальная обстановка в этом районе сейчас оставляет желать лучшего, поэтому городские власти ищут выход из сложившейся ситуации, однако и жители деревни не спешат покидать занятые дома, поскольку терять пусть даже такую, но все-таки крышу над головой им не хочется. Тем более что бомжующих людей в городе, к слову, и без этого немало.

На этом фоне довольно контрастно смотрелся этап Гран-при "Формулы-1" в Сочи, который традиционно проходит на автодроме в Олимпийском парке. "Королевские гонки" всегда сопровождают шик, блеск и красота, и российский этап исключением не является. При этом он пользуется большим интересом у поклонников этого вида спорта, которые, к слову, во время визита на юг страны используют построенную здесь к Играм инфраструктуру.

Меньше строить, больше экономить

И это именно то, что хочет видеть МОК, когда наделяет страну правом проведения Олимпийских игр. Но не всегда ему удается получить желаемые результаты.

Свежий пример — зимняя Олимпиада в Пхёнчхане, которая прошла в феврале этого года. Южная Корея потратила $100 млн на строительство Олимпийского стадиона для того, чтобы после окончания Игр и Паралимпиады снести его. 40-тысячному городу просто не нужен объект, способный вместить почти всех жителей. Содержать его не имеет смысла. По той же причине закрылась и горнолыжная трасса.

Каким будет будущее Олимпийских игр, сказать сложно. Не исключено, что в конечном итоге будет очерчен круг мест, способных принимать соревнования без огромных затрат. Париж и Лос-Анджелес — яркий тому пример, их МОК называет "рекордными по числу существующих и временных объектов". Так что есть все основания полагать, что рекорды по числу потраченных на Олимпиады денег уже побиты не будут. 

Артем Кузнецов