МОСКВА, 28 марта. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Свой 240-летний юбилей отмечает Большой театр России. В честь знаменательной даты состоится презентация рукописи книги "Новая история Большого театра: культура и политика".
Ее автором стал известный музыковед, культуролог и писатель Соломон Волков, который на основе официальных документов развенчивает некоторые легенды Большого театра. Об этом ТАСС сообщила пресс-атташе ГАБТа Катерина Новикова.
По заказу ГАБТа
По словам пресс-атташе, идея создания книги "Новая история Большого театра: культура и политика" возникла еще пять лет назад.
"В 2011 году, к завершению глобальной реставрации и реконструкции Исторической сцены Большого театра, был издан альбом, представляющий вехи истории и самого здания, и труппы, и зрителей, - напомнила Новикова. - В альбом вошли статьи разных авторов, но ее главное послание несли уникальные фотографии - как архивные, так и специально отснятые выдающимися фотографами".
Тогда же, по словам Новиковой, стало ясно, что история Большого неотделима от истории страны, и простого перечисления дат и свершений недостаточно. Необходимо осмыслить масштабное явление "Большой театр", его роль в стране и в мировом культурном пространстве, соединив с пониманием тех условий, в которых Большой существовал и развивался.
"Руководству театра хотелось видеть новую книгу монументальным научно-критическим трудом, - говорит Новикова. - В то же время хотелось, чтобы она оказалась доступна самому широкому кругу читателей, то есть была бы написана просто и легко". По мнению заказчиков, идеальным исполнителем подобного исследования мог стать Соломон Волков - музыковед, культуролог, автор множества бестселлеров, который с радостью согласился на сделанное ему предложение.
Прошло несколько лет, и книга написана. "Большой театр с гордостью представляет рукопись книги Соломона Волкова "Новая история Большого театра: культура и политика". Мы верим, что эту книгу, когда она будет издана, ждет счастливая судьба", - сказала пресс-атташе ГАБТа перед презентацией рукописи исторической книги.
О Ленине, Сталине и других вождях в истории Большого театра
Со своей стороны, автор книги Соломон Волков признается, что написать политическую историю Большого театра было его давней мечтой. "Мне всегда хотелось написать именно такую неортодоксальную историю взаимодействия искусства и политики на сцене Большого театра. До сих пор такой попытки никто так и не предпринял", - подтверждает он.
Большой театр - один из самых прославленных брендов России. "Могу подтвердить, что на Западе, где я прожил много лет, слово "Bolshoi" не нуждается в переводе. При его произнесении лицо западного интеллигента обычно озаряется восторженной улыбкой", - пишет Волков в предисловии к своей книге.
Он особо отмечает, что для сотворения "бренда" Большого в его современном виде понадобилось важнейшее политическое событие: возвращение в Москву в 1918 году правительства во главе с Лениным. При этом писатель неожиданно заявляет, что "первые послереволюционные годы стали самыми трудными и даже трагическими в истории Большого: он оказался перед угрозой закрытия".
"В советское время была создана устойчивая официальная легенда о Ленине как патроне-благодетеле Большого, о его якобы неустанной заботе об этом театре, - пишет Волков. - Эту живучую легенду пришла пора похоронить. Как неопровержимо свидетельствуют многочисленные документы, Ленин с фанатической настойчивостью стремился закрыть Большой. В его понимании Большой театр представлял собой "кусок чисто помещичьей культуры". По неустанным требованиям Ленина, Большой едва не исчез с культурной карты страны".
На этом история Большого театра могла бы и закончиться - навсегда. Только смерть вождя в 1924 году предотвратила подобный, потенциально непоправимый для русской культуры исход. Эта драматичная эпопея в данной книге впервые подробно прослеживается и анализируется во всех ее запутанных и захватывающих подробностях.
"В роли нежданного спасителя Большого выступил наследник Ленина - Иосиф Сталин, - продолжает Волков. - Для многих этот тезис окажется сюрпризом, хотя он подтверждается многочисленными, раннее засекреченными документами, опубликованными в различных постперестроечных изданиях".
Между тем, как считает писатель, для Сталина это был естественный шаг, явившийся результатом двух важных обстоятельств. Первое: диктатор любил оперу и балет (особенно русские). Он был верным учеником Ленина, но в этом пункте их вкусы решительным образом расходились.
"Те, кто до сих пор считают Сталина "низколобым фельдфебелем", заблуждаются, - замечает Волков. - Разумеется, все здравомыслящие историки согласны в том, что Сталин был кровавым тираном, принесшим своей стране и народу неизмеримые страдания. Но музыку он - как Гитлер, как Муссолини - любил с детства. Сталин много читал, был в курсе новинок художественной литературы, часто ходил в театры, любил кинематограф. В Большом он старался не пропускать ни одной важной премьеры, иногда появляясь даже на генеральных репетициях".
Волков утверждает, что роль Большого театра как форума встречи власти и народа была в 1930-е годы восстановлена и закреплена именно Сталиным. Он открыто и последовательно использовал Большой для прокламирования своих политических манифестов, облеченных в эстетическую форму.
"Интересно, что Сталин в своей трансформации Большого опирался главным образом на дирижеров, - информирует Волков. - Сталин лично выбирал и смещал музыкальных руководителей театра. Он следил за их работой с особым вниманием, не раз вызывая для приватных разговоров и объяснений. Главные дирижеры Большого - и Самуил Самосуд, и Арий Пазовский, и Николай Голованов - получали указания о репертуаре и общей направленности деятельности театра непосредственно от вождя. Он их и награждал, и наказывал. К артистам диктатор относился более милостиво - их он в основном лишь награждал".
У руля Большого
Особой кастой с особой ролью, задачами и судьбой называет автор книги театральную администрацию. "Театральным менеджерам (как мы их сегодня бы назвали) обычно доставалось со всех сторон - нещадно давила власть (Сталин даже расстрелял двух директоров Большого), ругали газеты, скандалили артисты. А между тем лучшие из менеджеров Большого отлично понимали важность стоявших перед ними задач и серьезно задумывались о роли их театра в общественной и политической жизни страны", - констатирует автор книги.
По его мнению, "из менеджеров Большого театра нового времени следует особо отметить Михаила Чулаки (приложившего много усилий для того, чтобы вывести Большой на международную арену) и Геннадия Иксанова".
"Роль последнего особенно значительна, - уверен автор книги. - Иксанову удалось в сложнейших условиях осуществить грандиозную реконструкцию Исторической сцены театра. Но ряд громких скандалов, возникших в атмосфере доставшейся в наследство от "диких 90-х" вседозволенности, заслонил это выдающееся достижение. Обстановку удалось стабилизировать лишь постепенно. Этим занялся новый директор Большого Владимир Урин, опытный театральный менеджер с большим стажем".
Сегодняшняя презентация в ГАБТе рукописи "Новая история Большого театра: культура и политика" пройдет при участии автора Соломона Волкова, а также заместителя председателя Попечительского совета Большого театра Михаила Швыдкого и генерального директора ГАБТа Владимира Урина.