Историк Алексей Волынец специально для портала DV.land рассказал об этом этапе освоения Северного морского пути: как готовилось и шло это небывалое плавание, как сложились судьбы членов экипажа и самой лодки.
Невозможный и необходимый Северный путь
География сыграла с Россией злую шутку. Если для большинства стран омывающие их моря дарят удобный путь, связывающий земли и города, то значительная часть наших морей - это холодные воды Северного Ледовитого океана. Они не связывают, а напрочь разъединяют, делая большую часть побережья нашей страны недоступной и зачастую губительной пустыней из снега, ветра и льда.
О том, что вдоль северного побережья Евразии можно морем попасть из России в Китай, люди догадывались уже в эпоху Великих географический открытий, несколько столетий назад. Но только в самом конце XIX века развитие техники позволило осуществить этот замысел.
Однако плавание через восемь морей - ровно столько омывают наши берега от Кольского до Камчатского полуостровов - еще много десятилетий оставалось чудовищно сложным, дорогим и опасным.
Такой поход сравним скорее с космическим полетом, чем с обычным морским путешествием. Корабль мог быть раздавлен льдами или, в лучшем случае, оказаться в ледовом плену, вмерзнуть на много месяцев в застывшие воды Северного океана. Баренцево, Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское, Берингово, Охотское и Японское моря - все их надо было пройти, чтобы попасть из европейского севера России во Владивосток.
Северный морской путь вдоль берегов России был в разы короче, чем другие маршруты с запада на восток страны и, главное, не зависел от политики и военных сил других государств. Среди горячих сторонников освоения Северного пути были не только военные, но и великий русский ученый Дмитрий Менделеев.
Еще в конце XIX века он так сформулировал эту задачу: "Помимо экономического значения военная оборона страны должна много выиграть, когда можно будет без Суэцкого или Среднеамериканского (Панамского. - Прим. ТАСС) канала около своих собственных берегов переводить суда или хотя бы их часть из Атлантического океана в Великий (Тихий. - Прим ТАСС) и обратно, так как очевидно, что Россия и там и тут должна держать большой сильный флот для защиты своих жизненных интересов".
Но защищенный от политических рисков Северный морской путь делала трудным и непредсказуемым сама природа. Большую часть года лед здесь настолько толстый и плотный, что делает невозможным и смертельно опасным любое плавание для обычных кораблей. Сегодня в морях Ледовитого океана работают атомные ледоколы, но у наших предков такой мощной техники не было…
Впервые корабль смог пройти вдоль северного побережья России за одну навигацию лишь в 1932 году. Сложность такого плавания подчеркивает тот факт, что даже ледокол "Сибиряков" в Чукотском море поломал гребной винт и спасался при помощи самодельных парусов
Впервые корабль смог пройти вдоль северного побережья России за одну навигацию лишь в 1932 году. Ледокол "Александр Сибиряков" в июле вышел из Архангельска и в октябре смог достичь Петропавловска-Камчатского.
Ранее все суда, проходившие этим путем, вынуждены были терять время, лавируя между ледяными полями, и зимовать в глубоких бухтах, чтобы лед не раздавил их.
Сложность такого плавания подчеркивает тот факт, что даже ледокол "Сибиряков" в Чукотском море поломал гребной винт о глыбы застывшей воды и был вынужден спасаться при помощи самодельных парусов. Плавание завершилось успехом, но легко могло обернуться гибелью во льдах.
В следующем 1933 году новейший, только что построенный пароход "Челюскин", пытаясь пройти тем же путем, был намертво блокирован льдами в Чукотском море. Пять месяцев беспомощное судно дрейфовало в ледовом плену и наконец было раздавлено льдами и погибло. Северный морской путь показал свой характер.
Подводная лодка в деревянной шубе
Однако, за 30-е годы XX века моряки СССР сумели накопить немалый опыт таких экстремальных плаваний. Северный путь из Мурманска или Архангельска до Чукотки, Камчатки или Владивостока был слишком нужен стране - помимо задач развития российского Заполярья его необходимость диктовала и политическая обстановка.
На Дальнем Востоке соседство с Японией все эти годы балансировало на грани настоящей большой войны, да и политические отношения с другими великими державами, прежде всего Британией и США, контролировавшими международные морские пути в Атлантике, Индийском и Тихом океанах, оставались сложными и непредсказуемыми.
Поэтому в 1936 году впервые Северным морским путем сумели пройти два военных корабля - эскадренные миноносцы "Сталин" и "Войков". В сопровождении ледокола и грузового парохода они за два с половиной месяца прошли от Архангельска до Владивостока. Этот поход стал настоящей боевой операцией - в районе полуострова Таймыр перекрывавшие плавание льды пришлось подрывать зарядами пороха.
Почти одновременно с прохождением Северного морского пути военными судами, возникла мысль аналогичным способом перебросить во Владивосток и подводную лодку. На Тихом океане СССР не имел большого флота, тогда как военно-морские силы Японии по праву считались одними из самых крупных в мире. Но возможность быстро и незаметно перебросить к дальневосточным берегам подводные лодки могла серьезно изменить баланс сил и удержать Японию от враждебных действий.
Для экстремального плавания выбор пал на подводную лодку типа "Щ", моряки их именовали "Щуками". Сложности добавляло то, что корпус такой подлодки не приспособлен для плавания в толстых льдах и мог быть легко поврежден.
Задачу по подготовке субмарины к небывалому походу поручили морскому инженеру Андрею Дубравину, специалисту по ледоколам. Он предложил "одеть" корпус лодки в специальную "шубу", обшивку из двух слоев дерева, толщиной 20 сантиметров, прикрытых сверху металлическими листами. При этом лодка сохраняла возможность погружения и подводного хода.
Приготовления не ограничились лишь укреплением бортов, морским инженерам во главе с Дубравиным пришлось продумать все детали и возможные трудности плавания во льдах. Долговечные в соленой воде, но хрупкие бронзовые винты заменили на стальные со съемными лопастями - их могли заменить в случае поломки о куски льда при стремительном вращении. Изменили конструкцию и форму рулей подлодки - их сделали более короткими и прочными, также предусмотрев возможность замены в случае поломки о лед.
Изначально плавание подводной лодки Северным морским путем запланировали на лето 1938 года. Но в 1937 году выдалась очень сложная навигация, льда было слишком много и в Арктике вмерзло и застряло на всю зиму свыше 20 кораблей, один из них - пароход "Рабочий" - был раздавлен льдами и затонул.
Подводной лодкой решили не рисковать, отложив плавание на год для лучшей подготовки. Но лето 1939 года, накануне Второй мировой войны, выдалось слишком тревожным. Все лодки оставили на Балтике и Баренцевом море на случай возможных боевых действий. И только в 1940 году приняли решение рискнуть и попытаться провести лодку через 5 тысяч километров северных морей...
Все подробности северного похода "Щуки" читайте в полной версии материала на портале DV.land