1 сентября 2017, 10:24,
обновлено 1 сентября 2017, 13:27

Менеджер "Роснефти" рассказал о начале приватизации "Башнефти" в суде по делу Улюкаева

Бывший глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев (в центре). Юлия Темерева/ ТАСС
Бывший глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев (в центре)
По словам главы IR департамента нефтяной компании Андрея Баранова, изначально "Роснефть" не планировала принимать участие в сделке

МОСКВА, 1 сентября. /ТАСС/. Директор департамента отношений с инвесторами "Роснефти" Андрей Баранов в качестве свидетеля рассказал ключевые события хода приватизации "Башнефти" на заседании Замоскворецкого суда Москвы, где в пятницу продолжается рассмотрение дела бывшего главы Минэкономразвития РФ Алексея Улюкаева, обвиняемого в получении взятки в $2 млн, передает корреспондент ТАСС из суда.

Баранов пояснил, что "Роснефть" изначально, после объявления о приватизации пакета акций "Башнефти", не планировала принимать участие в ней. Параллельно готовилась другая сделка по продаже акций уже самой "Роснефти" и по совету консультанта - банка "Интеза" - "Роснефть" приняла решение рассмотреть вопрос возможного участия в приватизации "Башнефти" для максимализации эффекта от продажи активов для государства.

По его словам, после получения письма, разосланного "ВТБ Капиталом" потенциальным инвесторам, "Роснефть" изучила вопрос и высказала свою заинтересованность в участии в сделке. Кроме того, отметил Баранов, компания подготовила письмо в адрес президента России с финансово-экономическим обоснованием сделки, с описанием почему "Роснефть" является "надлежащим и лучшим покупателем акций "Башнефти". "После этого мы подали формализованную заявку об интересе", - сообщил он.

В конце июля 2016 года об интересе к башкирскому активу было объявлено публично.

Противники сделки

Минэкономразвития РФ в августе 2016 года выступило против участия "Роснефти" в приватизации "Башнефти".

Баранов напомнил, что 4 августа 2016 года в Лаосе тогда глава МЭР Алексей Улюкаев публично заявил, что "Роснефть" не является надлежащим претендентом на пакет акций "Башнефти", так как фактически контролируется государством.

"Мы были обеспокоены, обескуражены [этим заявлением], 5 августа мы направили письмо за подписью главы "Роснефти" [Игоря] Сечина в адрес Улюкаева, где мы пытались объяснить, что являемся надлежащим претендентом на акции "Башнефти, однако ответа на него не последовало. В этом письме мы провели достаточно глубокое сравнение финансовых показателей компаний, как связанных с государством, так и частных, показывая, что госкомпании могут функционировать намного эффективнее, чем прочие участники рынка. Дискриминация по владению не должна являться фактором недопуска к приватизационному процессу по "Башнефти", - отметил Баранов.

Отвечая на вопрос адвоката Улюкаева Тимофея Гриднева, получала ли "Роснефть" хоть раз какие-либо официальные запреты [на приватизацию "Башнефти], Баранов сказал: "Мне об этом неизвестно". Он также сообщил, что не было и официальных ответов на письма компании о приостановке сделки по "Башнефти".

"На наши письма нечасто приходили ответы. Соответственно, никаких официальных запретов.... Были просто официальные высказывания в прессе, которые тиражировались на лентах информагентств", - сказал представитель "Роснефти".

Менеджер отметил, что критическую позицию по покупке "Роснефтью" акций "Башнефти" озвучивало также Минэнерго РФ и иные члены правительства, при этом ему неизвестно, почему Улюкаев в начале сентября изменил свою позицию о недопустимости участия "Роснефти" в приватизации "Башнефти".

"Нет [не знаю]. Может быть, мы были очень убедительны в наших письмах", - сказал Баранов, отвечая на соответствующий вопрос.

В сентябре 2016 года, по словам Баранова, "на Дальнем Востоке перед ВЭФ прошло сообщение со ссылкой на министра экономического развития в СМИ о том, что "Роснефть" является надлежащим покупателем пакета акций компании и может быть допущена к приватизационной сделке". "Фактически позиция полностью поменялась. Но опять-таки мы ее знаем только из СМИ", - подчеркнул он.

Баранов осчитает, что позиция Улюкаева могла повлиять на приостановку процесса приватизации "Башнефти" в августе 2016 года. По его мнению, Улюкаев искал различные варианты исключить участие "Роснефти" в сделке.

Показания на основании СМИ

Адвокаты бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева, обвиняемого в получении взятки, обратили в суде внимание на то, что показания свидетеля гособвинения в основном основаны на сообщениях СМИ.

"80% информации были получены из СМИ. Он все узнал из СМИ, а не являлся очевидцем событий, о которых вам сказал", - заметила адвокат Улюкаева Лариса Каштанова после того, как в Замоскворецском суде дал показания директор департамента отношений с инвесторами компании "Роснефть" Андрей Баранов.

Он, в свою очередь, пояснил, отвечая на уточняющий вопрос обвинения, что между "Роснефтью" и Министерством экономического развития практически отсутствовала обратная связь. "Это не совсем нормальная ситуация. Когда ты отправляешь письмо, есть обязательство тебе через какой-то срок ответить, разъяснить позицию", - сказал Баранов. На вопрос, известно ли ему, почему отсутствовала обратная связь, директор департамента "Роснефти" ответил отрицательно.