14 ноября 2018, 07:30
Статья

"Дом атомной культуры". Бомбоубежище в Севастополе стало музеем

Спецобъект №2 выполняет культурно-образовательные функции, но только в мирное время. При необходимости в течение шести часов он должен заработать по прямому назначению и укрыть несколько тысяч человек
Сергей Мальгавко/ ТАСС

В историческом центре Севастополя, неподалеку от центральной городской набережной — бетонный свод с металлической дверью, на которой написано: "Объект С-2. В мирное время — музей". Длинный сводчатый коридор уходит вглубь холма, на котором стоят обычные жилые "сталинки". Голос здесь звучит неестественно, сигнал мобильной связи пропадает уже через 20 шагов от входа, после солнечного крымского дня в подземелье становится зябко.

Музей "Подземный Севастополь" в действующем бомбоубежище — совсем новый, за три месяца его посетили уже около 5 тыс. человек. Им показывают помидоры, растущие без солнечного света в закрытом грунте, подземную хирургическую операционную и условия, в которых в полной темноте могли бы ютиться выжившие при ядерном конфликте. За железными дверями — командный пункт, установки очистки воздуха, помещения для военных и гражданских.

"Учитывая, что вся наша коллекция посвящена гражданской обороне, все экспонаты пригодятся в случае боевых действий. Убежище действующее, и это до сих пор засекреченный объект", — рассказывает руководитель научно-просветительского направления Алексей Тихонов.

Спецобъект №2

Противоатомное убежище построено на пике холодной войны, в 1953–1957 годах, когда угроза атомной бомбардировки СССР считалась реальной. Куда бежать в случае тревоги — знал каждый житель Севастополя. Со временем С-2 (Спецобъект №2) был законсервирован, потом часть помещений занимала столовая, а после 2014 года, когда Крымский полуостров стал частью России, убежище начал приводить в порядок местный бизнесмен Артем Нуров, договорившийся с властями Севастополя об открытии на его площадях музея.

Чтобы воссоздать объект, создатели музея обратились к учебникам, бывшим сотрудникам и региональному управлению МЧС. Сейчас здесь есть действующая система связи, которая позволяет координироваться с другими такими убежищами по всей стране, госпиталь, восстановлен весь исторический внутренний облик. На реконструкцию объекта потрачено около 4 млн рублей. Текущие расходы покрываются благодаря деятельности музея, но об окупаемости вложений речь не идет.

"Сотрудники местного подразделения МЧС сразу сказали, что поддержат нас, и серьезно помогли, в том числе с оборудованием экспозиции. При этом все сделано теми материалами и способами, которые были присущи той эпохе. Изначально убежище было подтоплено, мы ремонтировали сети. В одной из потерн (подземный коридор, галерея — прим. ТАСС) мы выкачали воду, выкинули весь мусор. Все восстановительные работы прошли в течение года", — рассказывает Нуров.

Шестичасовая готовность к катастрофе

"Объект С-2" находится в состоянии шестичасовой готовности, то есть при необходимости в течение шести часов должен быть запущен по своему прямому назначению и укрыть несколько тысяч человек.

"Мы показываем реальный объект гражданской обороны. Мы говорим о том, что в случае войны здесь будут находиться напуганные люди. Это честный рассказ о том, в каких условиях придется выживать обычному маленькому человеку. Посетители думают, что им сейчас покажут, как будет спасаться элита. После выхода люди понимают, что это не так. Это миссия музея — показать людям, что нет никаких красивых подземных городов, где можно жить припеваючи месяцами или годами. И хотите вы или нет, но другой возможности выжить у вас не будет", — рассказывает Тихонов.

Он добавляет, что таких музеев в стране не хватает. Есть много экспозиций о боевых подвигах, которые тоже нужны, но это не всегда честно по отношению к обычному человеку. Например, во время обороны Севастополя гражданские люди страдали и шли на подвиг не меньше, чем военные.

"Про славу адмиралов тоже нужно рассказывать, но им было, возможно, даже легче, чем обычным людям, которые выживали под землей, боролись с болезнями. Это страшное испытание для человека", — уверен Тихонов.

Еще одна задача музея — показать детям, что стране нужны ученые, врачи, инженеры. Они смогут спасти сограждан в случае чрезвычайной ситуации.

"Мы рассказываем, какие условия созданы для выживания. И наука начинается с того момента, когда мы говорим, что мы чего-то не можем. Да, мы можем жить здесь три дня, и я расскажу, как нам здесь нужно выживать. Но чтобы жить здесь три месяца, три года или 30 лет, нужны технологии, которые цивилизация еще не придумала", — говорит Тихонов.

Квесты, тренинги и арт-пространство

Экскурсоводы рассказывают посетителям о холодной войне и ядерном оружии. Основная тема — вопрос выживания в условиях ограниченного пространства. Организаторы музея намерены на средства государственного гранта сделать макет биотехнологической станции, чтобы показывать цикл выращивания растительных и животных форм в замкнутом помещении.

"Это очень сложная тема, она пока не решена в современной науке. Близкий пример показан в фильме "Марсианин" Ридли Скотта. Например, у тебя есть шесть-семь разных видов растительных или животных биокультур, и отходы от одной являются источником подпитки для другой. И можно так жить фактически бесконечно. Но в реальности создать такой цикл очень сложно. Мы просто покажем модель, как это могло бы работать. Севастополь технологически всегда был развит, но определенной культуры здесь по разным причинам не сформировалось. И сейчас мы хотим как раз сформировать ее", — рассказывает Тихонов.

В "Подземном Севастополе" создается "Дом атомной культуры": здесь уже проходили встречи поэтов, устраивались танцы, проводились лекции, работает киноклуб, где можно посмотреть фильмы об атомной войне. Организаторы планируют показывать здесь работу системы "Умный город", развивать городское арт-пространство, проводить корпоративные тренинги для различных компаний, когда группа, находясь в закрытом пространстве, тренирует профессиональные навыки, в том числе и стрессоустойчивости.

"У нас есть несколько амбициозных задач. Первая — организация здесь корпоративных тренингов. Будем развивать игровые квесты. Мы уже заполнили водой один из уровней бомбоубежища, и там можно проводить этап игры на плоту. Мы хотим, чтобы люди постоянно приезжали на наш объект. В Крым едут за морем и солнцем, а мы создали подземный музей", — рассказывает Тихонов.

Организаторы хотят расширить территорию "Подземного Севастополя", взяв для развития другие бомбоубежища.

Сергей Сысойкин