Равнинный северный Крым, где горизонт уходит в степь, разрезан широким бетонным руслом Северо-Крымского канала. Грандиозное, даже по советским меркам, сооружение берет начало в Каховском водохранилище на территории Херсонской области Украины. Сейчас на сопредельной стороне наблюдаются проблемы, рассказывают в крымском Госкомводхозе.
"Там все разбежались. Штат — 190 человек, никто на работу не выходит", — сказал председатель Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Крыма Игорь Вайль.
По его словам, "нужны ли они нам, большой вопрос", а русло канала на украинской территории необходимо отдать в управление крымского Госкомводхоза. "Потому что это единая система, мы регулируем работу Северо-Крымского канала, а не они. Очень много гидротехнических сооружений приведены в негодность. Надо их обследовать, смотреть", — рассказал Вайль, отметив, что каждый день задает своему руководству вопрос, кто будет восстанавливать сооружения на территории Украины, но ответа пока не получил.
Штат сотрудников Госкомводхоза намерены увеличить более чем на 800 человек, до 4 тыс., как это было до 2014 года. Сейчас в штате комитета и его филиалов — 3 182 сотрудника.
Есть здесь и свои династии. Отец инженера насосной станции №1 (входит в структуру Госкомводхоза) Олега Коцебурова до 2017 года работал руководителем. "За счет чего мы держались? Я здесь с детства, мои родители здесь раньше работали. Конечно, мы надеялись, что когда-то что-то повернется в политике. Мы столько лет здесь работаем. Я, допустим, здесь с 1995 года и не хочу менять рабочее место, здесь большая часть жизни прошла. Хотя я специалист и могу другую работу найти", — рассказал Олег Коцебуров.
Насосная станция на 208 км от Каховской ГЭС — это уже российская территория вблизи города Джанкоя и первое сооружение в русле канала. Сюда вода с Украины доходит самотеком. Впервые за восемь лет она поступила в начале марта.
Оборудование на станции еще советского производства, установленное в начале 90-х годов. Здания и строения — 1967 года. В украинское время меняли только металлоконструкции на русле канала. Суммарная мощность всех шести насосов — 75 кубометров в секунду. Мощность каждого в отдельности — 1,6 МВт, гидротехническая производительность — 12,5 кубометров в секунду.
Станция поднимает воду на высоту 9,5 м над уровнем моря. Далее она самотеком идет в сторону Советского района до насосной станции №2, расположенной в 58 км отсюда. Там процесс практически такой же, и вода доходит уже до третьей насосной станции. Русло канала на всей 400-километровой протяженности сейчас заполнено. И насосы инженера Коцебурова пока молчат.
"Мы пока остановлены до особого распоряжения. Провели часть подготовительных работ по пусконаладке этих агрегатов, в принципе, мы готовы к работе", — сказал Коцебуров, уточнив, что запустить станцию можно за 15−20 минут.
Сезон орошения
До перекрытия воды канал традиционно работал с конца апреля — начала мая до конца октября — начала ноября. В этот сезон круглосуточно был запущен хотя бы один из двигателей насосов, а при необходимости подключали второй или все остальные.
Но система канала — это не только магистральное русло, которое тянется от водохранилища в нижнем течении Днепра до Станционного водохранилища Керчи и по пути наполняет несколько других водохранилищ. По всему полуострову — сложная разветвленная сеть более мелких каналов и гидротехники, перегородок для регулирования воды и 365 насосных станций. Днепровская вода сначала поднимается выше над уровнем моря на юг, затем по Рисовому и Сакскому каналам вновь возвращается на север.
Подпорное сооружение №2 в районе Красноперекопска регулирует подачу воды в межхозяйственной сети и наполняемость Северо-Крымского канала. Отсюда воду получают около 70 водопользователей, в том числе крупное предприятие — Крымский содовый завод, и отсюда же ее перекачивают в Межгорное водохранилище.
После приостановки подачи днепровской воды возникала угроза остановки производственной деятельности на содовом заводе, предприятию пришлось в кратчайшие сроки решать проблему. Но добыча из подземных источников лимитирована, что заметно ограничивало рост объема производства. Заводу необходимо около 12 млн кубометров воды в год. Северо-Крымский канал может обеспечить любую потребность и позволяет иметь технический запас.
На 355-й насосной станции уже запущен один агрегат мощностью 2 кубометра в секунду, который поднимает воду на высоту 22 м над уровнем моря. На остальных идет наладка. Всего здесь шесть агрегатов — два по 1 МВт и четыре — по 5 МВт. Суммарная мощность насосной станции — 22 МВт, или до 80 кубометров в секунду. Хотя максимальная мощность, с которой за всю историю существования работала станция, — 36 кубометров в секунду. Течение в русле в те дни напоминало горную реку, рассказал директор филиала эксплуатации соединительного канала Крыммелиоводхоза Владимир Лебедев. В предшествовавшем водной блокаде полуострова 2013 году, вспомнил он, насосы здесь работали 40 суток, подавая около 18 кубометров в секунду в Межгорное водохранилище.
По словам Лебедева, сейчас желающим получить воду фермерам предстоит восстановить свои системы орошения. "За восемь лет многие дождевальные машины, может, продали, может, они пришли в негодность. Все это нужно восстанавливать. Людей, естественно, нужно набирать. На все эти процессы нужно время. Если сельхозтоваропроизводители очень заинтересованы, то они это все сделают в кратчайшие сроки", — отметил Лебедев.
Желание получать воду уже изъявили 140 водопользователей. "Сельхозтоваропроизводители, которые берут у нас воду, закачивают ее либо с насосных станций — идет закачка агрегатами 250−350 кубометров в час в среднем, либо самотеком берут — частники используют свою помпу, заключив договоры", — рассказал Лебедев.
Готовились восемь лет
Все восемь лет здесь проводились плановые работы по поддержанию трубопроводов и всего металлического оборудования. После разблокирования канала они велись на девяти насосных станциях, участвующих в закачке воды в питьевые водохранилища. Также проводились работы на сети межхозяйственных каналов, поскольку пока сельхозпредприятия не получали воду, каналы успели зарасти. В магистральном русле канала подготовка не ведется, поскольку ее и так не приостанавливали.
"Все те же работы, которые проводили в межсезонье, все полностью выполняли. Допустим, ревизия винтов, редукторов, подъемных механизмов — это смазка и прочее. Ежегодно должны были все промазывать, готовить. Побелка и покраска сооружений, уходные работы в целом за сооружениями, мелкое бетонирование канала", — рассказал замдиректора Красноперекопского филиала Крыммелиоводхоза Андрей Игнатов, отметив, что после возвращения воды были выявлены небольшие недостатки, которые теперь также предстоит устранить.
В канал из скважин в Восточном Крыму подавалась артезианская вода, которой заполнена почти половина русла. Сейчас в Госкомводхозе намерены добычу из подземных источников приостановить и в эту часть канала также подать днепровскую воду. Однако заместитель председателя комитета Альберт Кангиев сообщил, что источники все же продолжат использовать, а воду смешают.
Кангиев рассказал, что на насосных станциях канала сейчас монтируют оборудование учета электричества. "Не расчетные будут показатели использовать, а по счетчику, как положено. Все же считают свои деньги, и государство должно считать свои деньги. Учитывая, что мы государственное предприятие, мы тоже должны рассчитываться за потребленную электроэнергию по учету, а не расчетным путем", — пояснил Кангиев.
Розовое озеро и туры на лодках
С возвращением воды бетонные плиты канала опять облюбовали рыбаки. Если не сетью, то удить можно. А еще в украинский период в Крыму обсуждали запуск туристических маршрутов на лодках по руслу. Однако председатель Госкомводхоза Игорь Вайль эту информацию опроверг. "Никогда такого не было. У нас по всей протяженности канала висят предупреждающие таблички — "Купаться запрещено". Потому что это и невозможно, во-первых, в канале течение, во-вторых, когда работает насосная, она эту лодку может засосать", — сказал Вайль.
Рассматривался также проект создания мини-гидроэлектростанций на Северо-Крымском канале, вспомнил он. "Рассматривался довольно долго, но предмета нет. У нас нет таких перепадов, чтобы можно было ставить гидроэлектростанции. А от маломощных куда девать электроэнергию? Она никому не нужна. Нам нужны мощные, чтобы отсоединить наши насосные крупные от электросетей", — пояснил Вайль.
Южный отсек озера Красного, куда в случае аварийной ситуации на канале будет сбрасываться вода, был для местных жителей зоной отдыха — на берегу когда-то работало кафе (сейчас полуразрушенное здание с объявлением о продаже на стене) и стояли шезлонги. Крымчане мазались тут грязями. Вода здесь розоватого цвета и настолько соленая, что удерживает купающихся на поверхности. И даже без подпитки из других источников озеро за восемь лет не пересохло, хотя его уровень значительно снизился, рассказал директор Красноперекопского филиала Крыммелиоводхоза Алексей Иода, отметив, что сам купался в этом озере в детстве.
"Жители и местная администрация раньше просили, и мы понемногу подавали воду в это озеро. Сейчас такая ситуация, если все будет хорошо, то и их обеспечим наполнением. По просьбе руководства региона и местных администраций", — пояснил Иода.
Владимир Бондаренко