Крестьянин — автор прототипа подводной лодки
Первым руководителем Адмиралтейских верфей по праву можно назвать Петра I. Именно он 5 ноября 1704 года заложил Адмиралтейский дом, который впоследствии стал одним из крупнейших судостроительных предприятий не только города, но и страны. Всего через год после сооружения верфи полным ходом шло строительство двух бомбардирских кораблей, двух прамов — крупных плоскодонных артиллерийских парусно-гребных судов, а также 24 ботов. За три с лишним века со стапелей верфи сошли без малого три тысячи кораблей и судов различного класса и назначения.
Самым первым знаковым проектом Адмиралтейских верфей можно назвать "потаенное судно" Ефима Никонова. В 1719 году житель села Покровское-Рубцово крестьянин Ефим Никонов подал на государево имя челобитную о том, что готов построить судно, которое может "потаенно" подходить к неприятельскому флоту и "из снаряду разбивать корабли". Проект Никонова получил одобрение Петра I, и в 1720 году судно было заложено.
На испытаниях его трижды спускали под воду, но во время погружения повредили. После смерти Петра I изобретение русского таланта-самородка было утрачено, но "признание" к опередившему свое время Ефиму Никонову все же пришло, хоть и спустя 300 лет: современные "потаенные суда" — подводные лодки — стали основной специализацией Адмиралтейских верфей.
Уже в 1737 году было завершено строительство самого мощного на Балтийском флоте 110-пушечного линейного корабля первого ранга "Императрица Анна". Во время правления Анны Иоанновны было построено более 110 кораблей: линкоры, фрегаты, прамы, бомбардировочные корабли, большие и малые галеры. В 1815 году был построен первый в России пароход "Елизавета". Первые регулярные пассажирские рейсы в Кронштадт, Лисий Нос, Ораниенбаум и Петрозаводск были организованы на 11 пароходах адмиралтейской постройки.
Круглый корабль
В 1875 году на Адмиралтейских верфях создали необычный корабль круглой формы — броненосец береговой обороны "Новгород". В середине XIX века, согласно Парижскому трактату, России, как и всем черноморским державам, запрещено было иметь военный флот в Черном море. Для несения береговой обороны инженер-конструктор Попов предложил строить круглые броненосцы, которые при скорости 6 узлов не подходили под класс корабля, но при диаметре в 30 м были вооружены 280-мм пушками.
Военному морскому вооружению на Адмиралтейских верфях исторически уделялось особое внимание. К началу Великой Отечественной войны здесь спустили на воду 316 торпедных катеров, 69 подводных лодок разных серий, составивших треть всего боевого подводного флота СССР.
Не оставался без внимания и гражданский флот: на предприятии построили 6 грузопассажирских, 10 гидрографических, 3 лоцмейстерских (судно, устанавливающее и снимающее буи и другие знаки навигационной обстановки на водных путях), 6 рефрижераторных судов, 8 лесовозов, ледокол, 38 буксиров, 8 речных пассажирских катеров, железобетонную баржу, 7 несамоходных барж и 3 плавучих дока.
В условиях войны и блокады Адмиралтейские верфи не сбавили темпы работы. Флоту было сдано 7 подводных лодок, 22 катера типа МБК, 48 морских охотников — малых боевых кораблей. На заводах было переоборудовано и отремонтировано более 260 кораблей и судов. Женщины и дети, заменившие у станков мужчин, изготовили для нужд фронта около 3 тыс. комплектов тралов, 8 тыс. патронов для тралов, 120 тыс. морских мин МШ-120, 300 якорных мин, 1,5 тыс. минометов и другую продукцию.
Плавучий завод имени кораблестроителя
В мае 1966 года на стапеле Адмиралтейского завода был заложен плавучий рыбоконсервный завод "Кораблестроитель Клопотов". Имя на его борту увековечило память Бориса Клопотова, который с 1952 по 1964 год возглавлял завод и, как характеризуют его официальные документы, "за весь период работы в судостроении проявил себя не только как умелый хозяйственник, но и как один из виднейших судостроителей". За этими сухими строчками — яркая и сложная жизнь одного из корабелов, преданных отечественному судостроению. По отзывам тех, кто его помнит, Клопотов был человек внимательный, но требовательный. Рабочие любили его за общительность, чуткость и справедливость. Они верили в него и, если получали задание лично от него, работали на совесть, не жалея сил.
"За период руководства Бориса Евгеньевича по основной судостроительной программе Военно-морскому флоту СССР сданы 17 военных кораблей и судов, включая 7 неатомных подводных лодок; практически заново созданы производственные мощности и инфраструктура для атомного подводного кораблестроения, построены 53 гражданских судна для ледокольного, нефтеналивного и рыбопромыслового флотов страны. Историческим проектом, направленным на освоение арктических и дальневосточных районов страны через Северный морской путь, стал первый в мире атомный ледокол "Ленин", — рассказали в пресс-службе компании.
"Ленин" построили в 1959 году. Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывало множество делегаций и представителей разных стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР. За 30 лет службы ледокол прошел более 500 тыс. миль, из них 350 тыс. — во льдах толщиной 2 м, провел более 3,5 тыс. судов Северным морским путем.
В 1961 году ледокол впервые в истории высадил дрейфующую научно-исследовательскую станцию с борта судна. Станция "Северный полюс — 10" была открыта 17 октября 1961 года и проработала до 29 апреля 1964 года. С того момента высадка полярных экспедиций с борта ледокола стала общепринятой практикой. В июне 1971 года ледокол "Ленин" первым из надводных судов прошел севернее Северной Земли. Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола "Арктика" на Северный полюс в 1977 году.
10 апреля 1974 года "за большой вклад в обеспечение арктических перевозок и в связи с 15-летием судна" атомный ледокол "Ленин" Мурманского морского пароходства был удостоен высшей награды СССР — ордена Ленина. Адмиралтейские верфи тоже были награждены орденом Ленина "за успешное выполнение задания Правительства по строительству атомного ледокола "Ленин" и заслуги в развитии отечественного судостроения".
Сохранил Адмиралтейские верфи в 1990-е
С 1984 по 2011 год генеральным директором Адмиралтейских верфей был Владимир Александров. В 1990-е годы, в разгар приватизационной лихорадки, Александров решил сохранить Адмиралтейские верфи как государственное оборонное предприятие, обеспечивающее российский ВМФ подводными лодками и специальными глубоководными средствами.
При этом специализированные мощности предприятия, несмотря на дефицит финансирования, ему удалось сохранить благодаря строительству экспортных неатомных подводных лодок, выполняя оборонный заказ Военно-морского флота России. Александров также внес вклад в подготовку кадров для отечественного судостроения, прежде всего инженерных. С 1990-х он начал преподавать в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете (СПбГМТУ), читая лекционный курс технологии судостроения.
"Владимир Леонидович посвятил свою жизнь отечественному судостроению, участвуя в строительстве более чем 160 кораблей и судов, в том числе 32 подводных лодок с ядерной энергетической установкой. Он опубликовал более 130 научных трудов, подготовил не одно поколение инженеров-кораблестроителей, открыл путь в науку двум докторам и шести кандидатам наук", — рассказали в пресс-службе верфей.
Адмиралтейские верфи сейчас
В 2022 году на воду спустили научно-экспедиционное судно — ледостойкую самодвижущуюся платформу "Северный полюс", аналогов которой по-прежнему в мире нет. Сегодня в строительстве находятся две серии подводных лодок, серия патрульных кораблей ледового класса для Военно-морского флота России, а также серия больших морозильных рыболовных траулеров. Начато строительство уникального научно-экспедиционного судна "Иван Фролов".
Сейчас на Адмиралтейских верфях около 6,5 тыс. сотрудников. Во все времена на предприятии была преемственность поколений, здесь немало династий, общий стаж которых составляет 100 и более лет.
"Основной отличительной чертой предприятия во все времена являлась его универсальность. Коллектив верфей составляют профессионалы, инициативные, влюбленные в свое дело корабелы. Именно благодаря их слаженному труду завод одинаково успешно строит и подводные лодки, и надводные корабли, и сложные наукоемкие суда", — заключили в пресс-службе Адмиралтейских верфей.
Ольга Костромина