МОСКВА, 31 марта. /ТАСС/. Итог истории с оперой "Тангейзер" - печальный, но закономерный, говорится в открытом письме Александра Калягина, председателя Союза театральных деятелей (СТД) РФ, художественного руководителя Московского театра "Et Cetera". Народный артист России передал сегодня для опубликования в ТАСС письмо по поводу ситуации с Новосибирским театром оперы и балета. С полным его текстом можно ознакомиться на сайте агентства.
"От меня многие, я знаю, ждут комментария к ситуации с Новосибирским театром оперы и балета. Как только я узнал о самом последнем событии - увольнении Бориса Мездрича, - я отреагировал на эту новость эмоционально, горячо, а теперь хочу высказаться более обстоятельно", - пишет Калягин.
Ранее, 29 марта, в день увольнения Мездрича со своего поста, Калягин решительно осудил факт увольнения. "Рубим сук, на котором сидим", - констатировал тогда глава СТД.
На сей раз Калягин уточняет, что выражает "личное мнение артиста, художественного руководителя театра". "А мнение Союза театральных деятелей как корпорации формируется все же нашими общественными объединениями: гильдией театральных режиссеров, гильдией менеджеров, творческими комиссиями по музыкальному театру, по экономике, организации и социологии театра, секретариатом СТД и т.д. Я обязательно попрошу их обсудить сложившуюся ситуацию, высказать свое мнение, и мы эти мнения обнародуем", - говорится в письме.
"Скажу сразу, я нахожусь в затруднительном положении, - продолжает Калягин. - С одной стороны, я последовательный сторонник свободы творческой деятельности, гарантированной нам, замечу, Конституцией. Единственно и только в условиях свободы Художник может реализовать свой творческий потенциал, исполнить свое предназначение, свою миссию. Но я также понимаю, что свобода нигде не является абсолютной".
Возвращаясь к главной теме письма, Калягин отмечает, что "в истории с "Тангейзером" с самого начала говорил о неподсудности режиссера". "Повторюсь: единственный способ дать возможность режиссеру, художнику в полной мере самовыразиться - дать ему творческую свободу. Но режиссер не принимает решения о публичном показе спектакля. Решение о том, показывать спектакль зрителям или нет - полностью ответственность директора театра", - подчеркивает Калягин. По его словам, "то, что рядом с молодым постановщиком был многоопытный, известный и уважаемый в нашей профессиональной среде директор, должно было стать гарантией и успеха, и невозможности случившегося противостояния".
"Но не стало, к сожалению. Итог печальный. И для директора. И для театра. И для спектакля. И для всех нас. Печальный, но, надо признать, закономерный", - резюмирует в своем письме Калягин.