Новая лаборатория для изучения экологии Южного Урала открылась в челябинском вузе

© Егор Алеев/ТАСС

ЕКАТЕРИНБУРГ, 22 декабря. /ТАСС/. Лаборатория для исследования экологических проблем, оснащенная современным аналитическим оборудованием, открылась в Челябинском государственном университете (ЧелГУ), сообщили в четверг в пресс-службе вуза.

"В преддверии Года экологии в России в университете открылась лаборатория экологического мониторинга и экспертизы, где ученые и студенты факультета экологии могут с высокой точностью исследовать почву, воду, воздух и живые организмы. Современное аналитическое оборудование позволяет выявлять целый ряд экологических проблем региона. В частности, оно способно определять концентрации более 60 химических элементов", - говорится в сообщении.

В пресс-службе добавили, что ученые ЧелГУ смогут проводить экспертизу окружающей среды по заказу правительства региона, Общественного совета по экологической политике при губернаторе Челябинской области. "Для нашего исторически промышленного региона это одна из проблемных сфер. За почти три столетия среда подверглась коренному изменению, накоплено значительное количество отходов, и концентрация тяжелых металлов в районах интенсивного промышленного освоения в почвах и донных отложениях водоемов превышает нормы", - приводит пресс- служба слова декана факультета экологии ЧелГУ Сергея Лихачева.

Экологическая ситуация в Карабаше

Город Карабаш в Челябинской области считается одним из самых загрязненных мест на планете, несмотря на то, что в настоящее время он исключен из перечня городов с наиболее высоким уровнем атмосферного загрязнения. Из-за длительных выбросов сернистого ангидрида (который при взаимодействии с содержащейся в атмосфере водой образует серную кислоту) в окрестностях завода "Карабашмедь" полностью исчезла растительность.

В конце 1980-х годов из-за тяжелой экологической ситуации работа завода была прекращена, город был объявлен зоной экологического бедствия. Производство черновой меди возобновилось в Карабаше в 1998 году.

По данным Русской медной компании, владеющей заводом, модернизация производства на "Карабашмеди" ведется с 2004 года. Тем не менее, в 2010 году появились сообщения о гибели растительности на приусадебных участках жителей Карабаша из-за выброса сернистого ангидрида. Это стало поводом для проверки предприятия прокуратурой Челябинской области, по итогам которой завод привлекли к административной ответственности и обязали провести модернизацию металлургического оборудования и производственного процесса, а также осуществить мероприятия по прекращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Научные проекты

Ранее ТАСС сообщал, что ученые Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) разработали на основе новых компонентов сорбент для очистки территории Карабаша, который способен поглощать и удерживать тяжелые металлы. По словам ученых, металлы-загрязнители поглощаются сорбентом и входят в его состав, что исключает возможность их возвращения в природу. В дальнейшем специалисты планируют начать экспериментальные работы.

К решению проблемы намерены подключиться и коллеги из Индии, которые работают в Институте естественных наук и математики Уральского федерального университета (УрФУ). Их новый проект по исследованию и восстановлению экологии города Карабаш рассчитан на три года. В лаборатории университета ученые пытаются вывести микроорганизмы, которые позволят высаживать растения на зараженной почве.