Со дня рождения великого тренера Владимира Кондрашина 14 января исполнилось 90 лет. Специалист привел мужскую баскетбольную сборную СССР к первой победе на Олимпиаде — в 1972 году в финале была обыграна сборная США, до тех пор считавшаяся непобедимой. Этот матч лег в основу фильма "Движение вверх", ставшего самым кассовым в истории российского кинематографа. При этом ни сам Кондрашин, ни его родные и близкие не любили вспоминать концовку того матча, ставшую легендарной для отечественного спорта.
Помимо олимпийского золота, Кондрашин приводил сборную СССР к золотым медалям чемпионата Европы (1971) и чемпионата мира (1974). А в 1975 году Кондрашин одержал главную победу на клубном уровне — ленинградский "Спартак" единственный раз в своей истории стал чемпионом СССР, обойдя непобедимый московский ЦСКА. Игроки и коллеги уважительно называли Кондрашина — "Петрович" или "батюшка".
В 2007 году Международная федерация баскетбола (ФИБА) открыла Зал славы. Кондрашин был включен туда в день открытия, став первым отечественным тренером, удостоенным этой чести. При этом сам Кондрашин до последних дней жизни оставался скромным человеком, не любившим находиться в центре внимания.
ТАСС поговорил с близкими Кондрашина и людьми, хорошо с ним знакомыми, чтобы узнать, каким он был человеком не только на тренерской скамейке, но и в обычной жизни.
Евгения Кондрашина, супруга: "Для меня Володя был самым хорошим и дорогим. А люди говорят, что он был суровым. Может быть, на площадке, во время матчей. Но на самом деле, в жизни он был застенчивым, не любил шумихи. Дома Владимир Петрович был совсем другой, нежели его представляли многие. Совсем не суровый, любил пошутить. Мы, конечно, ссорились иногда, но он был отходчивым. Нагрубит, я надуюсь и целый день могу так — слова ему не сказать. А он не мог, и через какое-то время всегда первым подходил, целовал в щечку и говорил: "Прости ты дурака".
Победа на Олимпиаде на нем отразилась не лучшим образом. Владимир Петрович вернулся взвинченный, даже язва открылась через два дня. Тогда начиналась хоккейная суперсерия между нашими хоккеистами и канадцами, у нас были билеты, но Володе было так плохо, что мы на матч в итоге не пошли — уехали поездом в Ленинград.
Он очень переживал за эти три секунды (исход матча решили последние три секунды, добавленные арбитром — прим. ТАСС). Говорил, что свели весь матч к ним, а ведь наша сборная всю игру вела в счете. Потом все его этими тремя секундами замотали. Даже смеяться начинал, когда вопрос этот слышал.
Вообще, тогда после Олимпиады их никто в аэропорту не встречал, никакой помпезности не было и близко. Только родственники. А вот настоящий праздник был, когда "Спартак" сумел опередить ЦСКА и выиграть чемпионат СССР. Владимир Петрович мне даже как-то сказал: "Не знаю даже, какой победе я больше рад — 72 или 75 года".
В Питере тогда был праздник. От арены до дома Володю провожали фанаты, поклонники "Спартака". В тот день он был действительно счастливым человеком.
Володя очень любил дачу. Она у нас была в месте, которое называется Шапки, недалеко от Тосно. Озера, горы — очень красивое место. Он просто обожал Шапки. А главным хобби было собирать грибы. Как только приезжали — сразу шли в лес. А еще он надевал свой старый тренировочный костюм, брал мешок и собирал бутылки, мусор на даче… Володя очень заботился об окружающей природе, и на даче его и сейчас очень вспоминают и очень любят".
Евгений Гомельский, тренер, член Зала славы Международной федерации баскетбола: "Нужно признать, это был первый тренер, выигравший золотые медали в баскетболе для нашей страны. Первый тренер, сумевший в финале обыграть непревзойденных американцев. Принято считать, что есть тренер-теоретик, есть — практик. Кондрашин же был тренером от бога. Его чутье — это что-то феноменальное. Он мог выпустить Белова, чтобы выиграть стартовое вбрасывание, и через десять секунд усадить его на скамейку. У него было великолепное чутье по игрокам.
Великий ленинградской "Спартак" — создал Кондрашин, и у него был единственный игрок высокого класса — Белов. Говорить о партнерах Белова не хотелось бы. Так вот великолепное противостояние ЦСКА и "Спартака" в те годы — это заслуга Владимира Петровича Кондрашина. Он не любил давать интервью, выступать в прессе, не переваривал, как сейчас модно говорить, пиара, но все признавали в нем великого тренера.
Принято говорить о противостоянии моего брата Александра Яковлевича и Кондрашина, это не было противостоянием только ЦСКА и "Спартака" — это было между тренерами. Но мало кто знает, что они вместе начинали и были в одной команде Типографического училища. Так вот, ни Александр Яковлевич, ни Владимир Петрович друг о друге ни разу плохого слова не сказали публично. А это противостояние искусственно нагнетали питерские журналисты. Говорили, какой хороший и добрый Кондрашин — и какой злой Гомельский. Тогда была плеяда ленинградских журналистов, которые стремились подчеркнуть, как ЦСКА всех топчет и забирает под знамена. Тогда ходила хохма: "Почему баскетболисты "Спартака" проиграли концовку матча? Потому, что в последнем тайм-ауте обсуждали, что столица Питер, а не Москва".
И надо признать, что у Кондрашина замечательная жена. Низкий ей поклон".
Сергей Кущенко, президент Единой лиги ВТБ: "Легендарный финал Игр в Мюнхене родители смотрели по черно-белому телевизору, и меня баскетболом заразил именно тот матч. Он нестандартный тренер, решения которого опережали время. Его чувство игры было феноменальным.
И да, мы знаем хорошо тот олимпийский момент, тот финал, после которого Кондрашин стал великим. Но если отмотать от этого момента назад, изучить его биографию, проследить судьбу, то становится понятным, почему Владимир Петрович стал таким человеком.
Так получилось, что я сначала познакомился с командой, ребятами, которые выиграли золото 1972 года, а уже потом с Петровичем. Но его отношение ко мне было всегда теплым и дружеским. Он помогал с игроками, тренерами, когда проходил процесс становления "Урал-Грейта". Всегда давал советы и подсказывал. И одну из важнейших фраз в баскетболе я услышал от Кондрашина: "Все зависит от того, как тренер понимает своих игроков".
Сегодняшняя молодежь заряжается победой на Евробаскете — 2007, успехами Олимпиады 2012 года. А мы заряжались той победой и той сборной Кондрашина".
Лев Лещенко, народный артист: "Я люблю баскетбол и заниматься им начал в 1955-м, в школе "Динамо". И отлично помню тот 72-й год и настроение перед финалом. Точно помню, что несмотря на всю грозность непобедимой сборной США мы верили, что наши ребята сумеют победить. У нас была великая команда и великий тренер Владимир Петрович Кондрашин. Он сумел так подготовить команду, так настроить ребят, что сомнения в успехе по ходу турнира улетучивались. И в финальной игре с американцами — наша сборная же всю игру вела в счете, гениально играла в защите. Настрой и самоотдача были сумасшедшими, и в этом полностью заслуга тренера.
А те три секунды — это стало основой феноменальной истории. Не просто спортивный сюжет, а настоящая драматургия. Такого накала страстей в олимпийском финале не было и не будет.
Кондрашин — великий тренер, и когда он работал, была альтернатива русских тренеров в баскетболе. Вспомним его противостояние с Гомельским в чемпионате СССР. И сейчас, вспоминая то время, больно смотреть на наш чемпионат, где работает только один отечественный тренер".
Подготовил Андрей Карташов