Творчество Валентина Распутина, юбилей которого отмечается сейчас на его родине в Приангарье, пронизано болью за исчезающие сибирские деревни. Но одна из них, в верховье реки Лена, не только возродилась, но и растет, несмотря на полное отсутствие дорог и электроснабжения. ТАСС попытался понять природу этого уникального места, ставшего для сибирского прозаика лучшим на свете, и познакомился с Владимиром Трапезниковым, чья энергия помогла вдохнуть в Чанчур новую жизнь.
Сибирский пассионарий
Нам повезло: договариваясь о поездке в Качугский район, мы застали Владимира Петровича в Иркутске — редкий случай. В свои 76 он все чаще бывает "на работе", в Чанчуре, лишь изредка наведываясь в город к своей жене. У Нины Николаевны работы хватает и в Иркутске: переговоры с чиновниками, предпринимателями, журналистами, путешественниками со всего мира. Поначалу удивляешься, к чему такое "министерство" пенсионеру из таежной деревушки. Но это только поначалу. В трубке телефона слышно, как Нина Николаевна объясняет мужу, что звонит незнакомый ему корреспондент ТАСС.
— Алло, графиня, это вы? Вас слушает бич Трапезников.
Такого ответа меньше всего ожидаешь от человека, отмеченного госнаградами и ставшего другом выдающемуся писателю. В дороге спрашиваю его про странный "титул". Его обладатель ссылается на изначальный смысл слова: так называли списанных на берег моряков, пляжных бродяг.
— Бич — по-английски "берег". Молодой человек, который на берегу сидит, хочет за море удрать, морду там кому-то набить, короче, подвиг совершить. А знаешь, что означает "удалой"? Ууу-далой! Парень — у-у-у, как далеко! — поедет, там подвиг совершит, морду кому-то набьет. Ты понимаешь, о чем я? Про пассионарность русского народа.
В усадьбе Трапезникова чаевничал когда-то друг семьи Валентин Распутин — по воспоминаниям хозяев, человек невероятной скромности. Зачем-то уходил ночевать в баню — то ли чтобы ему не мешали думать, то ли чтобы он никому не мешал. В его книге "Сибирь, Сибирь…" Чанчур остался "райским уголком", "некорыстной деревушкой у самого неба". Болевший в последние годы писатель мечтал увидеть, как разросся Чанчур, и все спрашивал, цела ли та самая банька.
В приусадебной библиотеке, собранной Трапезниковым посреди тайги, встречаешь собрание сочинений русского историка Льва Гумилева, и сразу становится понятно, почему хозяину так близок термин "пассионарность". Ведь в Чанчуре ни электричества, ни круглогодичной связи с Большой землей: летом в самый верхний на Лене населенный пункт можно добраться только по воде, зимой — по зимнику. Наличие здесь книг, так радовавших гостившего в Чанчуре Валентина Распутина, кроме как пассионарностью, ничем и не объяснишь.
Знаток фольклора, носитель тайн
Все 350 км от Иркутска и даже последние, самые трудные версты по заснеженной тайге пролетают незаметно — за рассказами легенд местных жителей об этих таинственных местах. Непокорная дочь Ангара убежала от своего сурового отца Байкала к одному жениху, а Лена — к другому. Своевольная красавица река Рита и вовсе таинственная личность: в ее долину раньше приходили тибетские ламы набраться энергии, а женщинам появляться в этом месте силы категорически запрещено — Трапезников, провожая группы интуристов-экстремалов, убеждался в этом не раз. Проходя распадок в районе байкальского мыса Рытый, где река "уходит к своему отцу в подземный мир", обессиленные туристки все время падают, лишаются сознания, кто-то даже испытывал временное расстройство психики.
Традиции этих мест связаны с шаманизмом, под образным взглядом которого оживает все вокруг, а быль сплетается с легендой. Трапезников, прослуживший в этих местах больше 30 лет, — вначале старшим охотником, а после создания Байкало-Ленского заповедника в 1986 году егерем и старшим госинспектором — знает их не хуже эвенков, чьи предки жили здесь столетиями. Их культура размывается вместе с самой малочисленной народностью, многие легенды и поверья забываются носителями, но не эксцентричным егерем. Правда, сам Трапезников заверяет, что он эти рассказы не хранит в памяти, а придумывает, "считывает" с природы этих мест, что, впрочем, совсем не мешает коренным жителям принимать их за свои.
— Легенду про то, как нерпа с помощью чаек попала в Байкал, напечатали в "Ленской правде" (газета в Качугском районе. — Прим. ТАСС). Звонит мне ученый один важный из Иркутска. Говорит: "Ты чего, Петрович, пишешь? Я этой проблемой много лет занимаюсь, нерпа в Байкал не так попала". Я ему: "Ты, охрёма, "занимаешься", а мне чайка рассказала!"
"Охрёма" — еще один "титул". Им Трапезников может наделить человека бестолкового и неудачливого. Хуже только "сей-вей-повевай" — это безответственные флюгеры: тип людей, с которыми "вообще нельзя дело иметь". К нему, считает Петрович, относится большинство чиновников, бороться с которыми он привык пачками памфлетов.
Энтузиаста, без конца генерирующего природоохранные идеи, жалуют не в каждом ведомстве. Выйдет из кабинета, попросит секретаря "отпечатать кое-что для начальника", 5 минут — и вирши уже в кабинете на его столе, а просителя и след простыл.
Славить героев
Чанчур на эвенкийском означает "чистое место". Оно находится на слиянии трех рек (священный, по местным поверьям, знак): Чанчуры, Лены, в которую на окраине деревни впадает еще один приток — Конкудей. В руки уволившегося с радиозавода главного механика это место попало во всех смыслах чистым — сохранной оставалась одна только изба бабы Люси, которую и купил новый штатный охотник. А теперь в Чанчуре только за последний год выросло около 20 новых домов. Межевыми столбиками размечена территория еще под несколько усадеб. Большинство их владельцев — предприниматели, взявшие в аренду охотничьи угодья. В Чанчур они приезжают в основном на отдых, но постоянно живут те, кто нанялся на работу.
Никакого "барства" Петрович в Чанчуре не допускает. "Какое барство? В тайге, как в бане, все равны". Трапезников, ушедший год назад с должности старшего госинспектора Верхнеленского лесничества, остается не только неформальным лидером деревни, но и по-прежнему "государевым человеком" — теперь в должности смотрителя филиала Иркутского краеведческого музея.
Музей Героя Советского Союза Александра Тюрюмина — любимое детище Владимира Петровича. Узнать о том, что выдающийся летчик-испытатель родился в той самой купленной у бабы Люси избе, егерю помог комический случай: Тюрюмин, решивший побывать на своей малой родине, полез через забор к новому хозяину. Так и познакомились. Наверное, тогда Трапезников понял, что славить героев — его предназначение. Летный костюм, подаренный испытателем к открытию музея, стал центральным экспонатом наряду с многочисленными документами и макетами испытанных Тюрюминым самолетов.
Однажды Трапезникову на глаза случайно попался обрывок календаря с датой празднования 200-летия со дня рождения Святителя Иннокентия. Поразило, что мероприятия организовывает ЮНЕСКО, а на родине великого миссионера и ученого об этом ни сном ни духом. Егерь решил исправить эту досадную ошибку и приурочил к знаменательной дате строительство часовни Святителя Иннокентия на истоке Лены. Для ее освящения умудрился завезти к истоку пятерых священников, добиравшихся до места ни много ни мало четыре дня: 150 км на моторной лодке и еще 100 — пешком по скалам и бурелому.
Пройти таким маршрутом способен не каждый, но имя святителя теперь на слуху среди охотников, многие из которых в Сибири относятся к властям предержащим. Прошло 20 лет, в этом году 220-летие апостола Сибири и Америки отмечается с государственным размахом сразу в нескольких регионах, а на родине святителя в селе Анга того же Качугского района, где еще недавно не помнили об именитом земляке, создают целый паломнический центр. Выходит, егерь, любивший вести с Распутиным задушевные беседы о судьбах родины, стал идеологом межрегионального культурного проекта.
Вспоминают благодаря Трапезникову в Прибайкалье также и имя первопроходца Курбата Иванова, скончавшегося после 1677 года, которому Россия обязана присоединением Байкала.
— Про Байкал мы говорим, что это наше все. Но даже не помним того человека, который это "все" сделал нашим, — недоумевает Трапезников.
Памятник казаку Курбату, поставленный в 2009 году Трапезниковым в одиночку прямо на территории своей усадьбы в Чанчуре, — единственный в стране. Говорит, был полон решимости прославить имя Курбата, даже если никто не поддержит. Поддержали некоторые из новочанчурцев, арендующих охотничьи угодья, — доставили камень с Восточных Саян. Устанавливал его на постамент Трапезников уже сам ("Помощь нужна только инвалидам или пенсионерам", — смеется таежный "идеолог"). Сам же разрабатывал проект монумента, умудрившись совместить в нем невероятное количество смыслов: от древнеславянских в фундаменте до православных в звенящих наверху колоколах.
Сейчас Трапезников вынашивает идею новой достопримечательности Чанчура. Показывает нам найденную у дороги гладкошлифованную каменную глыбу с руническими надписями. Предполагает, что их авторы — представители древней культуры курыкан. Хочет привлечь к исследованию археологов, а камень положить в основу галереи исторических эпох, эскиз которой уже успел нарисовать.
— Ты что, охрёма, камень не привез? В понедельник ж договаривались, а сегодня пятница уже! — ругает Петрович своего преемника, молодого егеря Толю.
Толя кротко оправдывается: местные мужики отказались трогать таинственный камень — сельский учитель сказал, что это надгробье, "могут начать мстить духи — пусть Петрович сам тащит свой камень".
Возмущению Петровича нет предела. Ведь он проделал целую идеологическую работу перед новым проектом: опубликовал в "Ленской правде" программный документ — статью "Дары", всем местным дал наказ читать.
— Ты что, "Дары" не читал? Я ж там пишу, как Распутин про эти места говорил! Забыл что ли?
— Читал. Но мужики говорят, духи мстить будут, — опускает глаза Толя.
— Нет, русский человек все-таки хоть и пассионарен, но ленив, — искренне расстраивается Петрович, давно решивший для себя, что в помощники в этой глуши лучше брать иностранных волонтеров. С ними Трапезников смог в свое время построить экотропу до Байкала, поврежденную несколько лет назад обширными лесными пожарами.
За столом в усадьбе Трапезникова, насчитывающей уже пять одних только жилых домов, где мы пьем чай, точно так же сидели многие западные политики и бизнесмены, прилетавшие в верховья Лены в качестве волонтеров. Память об этих визитах сохранили многочисленные фотоальбомы, собранные Ниной Николаевной. Кто-то из статусных европейских гостей уже приобрел землю в Чанчуре и скоро начнет строиться — кто именно, Трапезников тактично умалчивает. Хранит он и память о Валентине Распутине.
— И все-таки — чем эта деревня заслужила такую высокую оценку из уст современного классика? — пытаюсь добиться ответа у "отца" Чанчура.
— Ну кто же его спросит-то теперь, твоего классика? — отнекивается Трапезников.
— Но вы-то с ним общались…
— Общался. А ты как-нибудь сама догадайся, графиня, — подмигивает он.
Добрости — совместная рубрика с "Жить", общероссийским социальным проектом, призванным поддержать людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Екатерина Слабковская