Трехдневные переговоры Зарифа и Керри в Монтрё не принесли прорыва, но время пока еще есть

Главы внешнеполитических ведомств Ирана и США Мохаммад Джавад Зариф и Джон Керри. Архив ТАСС/ EPA/ LAURENT GILLIERON
Главы внешнеполитических ведомств Ирана и США Мохаммад Джавад Зариф и Джон Керри

Дискуссии по ядерной программе Ирана возобновятся 15 марта

МОНТРЁ, 4 марта. /Владимир Костырев, Константин Прибытков/. Комментарии представителей сторон после трехдневных переговоров в Монтрё по ядерной программе ИРИ между главами внешнеполитических ведомств Ирана и США Мохаммадом Джавадом Зарифом и Джоном Керри, пожалуй, лучше всего можно описать словом "осторожные". Участники встречи отмечали прогресс, но констатировали сохранение значительных расхождений в позициях по некоторым вопросам. Признавалась и возможность, что в установленные сроки достичь желаемого соглашения не удастся. Дискуссии возобновятся 15 марта.

Прогресс есть

О достижении некоторых успехов по итогам переговоров заявил Керри. Он не уточнил, по каким именно пунктам удалось добиться продвижения вперед. Практически такую же оценку, и тоже без конкретных деталей, дал знакомый с ходом дискуссий источник в иранской делегации. Обе стороны также сделали практически идентичные уточнения, что разрыв в позициях по некоторым спорным моментам сохраняется, и разрыв этот значительный.

Между тем, другой источник сообщил, что на столе переговоров имеются предложения, содержащие технические компромиссы по всем вопросам, которые пока остаются спорными. В детали он вдаваться не стал, но указал, что речь идет о возможности для Ирана развивать ядерную программу при всех необходимых гарантиях ее мирного характера. Об одном из рассматриваемых инициатив стало известно еще в ходе прошлого раунда, состоявшегося 23-24 февраля: Ирану предлагается временно сократить количество центрифуг до 6,5 тыс., чтобы через десять лет, при условии выполнения всех требований МАГАТЭ, увеличить это число до 10 тыс.

Что касается других спорных вопросов - судьбы реактора на тяжелой воде в Араке и графика снятия санкций - то тут детали рассматривавшихся Керри и Зарифом развязок остаются неизвестными.

Красная линия

Отмечая прогресс, представители сторон сегодня добавляли, что гарантий достижения успеха никто дать не может. "Не исключено, что Иран просто не сможет сказать "да" такой сделке, которую от него требует международное сообщество", - отметил Керри. Источник в иранской делегации, в свою очередь, указал, что Тегеран не сможет согласиться на договоренность, которая ущемляла бы права народа страны.

Остроту ситуации придает то, что в конце ноября 2014 года в Вене министры иностранных дел стран "шестерки" переговорщиков (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия) и Ирана решили продлить срок заключения соглашения по "ядерному досье" ИРИ до конца июня 2015 года. При этом уточнялось, что принципиальные политические решения будут достигнуты уже к концу марта. Но в ходе состоявшихся с тех пор раундов добиться прорыва так и не удалось, более того, стороны отмечают сохранение значительных расхождений в позициях.

Еще один шанс

До конца марта у сторон остается как минимум еще одна попытка найти общий язык: следующий раунд переговоров запланирован на 15-20 марта и, по некоторым данным, вновь пройдет в Женеве или ее окрестностях. В эти дни вновь ожидается встрече Зарифа и Керри, а затем - раунд переговоров "шестерки". Традиционно она проводится на уровне политдиректоров, однако стоит отметить, что в наиболее напряженные моменты, когда истекал очередной отведенный для достижения согласия срок, к ним присоединялись главы внешнеполитических ведомств. Так было в ноябре 2013 года и год спустя, в ноябре 2014 года, в Вене.

Пока никакой информации, возможно ли повторение этой ситуации в марте 2015 года в Женеве, ни от официальных представителей сторон, ни от источников на переговорах не поступало.

Между тем, 5 марта в Монтрё открывается раунд переговоров "шестерки" по ядерному досье ИРИ на уровне политдиректоров. Традиционно он включает координационное заседание, к которому затем присоединяется иранская делегация, а также двусторонние и многосторонние встречи.

Ядерная программа Ирана