8 августа 2017, 17:18,
обновлено 8 августа 2017, 18:20
Российско-египетские отношения

Инвестиции в российскую промзону в Египте составят $7 млрд

AP Photo
Реализация проекта займет 13 лет и будет разбита на три этапа

МОСКВА, 8 августа. /ТАСС/. Российская промышленная зона в Египте, проект создания которой сейчас разрабатывают Москва и Каир, потребует вложений в производства и инфраструктуру в размере $6,9 млрд. Такую оценку ТАСС озвучили в Минпромторге России, курирующем проект с российской стороны.

По прогнозам министерства, резиденты промзоны к 2026 году смогут производить продукцию на $3,6 млрд ежегодно.

"Ожидается, что срок реализации проекта РПЗ [российской промышленной зоны] составит 13 лет и будет разбит на три этапа. Прогнозируемый объем инвестиций резидентов в производства, а также инвесторов и управляющей компании в инфраструктуру составит около $6,9 млрд", - рассказали в министерстве. При этом $6,4 млрд - это вложения резидентов и инвесторов, остальное - управляющей компании в инфраструктуру. Ожидается, что объем инвестиций в инфраструктуру за счет бюджета составит не более трети.

Промышленный "анклав"

Российская промышленная зона - территория с особым налоговым режимом для российских компаний и их партнеров - разместится в особой экономической зоне Суэцкого канала. Перспективной российская сторона считает площадку в 525 га, расположенную в Восточном Порт-Саиде, у входа в Суэцкий канал из Средиземного моря.

В настоящее время Москва и Каир работают над окончательным согласованием условий размещения промзоны. Российская делегация побывала в Каире и провела основные переговоры по этому проекту еще в 2016 году. Сейчас египетская сторона завершает подготовку всех нормативных актов, и итоговое межправсоглашение стороны планируют подписать до конца текущего года, сказали ТАСС в Минпромторге. Проект соглашения российская сторона подготовила и передала Египту в марте.

Согласно проекту, российские компании - резиденты промзоны получат арендные каникулы, срок которых сейчас обговаривается, льготные тарифы на энергетические ресурсы, особый преференциальный налоговый режим, а также заранее подготовленную площадку. Ожидается, что египетская сторона проведет подготовку территории промзоны, ее рекультивацию, а также подведет к ее границам инженерные коммуникации. Москва в свою очередь берет на себя финансирование создания внутриплощадочной инфраструктуры первой очереди промзоны, то есть порядка 100 га, где будет подготовлена инфраструктура, проведены инженерные коммуникации и отстроен ряд готовых производственных корпусов.

Также инвесторы получат многофункциональный центр с гостиничными номерами, конгресс-центром, офисами и зонами общего пользования. Отдельные преференции, в том числе и по импортным пошлинам на комплектующие, находятся сейчас в стадии обсуждения.

Компании, участвующие в проекте, также получат доступ к портовой инфраструктуре Суэцкого канала, уверяют в Минпромторге. "Суэцкий канал обладает всей необходимой портовой инфраструктурой и является одним из ключевых инфраструктурных проектов африканского континента. По заявлениям египтян и нашим собственным наблюдениям, Восточный Порт-Саид обладает потенциалом через 5-7 лет стать одним из крупнейших международных логистических хабов", - подчеркивают в министерстве.

Привлекательность Египта как инвестиционного направления и места расположения российской промышленной зоны обусловлена, прежде всего, его выгодным географическим положением на пересечении основных торговых путей, связывающих Ближний Восток, Африку, страны Персидского залива и Европу, пояснили в Минпромторге РФ.

На сегодняшний день Египет имеет торговые соглашения с более чем 70 странами Европы, Африки и Ближнего Востока. Ключевыми действующими торговыми союзами являются соглашение об ассоциации с Евросоюзом, соглашение с европейской ассоциацией свободной торговли, панарабская зона свободной торговли и соглашение о свободной торговле с Турцией. Преимуществом этих соглашений является то, что в рамках них продукция, произведенная на территории Египта, не облагается импортными пошлинами.

"Сейчас египетской стороной ведутся активные переговоры о подписании соглашения о свободной торговле на всем африканском континенте, что упростит доступ к рынкам в еще более чем 20 странах", - отмечают в российском министерстве. Помимо беспошлинного выхода в эти страны, интерес для российского производителя представляет и сам египетский рынок, население которого в 2015 году превысило 90 млн человек, указывают в Минпромторге.

Резиденты промзоны

Минпромторг России считает, что около 60 компаний могут стать инвесторами промышленной зоны в Египте, и сейчас ведет с ними переговоры. Министерство также определило несколько ключевых направлений, по которым инвесторы смогли бы получить наибольшую выгоду от размещения площадки в Египте: машинно-техническая продукция и комплектующие, энергетическое и другое машиностроение, строительные материалы, приборостроение, деревообработка и фармацевтика.

Компании, заинтересованные в работе на территории промзоны, совершают визиты в Египет в составе делегаций и проводят бизнес-миссии. В составе последней делегации, побывавшей в Каире, были "КамАЗ", группа "Газ", "АвтоВАЗ", "УАЗ", "Трансмашхолдинг", "Ростсельмаш", "Метпромстрой", а также фармацевтические компании - "Герофарм", "Верофарм", "Генериум", "Биокад", "Фармасинтез" и другие.

Российские автопроизводители воздержались от развернутых комментариев относительно своих планов по развитию производств в Египте. В "КамАЗе" ТАСС сообщили, что сохраняют интерес к этому проекту и продолжают рассчитывать его экономику. В группе "Газ" сказали, что развивают поставки техники в Египет и сохраняют заинтересованность в проекте промзоны. "Но на данный момент еще остается ряд открытых вопросов об условиях проекта, поэтому пока говорить о дальнейших планах преждевременно", - добавили в компании.

В "АвтоВАЗе" и "Ростсельмаше" не смогли оперативно предоставить комментарий.

Среди фармацевтических компаний планы по развитию бизнеса в Египте есть у производителя "Биокад". "Мы рассматриваем вопрос открытия представительства в Египте с прицелом на весь рынок Ближнего Востока. Кроме того, мы сейчас заняты построением логистики в данном регионе и в связи с этим рассматриваем различные варианты. Вопрос локализации в регионе для нас также открыт, поэтому будем с большим интересом смотреть на развитие этого проекта. Сейчас мы уже работаем в нескольких странах региона", - рассказал ТАСС вице-президент по маркетингу и продажам "Биокада" Олег Павловский.

По его словам, компания может зарабатывать на рынке Египта порядка $60-70 млн до 2022 года. "Это тот минимум, на который мы рассчитываем", - отметил Павловский. На текущем этапе, по его словам, компания готова инвестировать "несколько миллионов долларов" в регион Африки и Ближнего Востока. "Если движение в сторону производства будет продолжаться, то эта цифра может быть увеличена", - добавил Павловский.

В Минпромторге отмечают, что в соответствии с проектом соглашения, резидентом будет являться юридическое лицо, зарегистрированное на территории Египта и заключившее с управляющей компанией промзоны договор субаренды земельного участка либо аренды помещения. "Таким образом, в качестве резидентов смогут выступать компании с участием иностранного капитала", - говорят в министерстве. Планируется, что ключевым показателем эффективности для российской промзоны при этом станет размещение компаний, использующих в своей продукции российские компоненты

Первые резиденты, по расчетам Минпромторга, выйдут на площадку одновременно с началом строительства промышленной зоны. "Планируемые сроки начала строительства - вторая половина 2019 года. Перед этим около года будет вестись проектирование объекта и получение всех согласований, необходимых для строительства в Египте", - говорят в Минпромторге.