Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

В день 240-летнего юбилея Большой театр развенчает некоторые свои легенды

28 марта, 1:02 UTC+3 МОСКВА /Корр. ТАСС, Ольга Свистунова
В честь знаменательной даты состоится презентация рукописи книги "Новая история Большого театра: культура и политика"
Материал из 1 страницы
© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

МОСКВА, 28 марта. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Свой 240-летний юбилей отмечает Большой театр России. В честь знаменательной даты состоится презентация рукописи книги "Новая история Большого театра: культура и политика".

СПЕЦПРОЕКТ
Бессценные сотрудники: кто помогает артистам Большого театра создавать спектакли
О том, как устроено закульсье одного из самых известных музыкальных театров планеты, - в спецпроекте ТАСС

Ее автором стал известный музыковед, культуролог и писатель Соломон Волков, который на основе официальных документов развенчивает некоторые легенды Большого театра. Об этом ТАСС сообщила пресс-атташе ГАБТа Катерина Новикова.

По заказу ГАБТа

По словам пресс-атташе, идея создания книги "Новая история Большого театра: культура и политика" возникла еще пять лет назад.

"В 2011 году, к завершению глобальной реставрации и реконструкции Исторической сцены Большого театра, был издан альбом, представляющий вехи истории и самого здания, и труппы, и зрителей, - напомнила Новикова. - В альбом вошли статьи разных авторов, но ее главное послание несли уникальные фотографии - как архивные, так и специально отснятые выдающимися фотографами".

Тогда же, по словам Новиковой, стало ясно, что история Большого неотделима от истории страны, и простого перечисления дат и свершений недостаточно. Необходимо осмыслить масштабное явление "Большой театр", его роль в стране и в мировом культурном пространстве, соединив с пониманием тех условий, в которых Большой существовал и развивался.

"Руководству театра хотелось видеть новую книгу монументальным научно-критическим трудом, - говорит Новикова. - В то же время хотелось, чтобы она оказалась доступна самому широкому кругу читателей, то есть была бы написана просто и легко". По мнению заказчиков, идеальным исполнителем подобного исследования мог стать Соломон Волков - музыковед, культуролог, автор множества бестселлеров, который с радостью согласился на сделанное ему предложение.

Прошло несколько лет, и книга написана. "Большой театр с гордостью представляет рукопись книги Соломона Волкова "Новая история Большого театра: культура и политика". Мы верим, что эту книгу, когда она будет издана, ждет счастливая судьба", - сказала пресс-атташе ГАБТа перед презентацией рукописи исторической книги.

О Ленине, Сталине и других вождях в истории Большого театра

YouTube/ТАСС

Со своей стороны, автор книги Соломон Волков признается, что написать политическую историю Большого театра было его давней мечтой. "Мне всегда хотелось написать именно такую неортодоксальную историю взаимодействия искусства и политики на сцене Большого театра. До сих пор такой попытки никто так и не предпринял", - подтверждает он.

Большой театр - один из самых прославленных брендов России. "Могу подтвердить, что на Западе, где я прожил много лет, слово "Bolshoi" не нуждается в переводе. При его произнесении лицо западного интеллигента обычно озаряется восторженной улыбкой", - пишет Волков в предисловии к своей книге.

Он особо отмечает, что для сотворения "бренда" Большого в его современном виде понадобилось важнейшее политическое событие: возвращение в Москву в 1918 году правительства во главе с Лениным. При этом писатель неожиданно заявляет, что "первые послереволюционные годы стали самыми трудными и даже трагическими в истории Большого: он оказался перед угрозой закрытия".

"В советское время была создана устойчивая официальная легенда о Ленине как патроне-благодетеле Большого, о его якобы неустанной заботе об этом театре, - пишет Волков. - Эту живучую легенду пришла пора похоронить. Как неопровержимо свидетельствуют многочисленные документы, Ленин с фанатической настойчивостью стремился закрыть Большой. В его понимании Большой театр представлял собой "кусок чисто помещичьей культуры". По неустанным требованиям Ленина, Большой едва не исчез с культурной карты страны".

На этом история Большого театра могла бы и закончиться - навсегда. Только смерть вождя в 1924 году предотвратила подобный, потенциально непоправимый для русской культуры исход. Эта драматичная эпопея в данной книге впервые подробно прослеживается и анализируется во всех ее запутанных и захватывающих подробностях.

"В роли нежданного спасителя Большого выступил наследник Ленина - Иосиф Сталин, - продолжает Волков. - Для многих этот тезис окажется сюрпризом, хотя он подтверждается многочисленными, раннее засекреченными документами, опубликованными в различных постперестроечных изданиях".

Между тем, как считает писатель, для Сталина это был естественный шаг, явившийся результатом двух важных обстоятельств. Первое: диктатор любил оперу и балет (особенно русские). Он был верным учеником Ленина, но в этом пункте их вкусы решительным образом расходились.

"Те, кто до сих пор считают Сталина "низколобым фельдфебелем", заблуждаются, - замечает Волков. - Разумеется, все здравомыслящие историки согласны в том, что Сталин был кровавым тираном, принесшим своей стране и народу неизмеримые страдания. Но музыку он - как Гитлер, как Муссолини - любил с детства. Сталин много читал, был в курсе новинок художественной литературы, часто ходил в театры, любил кинематограф. В Большом он старался не пропускать ни одной важной премьеры, иногда появляясь даже на генеральных репетициях".

Волков утверждает, что роль Большого театра как форума встречи власти и народа была в 1930-е годы восстановлена и закреплена именно Сталиным. Он открыто и последовательно использовал Большой для прокламирования своих политических манифестов, облеченных в эстетическую форму.

"Интересно, что Сталин в своей трансформации Большого опирался главным образом на дирижеров, - информирует Волков. - Сталин лично выбирал и смещал музыкальных руководителей театра. Он следил за их работой с особым вниманием, не раз вызывая для приватных разговоров и объяснений. Главные дирижеры Большого - и Самуил Самосуд, и Арий Пазовский, и Николай Голованов - получали указания о репертуаре и общей направленности деятельности театра непосредственно от вождя. Он их и награждал, и наказывал. К артистам диктатор относился более милостиво - их он в основном лишь награждал".

У руля Большого

Особой кастой с особой ролью, задачами и судьбой называет автор книги театральную администрацию. "Театральным менеджерам (как мы их сегодня бы назвали) обычно доставалось со всех сторон - нещадно давила власть (Сталин даже расстрелял двух директоров Большого), ругали газеты, скандалили артисты. А между тем лучшие из менеджеров Большого отлично понимали важность стоявших перед ними задач и серьезно задумывались о роли их театра в общественной и политической жизни страны", - констатирует автор книги.

По его мнению, "из менеджеров Большого театра нового времени следует особо отметить Михаила Чулаки (приложившего много усилий для того, чтобы вывести Большой на международную арену) и Геннадия Иксанова".

"Роль последнего особенно значительна, - уверен автор книги. - Иксанову удалось в сложнейших условиях осуществить грандиозную реконструкцию Исторической сцены театра. Но ряд громких скандалов, возникших в атмосфере доставшейся в наследство от "диких 90-х" вседозволенности, заслонил это выдающееся достижение. Обстановку удалось стабилизировать лишь постепенно. Этим занялся новый директор Большого Владимир Урин, опытный театральный менеджер с большим стажем".

Сегодняшняя презентация в ГАБТе рукописи "Новая история Большого театра: культура и политика" пройдет при участии автора Соломона Волкова, а также заместителя председателя Попечительского совета Большого театра Михаила Швыдкого и генерального директора ГАБТа Владимира Урина.

Показать еще
Поделиться:
В других СМИ
Реклама
Реклама