ТАСС-ДОСЬЕ. 3 июля начинается официальный визит председателя КНР Си Цзиньпина в Россию, в ходе которого, как ожидается, будут подписаны соглашения на общую сумму около $10 млрд.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о состоянии российско-китайских экономических отношений.
Договорно-правовая база
Основой российско-китайских торгово-экономических отношений является Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 г., определивший их как "всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие". Раз в четыре года принимаются планы действий по реализации положений этого документа (последний принят в марте 2013 г.; ожидается, что следующий будет подписан в ходе нынешнего визита).
Товарооборот, инвестиции
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ, в 2016 г. внешнеторговый оборот России и Китая составил $66,1 млрд (в 2015 г. - $63,6 млрд). У России отрицательный торговый баланс с КНР: в 2016 г. экспорт составил 28 млрд, импорт - 38,1 млрд (в 2015 г. соответственно 28,6 и 35,9 млрд). Доля КНР во внешней торговле России увеличилась с 12,1% в 2015 г. до 14,1 % в 2016 г. С 2010 г. Китай является крупнейшим торговым партнером России. Россия занимает 16-е место в списке партнеров КНР (2015).
Более половины российского экспорта в Китай приходится на поставки минерального топлива, нефти и нефтепродуктов (60,7%), затем следуют древесина и изделия из нее (9,4%), цветные металлы (9%), рыба и морепродукты (3,5%), химическая продукция (3,3%). Основные категории импорта в РФ из КНР: машины и оборудование (35,9%), одежда (13,7%), продукция химической промышленности (9,1%), пушнина и изделия из меха (5,6%), обувь (5,3%) и мебель (3%).
По данным Главного таможенного управления Китая, двусторонний товарооборот за январь-май 2017 г. увеличился на 26,1% в годовом выражении, составив $32,3 млрд, а взаимный товарооборот в 2017 г. может превысить $80 млрд. Согласно данным Министерства коммерции КНР, на 1 января 2016 г. объем накопленных прямых российских инвестиций в Китае составил $946,9 млн. А китайские инвестиции - в десять раз больше. Они оцениваются в $8,94 млрд.
Нефтегазовая отрасль
Одно из ключевых направлений сотрудничества - топливно-энергетическая сфера. По данным Главного таможенного управления КНР, доля российской нефти в импорте Китая составляет 14,45%. Россия является лидером по объемам поставок нефти на китайский рынок (второе место - Саудовская Аравия). По данным журнала Forbes, в 2016 г. российские компании экспортировали в КНР 47,8 млн тонн нефти на сумму $14,6 млрд. По словам главы "Роснефти" Игоря Сечина, в структуре экспорта российской нефти доля Китая в 2016 г. достигла 20,6%.
В соответствии с соглашением, подписанным в 2009 г., Банк развития Китая (China Development Bank) предоставил российским компаниям "Роснефть" и "Транснефть" кредит в размере $25 млрд на 20 лет в обмен на поставки 300 млн тонн нефти в течение этого периода. В рамках этой договоренности было построено ответвление от нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", в январе 2011 г. начались первые поставки. В 2013 г. между "Роснефтью" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (China National Petroleum Corporation, CNPC) был заключен контракт на дополнительную поставку нефти объемом 325 млн тонн, рассчитанный на 25 лет. По оценке Сечина, сумма этой сделки составила $270 млрд. Фактически "Роснефть" в 2016 г. поставила в Китай 34,5 млн тонн нефти.
В настоящее время "Газпром" ведет строительство газопровода "Сила Сибири", по которому газ из месторождений Восточной Сибири будет транспортироваться как на внутренний российский рынок, так и на экспорт в Китай (так называемый "восточный маршрут"). Ожидается, что поставки газа в Китай начнутся в 2019 г. Контракт на 38 млрд куб. м газа в год в течение 30 лет был подписан в мае 2014 г. "Газпромом" и CNPC. Сумма контракта не была обнародована. Однако глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что Россия сможет заработать $400 млрд, вложив в строительство $55 млрд.
Второй проект по транспортировке газа в КНР ("западный маршрут") находится в стадии согласования. Он предусматривает поставку газа по трубопроводу "Сила Сибири-2" в объеме до 30 млрд куб. м в год в течение 30 лет. Газопровод планируется проложить из Ямало-Ненецкого автономного округа через Алтайский край в Синьцзян-Уйгурский автономный район на северо-западе Китая. Меморандум о взаимопонимании по этому проекту "Газпром" и CNPC подписали в ноябре 2014 г.
Кроме того, инвесторы из КНР проявляют интерес к российским проектам по производству сжиженного природного газа (СПГ). Так, в декабре 2015 г. Фонд Шелкового пути приобрел 9,9% акций "Ямал-СПГ", а также выдал предприятию кредит на €700 млн. В этом проекте 20% принадлежит CNPC.
В ноябре 2016 г. стороны подписали ряд соглашений, в том числе между "Роснефтью" и китайской компанией Beijing Gas Group о сотрудничестве в газовом бизнесе, включая приобретение 20% акций ПАО "Верхнечонскнефтегаз" (сумма сделки, прошедшей в июне 2017 г., оценивается в $1,1 млрд); о продаже доли ПАО "СИБУР холдинг" китайскому Фонду Шелкового пути; меморандум между "Газпромом" и CNPC о проведении исследования возможности сотрудничества в области газомоторного топлива.
Атомная энергетика
В 1998-2007 гг. российская компания "Атомстройэкспорт" построила и ввела в эксплуатацию первую очередь Тяньваньской АЭС, состоящую из двух энергоблоков с реакторными установками ВВЭР-1000 мощностью 1060 МВт каждая. В стадии реализации находится проект второй очереди этой АЭС (3-й и 4-й энергоблоки, объем инвестиций - $6,5 млрд). Работы начались в декабре 2012 г., ввод в эксплуатацию запланирован на 2018 г. Сейчас Россия и Китай ведут переговоры по сооружению 7-го и 8-го блоков АЭС (5-й и 6-й блоки Китай начал строить самостоятельно, но приостановил работы).
Для сервисного обслуживания введенных в строй мощностей госкорпорация "Росатом" в 2013-2016 гг. подписала с китайской стороной контракты на сумму свыше $50 млн. Ядерное топливо для Тяньваньской АЭС поставляет компания ТВЭЛ (входит в "Росатом"). Сумма контракта, рассчитанного до 2025 г., составляет более $1 млрд.
В 2014 г. "Русатом оверсиз" (входит в "Росатом") и CNNC New Energy подписали меморандум о строительстве плавучих атомных электростанций (ПАТЭС). Китай интересует возможность использования ПАТЭС в первую очередь для обеспечения островных территорий и месторождений по добыче углеводородов на шельфе. Российская сторона, в свою очередь, заинтересована в сооружении целой серии таких станций.
Транспорт
В транспортной сфере крупнейшим реализуемым проектом является коридор "Европа - Западный Китай". Общая протяженность автомагистрали - 8,5 тыс. км, из их 2,2 тыс. км - по территории России, 2,8 тыс. км - Казахстана, 3 тыс. км - Китая. Строительство началось в 2008 г., завершить его планируется в 2019 г. Инвестиции китайских компании оцениваются в 150 млрд руб. Предполагается, что объем грузоперевозок будет составлять 33 млн тонн в год.
Другим важным проектом является строительство железнодорожного моста через реку Амур в районе села Нижнеленинское Еврейской автономной области и города Тунцзян в провинции Хэйлунцзян. Это первый железнодорожный мост между Россией и КНР, стоимость проекта составляет 9 млрд рублей, ожидаемая пропускная способность - 5,2 млн тонн экспортных грузов в год. Соглашение о строительстве было подписано в мае 2013 г. Финансовым оператором проекта до 2014 г. был Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, а с 2014 г. стал Российско-китайский инвестиционный фонд, созданный Российским фондом прямых инвестиций и China Investment Corporation. По состоянию на весну 2017 г. мост готов на 50%. Завершение строительства ожидается в 2018 г.
В октябре 2014 г. был подписан меморандум об участии китайской стороны в строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань протяженностью 770 км. Общая оценочная стоимость проекта - 1,26 трлн рублей. В мае 2016 г. стороны подписали меморандум о финансировании строительства. Китайская сторона намерена инвестировать порядка 300 млрд рублей, предоставить кредит в 400 млрд (сроком на 20 лет, ставка - 4%) и внести 100 млрд в уставный капитал проектной компании. Окончательное решение о возможности строительства должно быть принято в ближайшее время. В перспективе эта магистраль станет частью Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва - Пекин.
В декабре 2015 г. китайская Sinohydro Corporation и Федеральное дорожное агентство подписали меморандум о намерениях, касающийся реализации инвестиционного проекта по строительству и содержанию моста через реку Лену в районе Якутска. Проект будет реализован на принципах государственно-частного партнерства, предварительная стоимость строительства оценивается в 56 млрд рублей.
В декабре 2016 г. началось строительство автомобильного моста и канатной дороги через Амур между Благовещенском и Хэйхэ. Проект соглашения был подписан еще в 1995 г., концессионный договор о строительстве моста - в июне 2016 г. Для реализации проекта было создано совместное предприятие. Общая стоимость перехода составит около 18,8 млрд рублей. Ожидается, что мост и подъездные пути общей длинной 20 км будут готовы в 2019 г.
В январе 2017 г. компания "Сиарсиси рус" (российское подразделение китайской China Railway Construction Corporation Limited) и компания "Мосинжпроект" подписали соглашение о строительстве нескольких станций Московского метрополитена - "Аминьевское шоссе", "Мичуринский проспект" и "Проспект Вернадского". Сумма контракта составила 22,98 млрд рублей. Работы начались сразу после подписания контракта. Завершить их планируется в 2019 г.
Металлургия
Прямые китайские инвестиции в российскую металлургию с 2009 г. оцениваются в $2,6 млрд. Крупнейший совместный проект - строительство в Бурятии Озерного горно-обогатительного комбината, в котором участвуют российская корпорация "Металлы Восточной Сибири" и Китайская международная инженерно-строительная компания цветной металлургии (China Nonferrous Metal Industry’s Foreign Engineering and Construction). Соглашение подписано в октябре 2013 г., завершение строительства планируется в 2017 г. Объем инвестиций китайской стороны оценивается в $750 млн.
В 2006-2016 гг. в провинции Хэнань был построен совместный российско-китайский алюминиевый комбинат "Юйлянь" (производство холодного и горячего алюминиевого проката 1 млн тонн в год). С российской стороны в нем участвовала инвестиционная компания "Ви холдинг", объем вложений которой составил $3,3 млрд. Вторая очередь прокатного завода в городе Гунъи была введена строй в ноябре 2016 г.
Сельское хозяйство
Доля сельскохозяйственной и пищевой продукции в российско-китайском товарообороте составляет 4,5% ($2,9 млрд). В декабре 2015 г. стороны договорились об открытии китайского рынка для российского зерна, что позволит нарастить объемы торговли. По оценкам Российского зернового союза, через 5 лет Россия сможет поставлять в Китай 3 млн тонн зерна (по данным Россельхознадзора в 2015-2016 гг. Россия практически не поставляла пшеницу в КНР).
26 апреля 2016 г. Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона и китайский Азиатско-Тихоокеанский продовольственный фонд подписали акционерное соглашение о создании Российско-китайского фонда агропромышленного развития на Дальнем Востоке. По данным Министерства по развитию Дальнего Востока, планируется реализовать более 20 инвестиционных агропроектов. Капитал фонда составит до $10 млрд, на первом этапе - 13 млрд рублей. Китайские инвесторы будут формировать 90% капитала, российские - 10%.
Взаиморасчеты в национальных валютах
Первым из коммерческих банков КНР, который начал операции по расчетам в юанях и рублях, стал Банк Китая (март 2003 г.). В первом полугодии 2015 г. взаиморасчет в национальных валютах в товарообороте составил 9%. В настоящий момент около 110 российских коммерческих банков имеют корреспондентские счета для ведения расчетов в юанях.
В октябре 2014 г. Банк России и Народный банк Китая подписали соглашение о валютном свопе (инструмент, который дает возможность каждой из сторон получить доступ к ликвидности в валюте другой страны, минуя необходимость ее приобретения на валютных рынках). Объем своп-линии составляет 150 млрд юаней ($24,5 млрд), срок соглашения - три года с возможностью продления.
Осенью 2016 г. Внешэкономбанк подписал соглашение с Государственным банком развития Китая о привлечении около 6 млрд юаней для инвестирования в российскую энергетическую и транспортную промышленность.
В ноябре 2016 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что Россия готова разместить часть своих финансовых резервов в китайской валюте. В марте 2017 г. в Москве открылся расчетно-клиринговый центр по операциям в юанях, направленный на укрепление связей между финансовыми рынками России и Китая.