5 ноября 2024, 05:15
Статья
Блокада Ленинграда

"Влюбленные в свое дело корабелы". Почему Адмиралтейские верфи 320 лет остаются в лидерах

Старейший российский завод, построивший первый в России пароход, легендарный крейсер "Аврора", первый в мире атомный ледокол, а также около трех тысяч кораблей — от "потаенного судна" времен Петра I до современных атомных и дизель-электрических подводных лодок, остается лидером отечественного кораблестроения больше трех веков. К 320-летию Адмиралтейских верфей побеседовали с петербургскими кораблестроителями, чтобы узнать, какие они и как достигают таких результатов

Крестьянин — автор прототипа подводной лодки

Первым руководителем Адмиралтейских верфей по праву можно назвать Петра I. Именно он 5 ноября 1704 года заложил Адмиралтейский дом, который впоследствии стал одним из крупнейших судостроительных предприятий не только города, но и страны. Всего через год после сооружения верфи полным ходом шло строительство двух бомбардирских кораблей, двух прамов — крупных плоскодонных артиллерийских парусно-гребных судов, а также 24 ботов. За три с лишним века со стапелей верфи сошли без малого три тысячи кораблей и судов различного класса и назначения.

Самым первым знаковым проектом Адмиралтейских верфей можно назвать "потаенное судно" Ефима Никонова. В 1719 году житель села Покровское-Рубцово крестьянин Ефим Никонов подал на государево имя челобитную о том, что готов построить судно, которое может "потаенно" подходить к неприятельскому флоту и "из снаряду разбивать корабли". Проект Никонова получил одобрение Петра I, и в 1720 году судно было заложено.

На испытаниях его трижды спускали под воду, но во время погружения повредили. После смерти Петра I изобретение русского таланта-самородка было утрачено, но "признание" к опередившему свое время Ефиму Никонову все же пришло, хоть и спустя 300 лет: современные "потаенные суда" — подводные лодки — стали основной специализацией Адмиралтейских верфей.

Уже в 1737 году было завершено строительство самого мощного на Балтийском флоте 110-пушечного линейного корабля первого ранга "Императрица Анна". Во время правления Анны Иоанновны было построено более 110 кораблей: линкоры, фрегаты, прамы, бомбардировочные корабли, большие и малые галеры. В 1815 году был построен первый в России пароход "Елизавета". Первые регулярные пассажирские рейсы в Кронштадт, Лисий Нос, Ораниенбаум и Петрозаводск были организованы на 11 пароходах адмиралтейской постройки.

Круглый корабль

В 1875 году на Адмиралтейских верфях создали необычный корабль круглой формы — броненосец береговой обороны "Новгород". В середине XIX века, согласно Парижскому трактату, России, как и всем черноморским державам, запрещено было иметь военный флот в Черном море. Для несения береговой обороны инженер-конструктор Попов предложил строить круглые броненосцы, которые при скорости 6 узлов не подходили под класс корабля, но при диаметре в 30 м были вооружены 280-мм пушками.

Военному морскому вооружению на Адмиралтейских верфях исторически уделялось особое внимание. К началу Великой Отечественной войны здесь спустили на воду 316 торпедных катеров, 69 подводных лодок разных серий, составивших треть всего боевого подводного флота СССР.

Не оставался без внимания и гражданский флот: на предприятии построили 6 грузопассажирских, 10 гидрографических, 3 лоцмейстерских (судно, устанавливающее и снимающее буи и другие знаки навигационной обстановки на водных путях), 6 рефрижераторных судов, 8 лесовозов, ледокол, 38 буксиров, 8 речных пассажирских катеров, железобетонную баржу, 7 несамоходных барж и 3 плавучих дока.

В условиях войны и блокады Адмиралтейские верфи не сбавили темпы работы. Флоту было сдано 7 подводных лодок, 22 катера типа МБК, 48 морских охотников — малых боевых кораблей. На заводах было переоборудовано и отремонтировано более 260 кораблей и судов. Женщины и дети, заменившие у станков мужчин, изготовили для нужд фронта около 3 тыс. комплектов тралов, 8 тыс. патронов для тралов, 120 тыс. морских мин МШ-120, 300 якорных мин, 1,5 тыс. минометов и другую продукцию.

Плавучий завод имени кораблестроителя

В мае 1966 года на стапеле Адмиралтейского завода был заложен плавучий рыбоконсервный завод "Кораблестроитель Клопотов". Имя на его борту увековечило память Бориса Клопотова, который с 1952 по 1964 год возглавлял завод и, как характеризуют его официальные документы, "за весь период работы в судостроении проявил себя не только как умелый хозяйственник, но и как один из виднейших судостроителей". За этими сухими строчками — яркая и сложная жизнь одного из корабелов, преданных отечественному судостроению. По отзывам тех, кто его помнит, Клопотов был человек внимательный, но требовательный. Рабочие любили его за общительность, чуткость и справедливость. Они верили в него и, если получали задание лично от него, работали на совесть, не жалея сил.

"За период руководства Бориса Евгеньевича по основной судостроительной программе Военно-морскому флоту СССР сданы 17 военных кораблей и судов, включая 7 неатомных подводных лодок; практически заново созданы производственные мощности и инфраструктура для атомного подводного кораблестроения, построены 53 гражданских судна для ледокольного, нефтеналивного и рыбопромыслового флотов страны. Историческим проектом, направленным на освоение арктических и дальневосточных районов страны через Северный морской путь, стал первый в мире атомный ледокол "Ленин", — рассказали в пресс-службе компании.

Атомный ледокол "Ленин"

"Ленин" построили в 1959 году. Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывало множество делегаций и представителей разных стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР. За 30 лет службы ледокол прошел более 500 тыс. миль, из них 350 тыс. — во льдах толщиной 2 м, провел более 3,5 тыс. судов Северным морским путем.

В 1961 году ледокол впервые в истории высадил дрейфующую научно-исследовательскую станцию с борта судна. Станция "Северный полюс — 10" была открыта 17 октября 1961 года и проработала до 29 апреля 1964 года. С того момента высадка полярных экспедиций с борта ледокола стала общепринятой практикой. В июне 1971 года ледокол "Ленин" первым из надводных судов прошел севернее Северной Земли. Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола "Арктика" на Северный полюс в 1977 году.

10 апреля 1974 года "за большой вклад в обеспечение арктических перевозок и в связи с 15-летием судна" атомный ледокол "Ленин" Мурманского морского пароходства был удостоен высшей награды СССР — ордена Ленина. Адмиралтейские верфи тоже были награждены орденом Ленина "за успешное выполнение задания Правительства по строительству атомного ледокола "Ленин" и заслуги в развитии отечественного судостроения".

Сохранил Адмиралтейские верфи в 1990-е

С 1984 по 2011 год генеральным директором Адмиралтейских верфей был Владимир Александров. В 1990-е годы, в разгар приватизационной лихорадки, Александров решил сохранить Адмиралтейские верфи как государственное оборонное предприятие, обеспечивающее российский ВМФ подводными лодками и специальными глубоководными средствами.

При этом специализированные мощности предприятия, несмотря на дефицит финансирования, ему удалось сохранить благодаря строительству экспортных неатомных подводных лодок, выполняя оборонный заказ Военно-морского флота России. Александров также внес вклад в подготовку кадров для отечественного судостроения, прежде всего инженерных. С 1990-х он начал преподавать в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете (СПбГМТУ), читая лекционный курс технологии судостроения.

"Владимир Леонидович посвятил свою жизнь отечественному судостроению, участвуя в строительстве более чем 160 кораблей и судов, в том числе 32 подводных лодок с ядерной энергетической установкой. Он опубликовал более 130 научных трудов, подготовил не одно поколение инженеров-кораблестроителей, открыл путь в науку двум докторам и шести кандидатам наук", — рассказали в пресс-службе верфей.

Адмиралтейские верфи сейчас

В 2022 году на воду спустили научно-экспедиционное судно — ледостойкую самодвижущуюся платформу "Северный полюс", аналогов которой по-прежнему в мире нет. Сегодня в строительстве находятся две серии подводных лодок, серия патрульных кораблей ледового класса для Военно-морского флота России, а также серия больших морозильных рыболовных траулеров. Начато строительство уникального научно-экспедиционного судна "Иван Фролов".

Ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс"

Сейчас на Адмиралтейских верфях около 6,5 тыс. сотрудников. Во все времена на предприятии была преемственность поколений, здесь немало династий, общий стаж которых составляет 100 и более лет.

"Основной отличительной чертой предприятия во все времена являлась его универсальность. Коллектив верфей составляют профессионалы, инициативные, влюбленные в свое дело корабелы. Именно благодаря их слаженному труду завод одинаково успешно строит и подводные лодки, и надводные корабли, и сложные наукоемкие суда", — заключили в пресс-службе Адмиралтейских верфей.

Ольга Костромина 

LiveInternet