Все новости
Энциклопедия

Гастелло, Николай Францевич

Гастелло, Николай Францевич
© ИТАР-ТАСС

Родился 6 мая 1907 г. (по старому стилю 23 апреля 1907 г.) в Москве. Его отцом был Франц Павлович Гастылло, рабочий, в 1900 г. переехавший из Западной Белоруссии. Мать, Анастасия Семеновна Кутузова, работала белошвейкой.

Его отцом был Франц Павлович Гастылло, рабочий, в 1900 г. переехавший из Западной Белоруссии. Мать, Анастасия Семеновна Кутузова, работала белошвейкой.
С 1923 г. Николай Гастелло работал учеником столяра в Москве, затем слесарем в Муроме на паровозостроительном заводе, позднее - снова в Москве, на Первом государственном механическом заводе строительных машин.
С 1931 г. (по другим данным - 1932 г.) состоял в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). В 1933 г. окончил 1-ю Луганскую военную авиационную школу летчиков им. Пролетариата Донбасса. В 1933-1938 гг. служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады (г. Ростов-на-Дону). Затем числился в 1-м тяжелобомбардировочном авиационном полку.
В 1939 г. в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка участвовал в советско-японском вооруженном конфликте в районе реки Халхин-Гол (Монголия). Служил вместе с Михаилом Ююкиным - первым в истории авиации летчиком, осуществившим 5 августа 1939 г. таран наземной цели (скопления японских войск). Ряд источников, в частности, Большая российская энциклопедия, указывает, что Гастелло был штурманом Ююкина в том полете и по приказу командира покинул самолет до тарана, выпрыгнув с парашютом. Однако по другим данным, штурманом тогда был Александр Морковкин, а не Гастелло.
В 1939-1940 гг. Николай Гастелло принимал участие в советско-финляндской войне. В 1940 г. ему было присвоено звание капитана.
С мая 1941 г. командовал 4-й эскадрильей (с 24 июня - 2-й эскадрильей) 207-го дальнебомбардировочного авиаполка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации Военно-воздушных сил РККА.
Первый боевой вылет в ходе Великой Отечественной войны совершил в день ее начала - утром 22 июня 1941 г. Спустя два дня, 24 июня, огнем с земли из пулеметной установки своего самолета Николай Гастелло сбил германский многоцелевой самолет Junkers Ju 88 ("Юнкерс Ю-88").
Подвиг
26 июня 1941 г. во время боевого вылета в составе звена из двух самолетов бомбардировщик ДБ-3ф капитана Николая Гастелло был сбит в районе автодороги Молодечно - Радошковичи (Молодечненский район Вилейской обл. Белорусской ССР, ныне в Минской обл. Белоруссии). На аэродром базирования вернулся только экипаж под командованием старшего лейтенанта Федора Воробьева. Согласно его докладу, подбитый и загоревшийся самолет Гастелло протаранил колонну германских танков и автомобилей-бензовозов. На борту самолета погиб экипаж из четырех человек - Николая Гастелло (командир), лейтенанта Анатолия Бурденюка (штурман), лейтенанта Григория Скоробогатого (летчик-наблюдатель) и старшего сержанта Алексея Калинина (стрелок-радист).
Впервые о произошедшем с самолетом Гастелло сообщило Совинформбюро в своей сводке 5 июля 1941 г. Затем 10 июля в газете "Правда" был опубликован очерк корреспондентов П. Павленко и П. Крылова "Капитан Гастелло".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 г. Николай Гастелло был посмертно удостоен почетного звания Героя Советского Союза, награжден орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда" ("за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство"). Другие три члена экипажа ДБ-3ф были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени только в 1958 г.
Подвиг экипажа Гастелло вошел в историю Великой Отечественной войны. Всего за годы войны "огненный таран" наземной цели повторили порядка 500 экипажей отечественных летчиков.

В 1947 г. советский драматург Исидор Шток опубликовал пьесу "Гастелло".

{{filterList[filterType]}}