17 апреля, 08:20
Статья
Паводки в России

С первых дней наводнения в Оренбурге спасатели и волонтеры вывозят из зоны затопления животных. Бродячие псы и уличные кошки или хозяйские животные, которых люди не успели забрать во время поспешной эвакуации, спасаются на деревьях и крышах домов и ждут, когда кто-то вызволит их из стихийной ловушки. А дальше им ищут место, в котором о них смогут позаботиться. Одно из таких мест — приют "Кошкин дом "Филимоша". Именно к ним я и решила съездить

Алина Файзрахманова/ ТАСС

"Кошкин дом "Филимоша"

Такси привозит меня к небольшому двухэтажному зданию где-то в промышленной зоне южной части Оренбурга. Вывесок и плакатов не видно, но я сразу понимаю, что нахожусь в правильном месте, — по звонкому лаю, который слышно даже с улицы. У железной двери сидит большой лохматый пес, ласково подставляет голову, когда я пытаюсь его погладить. Выглянувшая в этот момент сотрудница приюта объясняет — его привезли волонтеры, спасли из затопленного СНТ, сейчас ему готовят вольер, поэтому он пока сидит снаружи. Подождать просят и меня. Юлия Бабенко, директор приюта, еще не приехала.

Алина Файзрахманова/ ТАСС

Пока я пытаюсь осмотреться, к приюту подъезжает еще одна машина. Из нее выходит девушка с черно-белой собакой, к ошейнику которой вместо поводка привязан розовый махровый пояс от халата. Ангелина (так зовут девушку) рассказывает, что откликнулась на просьбу знакомой в соцсетях помочь временно пристроить собаку. У нее есть хозяин, и он обязательно ее заберет, вот только сейчас его нет в городе — уехал на вахту, а в это время его дом затопило. Животное спасли родные, но забрать к себе не могут.

"Я бы сама взяла его на передержку, сердце разрывается. Но он такой большой, да и после пережитого ведет себя буйно, еле довезла в машине — в квартиру такого не пустишь", — объясняет девушка. При этом из приюта Ангелина уехала все-таки не одна. Пока ждала, когда ее подопечному устроят угол, заглянула в корпус, где живут кошки, и решила забрать одну из них себе. Но не на передержку, а уже навсегда. Еще один малыш нашел свой дом в такое непростое время.

Вскоре приезжает директор приюта Юлия, но я успеваю только поздороваться и сразу теряю ее в коридорах здания, где ей нужно решить десятки срочных вопросов. Где обустраивать новые вольеры, из чего их строить, куда сложить гуманитарную помощь, которую привозят жители города, что делать с животными, которых ежечасно подвозят к воротам. Я терпеливо жду: понимаю, что сейчас есть дела поважнее.

К приюту подходит молодой человек, тоже ищет Юлию. Я говорю, что она скоро подойдет, а пока прошу рассказать, зачем, а главное, с кем он сюда приехал.

Данилю 19 лет, он студент медицинского колледжа, а еще волонтер. Сегодня, как и каждый день за последнюю неделю, он на лодке поехал на вызов — нужно было спасти мужчину, который остался в затопленном доме. Пока плыли обратно, услышали, как скулит собака, пришлось разворачивать лодку, рассказывает парень. Вдали они увидели пса, который сидел на небольшом пригорке, со всех сторон окруженном водой. Уровень Урала в тот день еще повышался, поэтому псу очень повезло, что его вовремя успели спасти. Животное было напугано и отказывалось идти в лодку, вспоминает Даниль и в подтверждение своих слов показывает расцарапанную руку.

Наконец, уладив все дела, ко мне подходит Юлия. За время нашего короткого разговора она успела ответить на несколько звонков и дать десятки указаний волонтерам — работа в приюте не останавливается ни на минуту.

"Благотворительный фонд помощи животным "Сердца в унисон", который мы организовали, существует с конца 2018 года. Сразу же на базе фонда у нас открылся приют. Сначала он был кошачий, поэтому мы так до сих пор и называемся — "Кошкин дом "Филимоша". Потом стали спасать и собак", — начинает свой рассказ Юлия Бабенко.

Алина Файзрахманова/ ТАСС

По ее словам, сейчас в приюте находится около 350 животных разной масти и степени пушистости. С начала паводка они приютили больше сотни собак и кошек. Первым к ним эвакуировался приют "Дворяне", помещения которого полностью ушли под воду. А это 50 собак и 6 кошек. Разместить сразу такое большое количество животных было непросто, но общими усилиями удалось справиться.

"Сейчас животных привозят со всех районов и пригорода. Приходится в срочном порядке строить из того, из чего можем, вольеры. Привлекаем силы волонтеров, подтягиваются неравнодушные граждане, привозят помощь, берут животных на передержку, оказывают финансовую помощь, участвуют в подготовке мест. Звонков с просьбами очень много. Начинают звонить с 7 утра, и так до глубокой ночи", — рассказывает Юлия.

У каждого спасенного животного своя особенная история, но в то же время они все похожи, говорит Юлия. Собак и кошек на лодках вывозят из затопленных территорий, снимают с крыши, с небольших островков суши, вылавливают из воды, достают с чердаков и привозят в место, где их могут обогреть, обласкать и накормить.

Некоторых привозят сами хозяева — на передержку. Взять животное с собой на съемную квартиру или в ПВР у них просто нет возможности. Но они исправно привозят в приют корм, приезжают погулять со своими собаками.

Алина Файзрахманова/ ТАСС

"К сожалению, не все хозяева такие ответственные. Бывали случаи, когда люди в спешке покидали свои дома и даже не отпускали собаку с цепи. Это просто жуткая картина: вода прибывает, а собака прикована и не может спастись. Это бесчеловечно. Не понимаю, что движет людьми. Я считаю, что, даже если ты в спешке собираешься, живое существо ты должен спасти. Надо просто не терять какие-то человеческие качества. Не хватать микроволновку или холодильник, а все-таки спасти живое существо", — говорит Юлия.

По ее словам, приют никому не отказывает в помощи и готов принять любых животных, хотя их возможности и ограничены. Но с помощью активных граждан они пока справляются. Сейчас приюту необходимы медикаменты для животных, подстилки, наполнители, корм для кошек и собак, стройматериалы. Также большая помощь — забрать животное на передержку.

Конный клуб "Воздух"

Домашние животные — не единственные, кого коснулись последствия паводка. В центре Оренбурга под воду ушел конный клуб "Воздух". Сюда я решила приехать на другой день. С руководителем клуба Вероникой Антоновой мы встретились на смотровой площадке. Раньше отсюда открывался прекрасный вид на территорию клуба, сейчас же видно только крышу затопленного манежа.

"Наш конный клуб полностью находится под водой. Под воду ушли все постройки, инфраструктура, сеновал, где хранилось сено для коней, домик, где было оборудование для того, чтобы переодевались спортсмены и посетители, манеж, где проходили тренировки, и все остальное", — рассказывает Вероника.

Алина Файзрахманова/ ТАСС

По ее словам, в клубе находилось 13 лошадей, их удалось вывезти, когда вода уже подступала. Сотрудники клуба в течение недели отслеживали подъем уровня воды в Урале. "Быстрее всего вода стала приходить оттуда, откуда мы ее совсем не ждали, с новой набережной. Вода стала размывать проезд, по которому могли ездить и вывозить всех лошадей. 4 апреля ночью сотрудники остались дежурить на конюшне, чтобы следить за тем, как быстро прибывает вода. В пять утра раздался звонок, что за полчаса вода поднялась уже на 20 см. Мы приняли решение, что нельзя ждать и нужно выезжать прямо сейчас", — вспоминает девушка.

В то раннее утро сотрудники наняли коневоз — машину, в которую грузятся по две лошади для перевозки, и приехали в клуб. Эвакуация лошадей — процесс не быстрый, отмечает Вероника. Многие животные не привыкли к транспортировке, для них это был большой стресс. Только на то, чтобы завести лошадь в машину, могло уйти 1,5–2 ч.

Всего процесс эвакуации 12 лошадей затянулся на 7 ч.

"В конце осталась одна пони Каролина, она у нас дрессированная, показывает различные выступления для детей. Ее мы выводили по воде, так как дороги уже не было, проехать на конюшню уже было невозможно. Мы вывели ее по дороге на сухую поверхность. Из-за того, что Каролина у нас дрессированная, послушная, она очень легко и послушно зашла в коневоз. Если бы это были обычные кони, такого бы мы не смогли сделать", — говорит Вероника.

Сейчас лошади находятся на постое в других конюшнях. "Для лошадей это, конечно, огромный стресс. Некоторые из них восемь лет проживали на территории клуба и дальше никуда не выходили, не говоря уже о том, чтобы перемещаться в коневозе в другое место. Наши лошади привыкли постоянно находиться на свежем воздухе, а ночью заходили в конюшню. Сейчас же они весь день находятся в конюшне и только в определенное время выходят гулять. Лошадь не может постоянно стоять в деннике, потому что у нее начинают отекать ноги и это очень плохо влияет на ее здоровье. Лошади нужно постоянно работать, мы приезжаем и выделяем какое-то время, чтобы хотя бы просто отшагивать лошадь по кругу", — говорит девушка.

Алина Файзрахманова/ ТАСС

После своего рассказала Вероника соглашается взять нас с собой в конный клуб "Марков и К", где сейчас находится часть животных. Это довольно далеко от центра города, дорога на машине занимает около получаса.

Уже на месте Вероника знакомит нас с лошадьми, здесь они разместили четверых животных. "Это Олимп, мы забрали его со скотобойни. Его сдали на мясо, а мы его выкупили. Олимп очень сильно кусается, не доверяет людям, только недавно научился брать морковку с рук. А это Освин, его мы тоже выкупили. У него очень больной коленный сустав, ему нужно постоянно колоть гиалуроновую кислоту. Это довольно затратно, но из-за того, что мы его очень сильно любим, так же как и всех наших лошадей, мы его лечим. К нему даже приезжал ветеринар из Москвы", — рассказывает Вероника.

Девушка отмечает, что конный центр понес огромный материальный ущерб. Пока неизвестно, что можно будет восстановить. Впереди сотрудников ждет огромный процесс по очистке и обработке территории. Когда лошади смогут вернуться в родную леваду, неясно.

Алина Файзрахманова