Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Санкции США в отношении России. Досье

1 ноября, 16:48 UTC+3

31 октября 2017 года министерство финансов США уточнило параметры санкций в отношении российского энергосектора

Поделиться
Материал из 1 страницы
Президент США Дональд Трамп

Президент США Дональд Трамп

© REUTERS/Yuri Gripas

ТАСС-ДОСЬЕ. 31 октября 2017 года министерство финансов США уточнило параметры санкций в отношении энергетического сектора России. Корректировка была внесена на основании подписанного президентом США Дональдом Трампом 2 августа 2017 года закона о санкциях против России, Ирана и КНДР. Госдепартамент в заявлении, распространенном вслед за уведомлением минфина, указал, что Вашингтон "продолжает призывать Россию с уважением относиться к обязательствам по минским договоренностям, уйти с Крымского полуострова и прекратить злонамеренную деятельность в киберпространстве". Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, как США вводили санкции в отношении России в связи с Украиной и обвинениями во вмешательстве в американские выборы.

Юридические основания

США начали вводить антироссийские санкции в марте 2014 года, обосновав их необходимость вхождением Крыма в состав Российской Федерации и конфликтом на юго-востоке Украины.

Первоначально ограничительные меры вводились на основании указов президента США. Так, исполнительский указ 13660 от 6 марта разрешал заморозку активов частных и юридических лиц, ответственных за "подрыв демократических процессов и институтов в Украине, а также за угрозу ее миру, безопасности, суверенитету и территориальной целостности";

указ 13661 от 16 марта блокировал активы частных лиц или организаций, связанных с российским правительством; указ 13662 от 20 марта вводил секторальные санкции в отношении российских энергетических, металлургических, машиностроительных и горнодобывающих предприятий, указ 13685 от 19 декабря - санкции в отношении Крыма. Кроме того, Конгресс США принял законы "о поддержке суверенитета, целостности, демократии и экономической стабильности в Украине" (3 апреля 2014 года) и "о поддержке свободы Украины" (18 декабря 2014 года).

Согласно этим документам, санкционные меры включали запрет на въезд на территорию США, блокирование собственности и счетов, американским компаниям запрещалось поддерживать деловые связи с лицами и организациями, находящимися под санкциями. Торговые ограничения охватывали экспорт, реэкспорт и передачу материалов и технологий.

2 августа 2017 года Трамп подписал закон о санкциях против России, Ирана и КНДР, одобренный Палатой представителей 25 июля и Сенатом 27 июля. В российской части этого документа к требованиям наказать РФ за действия в Крыму и Донбассе добавились обвинения в поставках оружия сирийскому правительству, нарушениях прав человека "на оккупированной территории", подрыве кибербезопасности США и коррупции. Закон уточнил меры, закрепленные в предыдущих санкционных документах, и ввел дополнительные рестриктивные меры против российских физических, юридических лиц и отраслей экономики. Так, в нефтяном секторе, охватывающем поставки оборудования, добычу в Арктике, на глубоководном шельфе и из сланцевых залежей, под запрет попали не только структуры, подконтрольные лицам и компаниям из черного списка, но и те, где их доля в капитале превышает 33%. Причем если раньше речь шла обо всех подобных проектах в России с участием подсанкционных физических и юридических лиц, то теперь санкции касаются только новых проектов, однако без географической привязки (в соответствии с разъяснениями минфина США от 31 октября 2017 года, санкции будут касаться проектов, оформленных после 29 января 2018 года).

Были ужесточены ограничения для американских банков по финансированию подпавших под санкции российских банков и компаний - максимальные сроки предоставления кредитов были сокращены с 30 и 90 дней до 14 и 60 дней соответственно. В закон включено положение о наказании лиц и компаний третьих стран, нарушающих режим американских санкций против РФ. Кроме того, закон фактически лишил президента США возможности отменять санкции без одобрения Конгресса.

Исполнение санкций возложено на министерства финансов и торговли (в координации с Госдепартаментом).

Санкции в связи с Украиной

Первый санкционный список был опубликован 17 марта 2014 года, в него вошли 11 человек. Впоследствии список расширялся 17 раз, и сегодня он включает 160 физических и 413 юридических лиц. Среди них председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, бизнесмены Геннадий Тимченко, Аркадий и Борис Ротенберги, Юрий Ковальчук. Под санкциями находятся компании ключевых секторов экономики (финансовый сектор, металлургия, энергетика, добыча полезных ископаемых, инжиниринг, оборонно-промышленный комплекс), в частности Сбербанк, Внешэкономбанк, Газпромбанк, концерн "Калашников", ОАО "Новатэк", концерн "Алмаз-Антей", "Газпром нефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Роснефть".

Помимо россиян, представителей ДНР и ЛНР и лиц из окружения бывшего президента Украины Виктора Януковича, в санкционном списке значатся граждане Финляндии и Швеции, а также компании, зарегистрированные в Индии, Гонконге (КНР), Чехии, на Кипре и Британских Виргинских островах.

Кроме того, в марте 2014 года США заморозили военное сотрудничество с Россией и отказались от участия в саммите "восьмерки" в Сочи. В апреле 2014 года США приостановили проекты, запланированные в рамках Президентской комиссии по сотрудничеству США и России. NASA заморозило сотрудничество с Роскосмосом (не коснулось МКС и поставок ракетных двигателей РД-180 и РД-181, используемых на американских ракетах Atlas V и Antares). Министерство энергетики США остановило сотрудничество с Росатомом в рамках межправительственного соглашения в области мирного использования атомной энергии, подписанного в сентябре 2013 г. Были прерваны консультации в области противоракетной обороны.

Санкции продлевались указами президента Барака Обамы 3 марта 2015 года (до 6 марта 2016 года), 2 марта 2016 года (до 6 марта 2017 года) и 13 января 2017 года (до 6 марта 2018 года).

Санкции в связи с обвинениями в кибератаках и во вмешательстве в выборы

29 декабря 2016 г. США объявили о введении очередного пакета санкций. В этот раз поводом для них стали обвинения в адрес Москвы в организации хакерских атак в ходе американских выборов 2016 года. В частности, власти США выслали из страны 35 российских дипломатов, наложили арест на два дипломатических объекта в штатах Нью-Йорк и Мэриленд. В санкционный список вошли пять российских организаций, в их числе Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Главное управление Генштаба Вооруженных сил России, и шесть человек.

Санкции предусматривают замораживание активов фигурантов черного списка, а также практически всех сделок с ФСБ (в феврале 2017 года меры в отношении ФСБ были уточнены; в частности, американским компаниям, осуществляющим поставки в Россию различных электронных товаров и продуктов информационных технологий, разрешено получать лицензии, разрешения и сертификаты от ФСБ, однако сумма сделки не должна превышать $5 тыс. в год, и по-прежнему запрещены поставки в Крым).

11 июля 2017 года из списков поставщиков услуг в области информационных технологий, разрешенных для использования государственными структурами США, была исключена российская компания "Лаборатория Касперского". 13 сентября 2017 года министерство внутренней безопасности США предписало всем госучреждениями прекратить использовать продукты "Лаборатории Касперского", якобы из-за возможности доступа к ним российских властей. В России эти шаги рассматриваются как новые санкции против российских фирм.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама