Легендарный театр Ленсовета, основанный энтузиастами в 1933 году, за время своего существования стал одним из самых известных в стране. Его история началась с "Бешеных денег" — спектакля по пьесе Островского. Уже потом постановки на его сцене создавали лучшие отечественные режиссеры — Игорь Владимиров, Николай Акимов, Петр Фоменко, Владислав Пази, Юрий Бутусов.
Новый худрук в новом сезоне
Долгие годы неотделимым от театра было имя Алисы Фрейндлих, которую называли "первой леди театра", в разное время здесь играли Георгий Жжёнов, Алексей Петренко, Михаил Боярский. Не раз театр собирались закрыть, он пережил многие кризисы, но его неизменно спасали творческая команда и зрительская любовь.
С марта 2018-го — больше года после ухода Юрия Бутусова — должность художественного руководителя в театре Ленсовета оставалась вакантной. В мае было объявлено, что новым худруком театра назначена народная артистка России Лариса Луппиан, уже более 40 лет играющая на его сцене. В ее творческой биографии — десятки ролей, в том числе в таких популярных спектаклях, как "Трубадур и его друзья", "Старший сын", "Трехгрошовая опера", "Прошлым летом в Чулимске", "Трамвай Желание".
Открыв уже в новом качестве 86-й ленсоветовский сезон, любимая ученица Игоря Владимирова и выпускница его самого первого актерского курса рассказала ТАСС о том, почему решилась принять назначение, какие перемены ждут театр и какое участие в его судьбе принимает ее знаменитый супруг Михаил Боярский.
Редкость для Петербурга
Для театрального сообщества назначение артистки худруком, пожалуй, крайне редкое явление. Неизбежно возникает сравнение с Москвой, где среди таких примеров — Олег Табаков, Владимир Машков, Олег Меньшиков, Евгений Миронов.
"Конечно, это большие артисты, настоящие звезды. Но и Москва — это другой город, у нас таких звезд нет", — замечает Луппиан.
"Вот если бы Алиса Фрейндлих (актриса театра Ленсовета с 1962 по 1983 год — прим. ТАСС) или Михаил Боярский возглавили театр, наверное, это было бы объяснимо, — размышляет новый худрук. — К слову, после ухода Бутусова одним из первых место худрука театра имени Ленсовета предложили именно Боярскому, но он сразу отказался: у него много работы — концерты, съемки, и он не захотел брать на себя такую ответственность".
"На протяжении полутора лет после ухода Бутусова возникало много разных кандидатур, это были и известные режиссеры и известные артисты, работавшие в нашем театре и ныне живущие в Москве, поиски шли длительные, — рассказывает Луппиан. — Но, видимо, пришло время назначить человека из самого театра, потому что большие режиссеры очень много работают на стороне, а руководить театральным процессом нужно каждый день. А режиссеры могут быть приходящими, тем более, у нас в стране такая система, когда труппа незыблема, артисты практически всю жизнь работают в одном театре. Например, в Европе оркестр нанимает дирижера на один или несколько сезонов, работает с ним, а потом нанимает кого-то другого. Да и режиссерам интереснее работать с разными артистами, а артистам — с разными режиссерами, так же, как, например, в кино: создаются группы, снимается фильм, потом они расходятся и вспоминают с удовольствием свою совместную работу, и потом опять начинается что-то новое", — поясняет она. — Надеюсь, что наша труппа с удовольствием будет работать с разными режиссерами, потому что вносит разнообразие дает простор для творчества".
Поддержка мужа
Именно сцена театра Ленсовета свела Луппиан с будущим супругом, здесь они впервые сыграли влюбленных в спектакле "Трубадур и его друзья". Михаил Боярский служил в театре с 1972 по 1986 год, потом ушел в самостоятельное плавание.
Вместе они и сегодня выходят к зрителям в постановке Олега Левакова "Смешанные чувства", а в декабре — представят его премьеру "В этом милом старом доме". Сразу после назначения Луппиан актер признавался в беседе с журналистом ТАСС: "Если она больше 20 лет смогла руководить мной, то она точно сможет руководить театром — руководить мной гораздо тяжелее".
"Миша шутил", — комментирует его высказывание Луппиан.
Вопрос, как совмещать должность худрука и роль супруги, не вызывает у Ларисы затруднения.
"Я всегда стараюсь быстро переключаться: дома я жена, мама и бабушка, в театре — артистка и театральный менеджер. К тому же Миша поддержал мое назначение и очень помогает нашему театру. Благодаря Мише мы получили поддержку организации, которая не только многое делает для нашего города, но и помогает осуществлять проекты в сфере культуре и искусства, — ПАО "Газпром". Нас поддержали люди, которые любят и украшают Петербург, хорошо относятся к спорту и театру и вообще уважают культурно-просветительскую стезю, и мы не ошиблись: мы постучали именно в те двери, которые нам открылись".
Без голых ног и в полушаге от моды
Ларису Луппиан приняли в театр в 1974 году, когда она окончила актерский курс Игоря Владимирова. В свое время сам Владимиров, который с 1960 года почти 40 лет был главным режиссером и худруком театра, сумел в короткий срок не только вывести его из творческого кризиса, но и, быстро обновив и "омолодив" труппу, придать ему новое развитие.
"Я начала играть на сцене со второго курса. Игорь Петрович всегда говорил, что игра — это импровизация, парадоксальные решения. Он говорил, что артист должен до старости оставаться ребенком. Он и сам в свои 70 лет прекрасно мог показать мальчика, девочку, кошечку. Владимиров считал, что артист не должен быть очень модным, он должен быть незаметным наблюдателем за жизнью. Как ни странно, до сих пор дух Владимирова сохранился в нашем театре — и даже в тех артистах, которые уже у него не учились, которые учились уже Пази, у того же Бутусова (с 2011 года — главный режиссер театра им. Ленсовета, с ноября 2017 года по март 2018 года — художественный руководитель театра, ныне — главный режиссер театра им. Вахтангова — прим. ТАСС). У Бутусова тоже есть жилка этой театральности, этой игры, озорства, несмотря на то, что у него очень режиссерский театр, он пишет полотна, у него каждый спектакль — это перформанс ", — отмечает Луппиан.
Все, чему Владимиров учил, ей по-прежнему близко.
"Он говорил, что не выносит на сцене голых ног, когда люди без носков ходят и когда на сцене происходит что-то такое, от чего людям неудобно смотреть. Иногда режиссер создает такие мизансцены, когда зритель начинает переживать за артиста, например, обливают артиста водой и тому подобное. Поэтому я не люблю спектаклей, когда над артистами, можно сказать, измываются", — рассказывает она.
Театр актера
Как худрук Луппиан ставит во главу угла в театре актера, а не режиссера, а художественное руководство для нее — должность во многом эмоциональная.
"Тут нужно просто любить, это самое главное, и почувствовать, что нужно театру и зрителю в данный момент. Совместить интересы труппы и публики. А что нужно артистам? Чтобы было много работы, чтобы работать было интересно. У нас очень сильный коллектив. Я хочу, чтобы люди почувствовали, как повысился их статус — и моральный, и материальный, чтобы они с гордостью говорили о себе как об артистах театра Ленсовета, чувствовали, что их уважают, ценят, и о них заботятся", — признается она.
Луппиан хочет, как это было при Владимирове, сделать театр открытым — теперь, прежде всего, для новых авторов и зрителей. "Наш театр одно время назывался Открытый театр, и вот сейчас у нас тоже будет открытый театр: городской, общедоступный театр для всех", — рассказала она.
Приглашенные звезды
"Мы будем разных приглашать режиссеров — и классических, и авангардных. Я надеюсь, что у нас появится это разнообразие", — делится она.
"Мы обязательно будем привлекать режиссеров-звезд. У нас будет Александр Молочников, у нас будет и Евгений Писарев, и Евгений Марчелли… Разумеется, мы приглашали и Константина Богомолова, но в связи с тем, что в конце мая 2019 года он был назначен художественным руководителем в Театре на Малой Бронной, наше сотрудничество откладывается на некоторое время", — сказала Луппиан.
В ближайших планах худрука — сотрудничество театра с мастером фантастических и сказочных спектаклей Яной Туминой. "Я хочу, чтобы Яна Тумина сделала взрослый спектакль, женский спектакль. Мне кажется, она может сделать что-то такое пастельное, нежное, киношное. Мы еще будем с ней говорить на эту тему", — анонсировала она.
"Еще хочу, чтобы мы поставили "Бесов". Очень хочу, потому что бесы — это извечная российская проблема: кто-то всегда хочет все переделать, разрушить то, что есть. Я хочу, чтобы мы избавились от этого, избавились путем спектакля, потому что это боль и моя, и нашего театра. У нас пока еще не все в порядке в театре, у нас пока еще нет единения… Я бы хотела, чтобы Тимофей Кулябин это сделал", — поделилась Луппиан.
Театр откроет свои двери и для молодых, пока не столь известных авторов.
"У нас очень много заявок от молодых режиссеров, и все они получат у нас работу в формате лаборатории, они будут иметь возможность поработать с нашими артистами на выбранном ими материале, показать мини-спектакль на 20–30 минут и по его результатам быть приглашенными на постановку в нашем театре".
И дети
На ленсоветовской сцене готовятся принять и новое поколение зрителей.
"У нас давно не было детских спектаклей, поскольку объемные вечерние постановки физически не позволяли ставить по два спектакля в день. Мы будем исправлять это положение: театр решил сохранить в репертуаре, но при этом немного переработать одну из своих знаковых постановок — "Малыш и Карлсон", которая полвека была на сцене во многом благодаря тому, как в свое время воплотила роль юного героя Алиса Фрейндлих. Мы его хотели снять с репертуара, но передумали. У нас появились артисты, которые могут сыграть эти роли, но это будет ближе к весне следующего года".
Лариса Луппиан рассказала и о том, что в новом сезоне режиссер Мария Романова будет делать спектакль "Золушка" для семейного просмотра, и о сохранении в репертуаре еще одного детского спектакля — "Странствия Нильса".
"Я хочу, чтобы у нас были очень хорошие и качественные детские спектакли — серьезные, нежные, без чрезмерной яркости. Детские спектакли могут быть показаны не только на нашей сцене — есть планы осваивать новые площадки и буквально "завоевывать" публику с помощью военных. Мы встречались с командующим войсками ЗВО генерал-полковником Александром Журавлевым и обсуждали возможность играть наши детские спектакли на сцене Офицерского собрания (Дома офицеров) на углу Кирочной улицы и Литейного проспекта. Командующий сказал, что хотел бы оживить эту площадку, которая, к сожалению, сейчас несколько запущена, обещал оснастить ее новой театральной машинерией, и мы с нетерпением ждем возможности появиться в этом великолепном историческом здании с нашими постановками".
Александра Подервянская, Юлия Андреева