Все новости
Партнерский материал

Капитаны крупнейшего пароходства рассказали об особенностях морского дела

В преддверии Дня работников морского и речного флота пять капитанов "Совкомфлота" рассказали ТАСС о своих судах, белых медведях и о том, почему они выбрали свою профессию
Ледокольное судно снабжения "Евгений Примаков" "Совкомфлот"
Описание
Ледокольное судно снабжения "Евгений Примаков"
© "Совкомфлот"

Морские перевозки имеют большое значение для экономики России, торговый флот которой сейчас пополняется новыми судами. В прошлом году, к примеру, началась эксплуатация первого в мире ледокольного танкера-газовоза "Кристоф де Маржери". Однако даже самое современное судно не может выйти в рейс без опытного экипажа. В преддверии Дня работников морского и речного флота, который отмечается в нашей стране в первое воскресенье июля, пять капитанов "Совкомфлота" рассказали ТАСС о своих судах и белых медведях, о том, почему они выбрали свою профессию и что нужно для успешной работы в море.

Сергей Зыбко: "Был командиром боевой части связи на подводной лодке"

Капитан танкера-газовоза "Кристоф де Маржери" Сергей Зыбко "Совкомфлот"
Описание
Капитан танкера-газовоза "Кристоф де Маржери" Сергей Зыбко
© "Совкомфлот"

Капитан танкера-газовоза "Кристоф де Маржери" Сергей Зыбко посвятил морю 35 лет. Он признается, что в профессию его привела книга Александра Миронова "Только море вокруг". "Там рассказывается про белорусского паренька, который пришел на судно матросом, а стал капитаном. А я родился в Минске", - говорит Зыбко, который после окончания Высшего военно-морского училища радиоэлектроники имени А. С. Попова в 1982 году попал на подводную лодку.

"Я был командиром боевой части связи на подводной лодке, одновременно был начальником радиотехнической службы. Занимался гидроакустикой, радиолокацией и отвечал за связь на подводной лодке. Был награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени", - добавляет он.

Свою военную карьеру он завершил на дизель-электрической подводной лодке 641-го проекта в январе 1995 года в звании капитана второго ранга, после чего перешел на гражданскую должность. Сначала работал капитаном на водоналивном танкере, затем начал работать на судах торгового флота. По словам Сергея Зыбко, для дальнейшего карьерного роста в гражданском флоте большую роль сыграло знание английского языка, без которого невозможно попасть на суда, работающие за границей. "Я начал изучать английский самостоятельно, еще на военной службе", - отметил он. После прохождения собеседования и двухнедельных курсов английского языка он стал вторым штурманом на норвежском танкере-газовозе. "Работа была настолько тяжелой, что у меня был хронический недосып", - признается Сергей Зыбко. Через пять лет работы на танкере его назначили капитаном.

Ледокольный танкер-газовоз "Кристоф де Маржери"

Первый в серии из 15 арктических ледокольных танкеров-газовозов, заказанных для обслуживания проекта "Ямал СПГ" и круглогодичной транспортировки сжиженного природного газа в сложных ледовых условиях Карского моря и Обской губы. Может преодолевать лед толщиной до 2,1 м. Экипаж танкера составляет 29 человек и полностью укомплектован российскими моряками. 16 августа 2017 года успешно завершил свой первый коммерческий рейс, доставив партию СПГ по Северному морскому пути из Норвегии в Южную Корею. В ходе этого рейса установлен новый рекорд преодоления Севморпути - 6 дней 12 часов 15 минут. На сегодняшний день газовоз совершил уже семь рейсов с ямальским газом. Газовоз назван в честь Кристофа де Маржери, бывшего руководителя компании Total, который внес большой вклад в подготовку и реализацию проекта "Ямал СПГ" и в развитие российско-французских экономических отношений.

Продолжение

В 2006 году поступило приглашение от "Совкомфлота". "Решение нужно было принять сразу, за неделю до Нового года. А я тогда только месяц на берегу был после четырехмесячного контракта. Но я согласился", - рассказывает бывший подводник. С осени 2016 года начались ледовые испытания первого в мире ледокольного танкера-газовоза "Кристоф де Маржери". Его капитанами назначили одних из самых опытных моряков газового флота - Сергея Зыбко и Сергея Геня. "У меня до этого не было опыта работы в условиях льда, и я понимал, что это сложный проект. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают - и мы стали работать", - отмечает Зыбко. А уже в марте 2017 года по видео-конференц-связи он доложил Владимиру Путину об успешной первой швартовке танкера к газовому терминалу в порту Сабетта на Ямале.

За большой вклад в реализацию проекта создания газовоза "Кристоф де Маржери" указом президента РФ Сергей Зыбко был награжден орденом "За морские заслуги". По его словам, работа в море - это не только возможность посмотреть мир, но и упорный труд. "Многие думают, что моряки во время рейса часто высаживаются на берег и осматривают местные достопримечательности. Я иногда друзьям посылаю фотографии из терминалов, где одни грузовые резервуары. Порой это все, что мы видим", - уточняет капитан.

Сергей Гень: "Вся моя карьера связана с морем"

Капитан танкера-газовоза "Кристоф де Маржери" Сергей Гень "Совкомфлот"
Описание
Капитан танкера-газовоза "Кристоф де Маржери" Сергей Гень
© "Совкомфлот"

Перед тем как стать капитаном танкера-газовоза "Кристоф де Маржери", Сергей Гень прошел все карьерные ступеньки в торговом флоте - был матросом, третьим, вторым и старшим помощником капитана. "Вся моя карьера связана с компанией "Совкомфлот", куда я пришел на преддипломную практику матросом 22 года назад. После окончания Государственной морской академии имени Макарова остался здесь", - рассказывает капитан. За это время он успел поработать на многих типах судов, перевозящих сырую нефть, нефтепродукты, сжиженный природный газ.

"В 2004 году компания объявила набор желающих работать на газовозах. Хотя я тогда работал на хорошем новом танкере в должности старпома, я тоже записался, так как газовозы мне были интересны. Нас послали на обучение в Саутгемптон, в Англию. Стажировку проходили в компании Shell, которая тогда являлась лидером в оперировании судами-газовозами. В должности дублера старшего помощника отработал там четыре месяца", - поясняет капитан.

До 2013 года Сергей Гень работал капитаном на двух судах - "СКФ Полар" и "СКФ Арктик", после этого принимал участие в испытаниях танкера-газовоза "Великий Новгород", совершившего первый коммерческий рейс по перевозке сжиженного природного газа в начале 2014 года.

"На "Великом Новгороде" я отработал капитаном три года. В 2017 году вместе с Сергеем Зыбко участвовал в морских, газовых и ледовых испытаниях танкера-газовоза "Кристоф де Маржери". Сергей Зыбко заходил в Сабетту, а я выходил из нее после того, как он передал мне дела", - уточняет Сергей Гень. За большой вклад в реализацию проекта по созданию газовоза указом президента РФ он был награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Танкер "Михаил Ульянов"

Арктический челночный танкер, который вместе с судном "Кирилл Лавров" занимается обслуживанием Приразломного нефтяного месторождения в рамках долгосрочных соглашений по транспортировке нефти между ПАО "Совкомфлот" и ООО "Газпром нефть шельф". В апреле 2014 года перевез первую партию нефти. Его дедвейт - 70 тыс. т. Оборудован двумя винторулевыми колонками типа "Азипод" (поворотный на 360 градусов электроприводной винторулевой комплекс), системой динамического позиционирования, вертолетной площадкой и системой носового приема груза в арктическом исполнении. Может работать без сопровождения ледокола в зимнее время во льдах толщиной до 1,2 м. Именно танкер "Михаил Ульянов" под командованием капитана Станислава Чичина в апреле 2014 года перевез первую партию нефти Приразломного месторождения.

Продолжение
Капитан челночного танкера СКФ "Михаил Ульянов" Станислав Чичин поздравляет моряков с профессиональным праздником
© © "Совкомфлот"

По его словам, быть капитаном - большая ответственность. За экипаж, груз и само судно. Сергей Гень вспоминает, что, когда в первый раз заходил на капитанский мостик, получил такое напутствие: "Сергей, когда-то ты должен начинать". "Когда я принял дела у другого капитана, у меня было такое ощущение, будто мне пару мешков цемента на плечи сбросили. И я с этими "мешками" ходил месяца три, пока не свыкся с обязанностями", - рассказывает он.

Сын Сергея Геня в этом году оканчивает школу и планирует тоже связать свою жизнь с морем. "Я ему расписал все плюсы и минусы профессии и сказал, чтобы сам решал. Пока собирается пойти по моим стопам", - говорит капитан. Сыну нравится "ковыряться в железках", добавляет он. "Может, будет механиком. Это тоже мужская работа", - резюмирует Сергей Гень.

Александр Кушаков: "В каждом рейсе ты должен доказывать свое мастерство"

Капитан Александр Кушаков "Совкомфлот"
Описание
Капитан Александр Кушаков
© "Совкомфлот"

В Новороссийском пароходстве - подразделении "Совкомфлота" - Александр Кушаков работает уже 30 лет, из них в должности капитана - 19 лет. В 2015 году он получил награду от руководства предприятия за 15 лет безаварийной работы. "Еще немножко продержаться, и уже будет 20 лет", - шутит он.

Александр Кушаков родился в Новороссийске, но решил выучиться в Краснодаре на механика. После армии передумал и поступил на судоводительский факультет в Новороссийское высшее инженерное морское училище, в 1988 году окончил его по специальности "инженер-судоводитель". В том же году по распределению попал в Новороссийское морское пароходство, где начал свою карьеру четвертым помощником капитана. С тех пор здесь и трудится.

"В каждом рейсе ты должен подтверждать, что ты именно тот, кто нужен. Если постоянно допускаешь ошибки или не соответствуешь требованиям компании - ну раз простят, два простят, а третьего раза не будет. Каждый раз нужно доказывать свое мастерство", - считает капитан.

Александр Кушаков не любит рассказывать истории про пиратов и другие "приключения" его команды. "Фрахтователи от нас ждут не историй, а стабильности и безопасности. Это, знаете, как у самураев: самый лучший бой - это тот, который не состоялся. Поэтому моя задача - продумать и сделать так, чтобы никаких историй просто не было", - заявляет он.

Танкер "Зеленый Афрамакс"

В 2018 году в состав флота группы СКФ войдут уникальные крупнотоннажные танкеры, использующие газомоторное топливо (СПГ) в качестве основного. Эти суда типоразмера "Афрамакс", одного из самых востребованных в глобальной транспортировке энергоносителей, будут соответствовать самым высоким стандартам экологичности и энергоэффективности. По сравнению со стандартным судовым топливом использование СПГ позволит снизить объем выбросов оксидов серы и низкодисперсных частиц на 100%, оксидов азота - на 85%, углекислого газа - на 27%. Партнером российской судоходной компании в этом инновационном проекте выступает лидер мировой нефтегазовой индустрии, британско-голландский концерн Royal Dutch Shell, который станет фрахтователем танкеров и обеспечит их бункеровку. Танкеры дедвейтом 114 тыс. тонн каждый с ледовым классом 1А будут использованы в экспортной программе компании Shell. Cуда могут безопасно эксплуатироваться в морских бассейнах со сложной ледовой обстановкой в режиме круглогодичной навигации. Срок тайм-чартерных соглашений с Shell - пять лет с возможностью продления до 10 лет. К этому шагу "Совкомфлот" шел несколько лет. Технические характеристики новых судов были разработаны специалистами инженерного центра группы "Совкомфлот" при активном участии компании Hyundai Heavy Industries, мирового лидера в строительстве судов типоразмера "Афрамакс", и российских судостроителей (ССК "Звезда", Приморский край). При проектировании танкеров был учтен многолетний опыт группы СКФ по эксплуатации крупнотоннажных танкеров в сложных климатических и ледовых условиях арктических и субарктических морей, а также Балтики.

Продолжение

По его словам, за весь период работы в торговом флоте он не был только в Японии и Австралии. "Мимо проходил, но не бывал. А так - да практически везде. У нас увольнение разрешено, и даже, по требованиям компании, капитан не должен препятствовать выходу моряков на берег. Это даже в Конвенции по облегчению международного морского судоходства прописано. Но в США, например, могут такие условия поставить, что вы сами не пойдете. Нужно заплатить за услуги охраны, а это дорогое удовольствие", - говорит Александр Кушаков.

Признается, что самая лучшая рыбалка у него была в порту Канады. "Пока все были на берегу, я за пару часов ящик скумбрии натаскал. Причем на голые крючки", - отмечает он.

Александр Кутлубаев: "Будущим морякам нужно больше обращать внимания на теорию"

Капитан многофункционального ледокольного судна обеспечения добывающих платформ "Федор Ушаков" Александр Кутлубаев "Совкомфлот"
Описание
Капитан многофункционального ледокольного судна обеспечения добывающих платформ "Федор Ушаков" Александр Кутлубаев
© "Совкомфлот"

Капитан многофункционального ледокольного судна обеспечения добывающих платформ "Федор Ушаков" Александр Кутлубаев мечтал стать моряком с детства. "В семье у меня нет моряков, но в детстве, которое прошло на Дальнем Востоке, я много времени проводил у моря. Друг нашей семьи - в прошлом моряк - работал на обычном рейдовом буксирчике и брал меня с собой. Может быть, это как-то повлияло на мой  дальнейший выбор. А может быть, то, что я в порту постоянно видел большие красивые суда", - рассказывает он.

После окончания Морского государственного университета во Владивостоке в 2003 году Александр Кутлубаев девять лет проработал в Дальневосточном морском пароходстве. "Еще в мореходке у меня была мечта - попасть на судно типа SA-15, которые еще называли "морковками". Это арктические снабженцы, в настоящее время их осталось две единицы в Мурманском пароходстве. После получения диплома я как раз попал на такое судно третьим помощником капитана", - уточняет он.

В Дальневосточном морском пароходстве Александр Кутлубаев также успел поработать на балкерах и сухогрузах, дослужившись до старшего помощника капитана. В 2013 году  он перешел на работу в "Совкомфлот" на должность второго помощника капитана танкера. "У меня не было опыта работы на танкере, поэтому я согласился пойти на понижение в должности. После завершения контракта получил хорошие рекомендации от капитана танкера, и, когда я вернулся на берег, меня приняли в программу подготовки судоводителей для данного типа судов", - говорит он.

Как признался капитан, перспективы работы в этом пароходстве его привлекали: развивающаяся компания с "молодым" флотом на фоне других судовладельцев выделялась. После обучения Александр Кутлубаев пришел старпомом на ледокольное судно снабжения "Витус Беринг", а в 2016 году его назначили капитаном на ледокольный снабженец "Алексей Чириков".

Ледокольное судно обеспечения добывающих платформ "Федор Ушаков"

Третье судно в серии из четырех многофункциональных ледокольных судов снабжения и обеспечения, строительство которых осуществляется в рамках долгосрочного соглашения между компаниями "Совкомфлот» и "Сахалин Энерджи". По своим характеристикам "Федор Ушаков" и другие суда серии являются одними из лучших в своем классе, сочетая в себе высокую маневренность, мощную пропульсивную установку, большую пассажировместимость (до 150 человек) и экологичность. Судно способно двигаться во льдах толщиной до 1,5 м со снеговым покровом до 20 см на стабильной скорости три узла. Может круглогодично обслуживать персонал нефтедобывающих платформ, нести аварийно-спасательное дежурство и оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации.

Продолжение

"На "Алексее Чирикове" я отработал два контракта, после чего был направлен на прием ледокольного судна обеспечения "Федор Ушаков", которое в ноябре 2017 года во время перехода по Северному морскому пути (СМП) из Мурманска к месту своей постоянной работы на шельфе острова Сахалин показало превосходные результаты. Мы прошли 4063 км за восемь суток и 10 часов при средней скорости 10,9 узла. При этом из четырех двигателей использовались только два, и то на 85%", - отмечает он.

По мнению капитана, в морском деле важны как теория, полученная во время обучения, так и практические навыки. "Я бы хотел посоветовать будущим морякам больше обращать внимания на теорию. Все предметы, которые даются во время обучения, важны для будущей профессии. Практика и теория должны идти рука об руку", - уверен Александр Кутлубаев.

Вячеслав Гафуров: "Штурман сегодня смотрит больше на приборы, чем в иллюминатор"

Капитан арктического челночного танкера "Штурман Альбанов" Вячеслав Гафуров "Совкомфлот"
Описание
Капитан арктического челночного танкера "Штурман Альбанов" Вячеслав Гафуров
© "Совкомфлот"

По словам капитана арктического челночного танкера "Штурман Альбанов" Вячеслава Гафурова, в профессию он пришел достаточно рано. Сначала окончил морскую школу, потом - Мурманское среднее мореходное училище и Мурманское высшее мореходное училище. После этого стал работать в море. "Мурманск, где я провел детство, - это портовый город, поэтому мой выбор был предрешен", - говорит он.

Вячеслав Гафуров начинал свою карьеру на рыболовецких судах. "Это была школа жизни, а также морская романтика, которой сейчас порой не хватает на современных судах, оснащенных цифровыми устройствами. Штурман смотрит больше на приборы, чем в окно", - поясняет капитан.

Капитан арктического челночного танкера СКФ "Штурман Альбанов" Вячеслав Гафуров
© © "Совкомфлот"

Следующим местом его работы стало Мурманское морское пароходство, деятельность которого была связана с Арктикой. Здесь Гафуров занимался перевозками топлива на танкерах и дослужился до старшего помощника капитана.

"На танкерах типа "Астрахань" мы занимались снабжением северных территорий - от Мурманска до Певека - топливом. Выполняли и коммерческие задачи - например, отгружали нефть в Обской губе до того времени, пока там не появился терминал", - отмечает капитан.

По его словам, для осуществления транзитных перевозок в Арктике самыми благоприятными месяцами являются август-сентябрь. В это время там минимальный ледовый покров.

Перейдя в компанию "Совкомфлот", Вячеслав Гафуров около двух лет отработал старпомом на танкере "Капитан Готский", в этой же должности принимал "Кирилла Лаврова". На танкере "Михаил Ульянов" он уже выполнял обязанности капитана судна. Затем получил назначение на арктический танкер "Штурман Альбанов".

Челночный танкер "Штурман Альбанов"

Головное судно серии арктических челночных танкеров, заказанных компанией "Совкомфлот" в рамках долгосрочного контракта с компанией "Газпром нефть" и предназначенных для круглогодичной доставки сырой нефти с полуострова Ямал в порт Мурманск. Дедвейт судна - 41 454,5 т. Оно способно работать в Арктическом морском бассейне в условиях круглогодичной навигации при температурах до минус 45 градусов и самостоятельно преодолевать лед толщиной до 1,8 м. "Штурман Альбанов" стал обладателем международной отраслевой премии Marine Propulsion Awards 2017 в номинации "Судно года 2016".

Продолжение

Арктика для Вячеслава Гафурова - это богатый источник знаний и впечатлений о животном мире Севера. "Шли в большом караване, нормальная, спокойная ледовая обстановка, ледокол идет по каналу, затруднений быть не должно. И вдруг приказ с головного ледокола: "Останавливаемся!" Без объяснения причин. Оказывается, на нашем пути оказалась медведица с двумя медвежатами, которые нас даже не заметили. Когда ледокол в конце концов гуднул, они подпрыгнули от испуга и убежали", - рассказывает Вячеслав Гафуров.

О "Совкомфлоте"

ПАО "Совкомфлот" - крупнейшая судоходная компания России, одна из ведущих в мире по морской транспортировке углеводородов, а также по обслуживанию шельфовой разведки и добычи нефти и газа. Собственный и зафрахтованный флот включает 146 судов общим дедвейтом 12,6 млн т. Половина судов обладает ледовым классом.

"Совкомфлот" участвует в обслуживании крупных нефтегазовых проектов в России и мире: "Сахалин-1", "Сахалин-2", "Варандей", "Приразломное", "Новый Порт", "Ямал СПГ", Tangguh (Индонезия). Головной офис компании находится в Санкт-Петербурге, представительства расположены в Москве, Новороссийске, Мурманске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Лондоне, Лимасоле и Дубае.