20 октября 2016, 10:45

СМИ: РЖД и ФАС обсуждают либерализацию экспортных ж/д тарифов или возврат тарифов в портах

Артем Геодакян/ ТАСС
РЖД предлагают проработать фиксацию транспортной составляющей в конечной цене продукции и закрепить "структуру распределения стоимости услуг" в транспортной цепочке

МОСКВА, 20 октября. /ТАСС/. ОАО "РЖД" и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обсуждают либерализацию железнодорожных экспортных тарифов либо возврат тарифов в портах, такую позицию монополия уже направляла в ведомство, это позволит РЖД увеличить свою долю в транспортных затратах грузоотправителей, сообщает газета "Коммерсантъ".

РЖД "поддержали предложение ФАС по отмене госрегулирования экспортных железнодорожных тарифов", приводит газета текст письма вице-президента компании Салмана Бабаева в ФАС. Также с июня служба рассматривала и возможность возврата регулирования портовых тарифов, однако в сентябре ее глава Игорь Артемьев заявлял, что его ведомство эту идею уже не обсуждает. РЖД предложили ФАС и альтернативу - введение тарифов на услуги стивидоров.

От комментариев по вопросу представители двух сторон отказались.

Источник "Ъ" на рынке сообщил, что РЖД и ФАС совместно прорабатывают инициативу дерегулирования экспортных перевозок к портам, инициатива содержалась и в письме в ФАС главы монополии Олега Белозерова от 12 октября. Согласно словам источника, служба направит предложения в правительство с учетом интересов всех игроков, маржа должна перераспределиться внутри цепочки без роста цен грузоотправителей.

По подсчетам РЖД, пишет газета, доля стивидоров в общей цене транспортировки на экспорт растет быстрее железнодорожной составляющей, по части направлений расценки портов выше. РЖД предлагают проработать фиксацию транспортной составляющей в конечной цене продукции и закрепить "структуру распределения стоимости услуг" в транспортной цепочке.

Собеседник "Ъ" среди стивидоров считает, что "тарифы для РЖД устанавливает государство, стимулируя перевозки в те или иные порты, а те, как и грузоотправители, живут в рыночной экономике, у грузовладельца есть транспортная составляющая, по которой он готов везти груз в порт, и она не фиксирована, как это представляют РЖД".

Конкурентная среда ранее позволила дерегулировать тарифы портов, а рост грузооборота стивидоров и переориентация 94% грузов на порты РФ подтверждают рыночность ставок, приводит в публикации "Ъ" мнение представителей Ассоциации морских портов России.

Некоторые эксперты уверены, что если таким образом РЖД намереваются привлечь дополнительные грузы, то правильно было бы формировать совокупный сервис с портовиками и разделить скидку, а не использовать рычаги госрегулирования.

Собеседники "Ъ" считают также, что РЖД на фоне установления предела роста тарифа на 2017 год в 4% ищут источники финансирования и пытаются, заглядывая в соседние кошельки, придумать конструкцию, при которой получат максимальный эффект.