10 апреля 2015, 19:05
Кризис в Сирии

Московская платформа для сирийского диалога: провал или успех

Впервые на встрече между сирийской оппозицией и официальным Дамаском был выработан единый документ политического характера, но часть оппозиционеров все равно разочарована консультациями в Москве

МОСКВА, 10 апреля. /ТАСС, Марианна Беленькая/. Провал или успех? – мнения участников Вторых межсирийских консультаций, завершившихся в пятницу в Москве, разделились.

С одной стороны, впервые сирийской оппозиции и официальному Дамаску удалось выработать и принять совместный документ политического характера, который получил название "Московская платформа". С другой – часть оппозиции по итогам консультаций отозвала свое первоначальное согласие с документом.

Однако, что можно было ожидать от встречи в Москве, которая подчеркнуто называется не переговорами, а консультациями, особенно в условиях, когда сирийская армия ведет бои с террористической группировкой "Исламское государство" уже недалеко от центра Дамаска, а также с отрядами вооруженной оппозиции, на которую не имеют практически никакого влияния те силы, чьи представители приехали на переговоры с правительством в Москве?

"Ситуация такова, что Дамаску впору проводить переговоры с "Исламским государством", - с горечью отмечают многие сирийские журналисты и эксперты, добавляя, что силы, которые действительно могут повлиять на ситуацию в Сирии, находятся за пределами страны. Речь о тех странах, кто поддерживает вооруженную оппозицию и даже террористические группировки. 

Однако сирийскому обществу необходимы консолидация и объединение перед угрозой раскола и атаками "Исламского государства". Попыткой поиска основ для диалога стала очередная встреча в Москве. 

Обращениеглавы МИД РФ Сергея Лаврова к участникам второй межсирийской консультативной встречи в Москве

"По существу, силы, работающие на унижение сирийского народа, уничтожение вашей родины, либо уже объединились, либо объединяются. Продолжающая поступать из-за рубежа так называемая нелетальная помощь с умыслом или без умысла на практике оказывается поддержкой террористов и экстремистов, используется ими в кровавых преступлениях против Сирии. На фоне такого развития событий консолидация всех сирийских патриотов, всех демократических сил для борьбы с терроризмом и экстремизмом, представляющих для вас общую опасность, приобретает первостепенное значение. В этих условиях все разногласия должны отступить на второй план. Надо спасать страну и людей, иначе некому будет строить обновленную единую и суверенную Сирию, которая должна быть домом для всех сирийцев независимо от их конфессиональной или этнической принадлежности. Никто за вас этого не сделает...."

Как проходили консультации

Первые два дня представители различных сил в оппозиции пытались договориться между собой. В итоге им удалось согласовать единый документ, состоящий из 7 общих положений и 12 конкретных шагов, которые, по их мнению, должны быть предприняты в первую очередь. Этот план был представлен на встрече с правительственной делегацией во главе с постпредом Сирии при ООН Башаром аль-Джаафари. 

Несмотря на то, что документ был принят с оговоркой, касающейся права каждого оппозиционера высказать свое видение достигнутых договоренностей в дискуссиях с официальным Дамаском, все члены делегации оппозиции признали, что единый документ – большой шаг вперед. И это то единственное, под чем каждый из оппозиционеров, приехавших в Москву, готов подписаться и что готов взять за основу для дальнейших дискуссий. 

В повестке двух дней консультаций между оппозицией и правительственной делегацией было пять вопросов:

  • оценка сложившейся ситуации в стране;

  • задачи по облегчению страданий сирийского народа и объединение усилий всех сирийцев в  борьбе с существующими угрозами, в том числе международным терроризмом;

  • меры доверия, на которые могли бы пойти правительство, оппозиция и гражданское общество;

  • шаги, которые должны предпринять сирийские стороны для осуществления политического урегулирования и продвижения к национальному примирению;

  • основа политического процесса в соответствии с Женевским коммюнике от 30 июня 2012 года и подготовка к Женеве-3.  

Однако удалось прийти к взаимопониманию только по первому вопросу и выработать документ, состоящий из 10 пунктов. Именно этот документ получил неформальное название "Московская платформа" или Положения, о которых единогласно договорились участники Второй межсирийской консультативной встречи по пункту "Оценка ситуации" в повестке дня. 

 "Это беспрецедентное достижение, на котором будут строиться дальнейшие шаги, - сказал на пресс-конференции лидер сирийского Народного фронта за перемены и освобождение Кадри Джамиль. - Кто-то ожидал большего, кто-то считает, что этого недостаточно. Но я так не думаю. Мы заложили основу для совместного видения путей урегулирования".

Выдержки из Московской платформы

1. Урегулирование сирийского кризиса мирными средствами путем согласия на основе принципов Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года. 2. Обращение к международному сообществу с требованием оказать немедленное давление давление на силы, которые причастны к кровопролитию в Сирии с тем, чтобы они выполняли резолюции СБ ООН, касающиеся борьбы с терроризмом и прекратили действия по поддержке террора. 3. Обращение к международному сообществу с требованием немедленно снять блокаду и экономические санкции против сирийского народа. 4.Результаты политического процесса должны основываться на национальном суверенитете и воле народа, которые должны выражаться с помощью демократических средств. 5.Политический процесс осуществляется на основе согласия между сирийцами на уровне правительства, сил и партий и всех тех, кто верит в мирное решение. 6. Поддержка процесса национальных примирений, поддержка армии в борьбе с терроризмом. 7. Обращение к международному сообществу за помощью в возвращении сирийских беженцев и созданию для этого благоприятных условий. 8. Основа политического процесса состоит в: сохранении национального суверенитета, единства территории и народа Сирии, сохранении государственных институтов, недопущении политического урегулирования на основе этнического или конфессионального квотирования, приверженности освобождению всех оккупированных сирийских территорий, а также в понимании того, что единственным путем мирного решения является межсирийский диалог без внешнего вмешательства. 9. Оружие должно находиться исключительно в руках государственных институтов. 10. Обращение к международному сообществу поддержать согласие о всеобъемлющем мирном решении, которое будет достигнуто на московских встречах для подготовки к его утверждению на конференции "Женева-3".

А далее начались проблемы.  

Дискуссия увязла в обсуждении предложений правительственной делегации касательно борьбы с терроризмом. Расхождения были и в определении понятия "терроризм" и в том, кто из внешних сил поддерживает террористическую активность и вооруженное противостояние в Сирии. В итоге стороны согласились убрать из будущих соглашений упоминание любых внешних сил, но дискуссия затянулась, и времени на выработку документа, касающегося борьбы с терроризмом, не хватило.

Не хватило времени и на обсуждение мер доверия между оппозицией и правительством. 

Именно это в итоге привело к тому, что многие из сирийских оппозиционеров заявили, что отзывают свое первоначальное согласие по "Московской платформе". 

"Без мер доверия, без разработки механизмов по реализации тех пунктов, к которым мы пришли к согласию, все договоренности бессмысленны, поэтому можно сказать, что общий документ выработан, но мы не считаем себя обязанными его придерживаться", - заявили ТАСС представители Национального координационного комитета (НКК – одной из ведущих сил оппозиции).

На пресс-конференции по итогам консультаций представитель движения "Демократическая трибуна Сирии" Самир Аита рассказал, что разногласия в ходе дискуссии были столь существенны, что он был вынужден покинуть зал заседаний, и он не считает "Московскую платформу" политическим документом. 

"Это их право", - считает модератор консультаций, директор Института Востоковедения РАН Виталий Наумкин. Он подчеркнул, что "Московская платформа" была принята единогласно, и этот факт уже не изменить. Наумкин выразил понимание, почему некоторые оппозиционеры потом взяли свои слова обратно. "У многих есть обязательства перед теми, кто их поддерживает, им непросто вернуться домой без практических решений", - сказал модератор. 

В ходе всех четырех дней консультаций оппозиция делала акцент на мерах доверия. Среди предложенных к обсуждению конкретных шагов – освобождение заключенных, снятие цензуры, прекращение обстрелов гражданских объектов со стороны правительственных сил, формирование Высшего совета по правам человека.  До обсуждения этих конкретных шагов дела не дошло, и многие были разочарованы. Впрочем, еще до встречи с правительственной делегацией некоторые оппозиционеры говорили о том, что не ждут многого, так как Башар аль-Джаафари не уполномочен принимать решения по высказываемым ими требованиям, однако надежды на то, что их услышат все равно оставались. Впрочем, некоторые из сил оппозиции считают, что в этом смысле встреча удалась. 

Так, независимый представитель сирийской оппозиции Нимруд Сулейман считает, что второй раунд консультаций в Москве стал первым шагом на пути достижения договоренности с представителями правительства. "Впервые режим признает существование оппозиции, садится с ней за стол переговоров, идет на уступки", - сказал он. При этом оппозиционер отметил, что диалог был продуктивным и на достижение согласия по некоторым пунктам между правительством и оппозицией просто не хватило времени.

Нехватку времени признают и модератор дискуссии, и члены правительственной делегации. Однако часть оппозиции, в частности Аита, и представители НКК, считают, что президент Сирии Башар Асад и его окружении по-прежнему ведут себя неконструктивно. 

Вопрос в том, что дальше. Имеют ли смысл в нынешних условиях "Москва-3" или "Женева-3" (формат с участие международных посредников), а может быть необходимы новые форматы? Впереди только одна запланированная встреча - в Каире, где снова соберется часть представителей сирийской оппозиции - как те, кто был в Москве, так и те, кто не приехал в российскую столицу.

Поиск новых площадок

На этом направлении есть интересный поворот. Часть сирийских оппозиционеров заявила, что считает необходимым появление еще одной переговорной площадки и еще одного посредника в лице Казахстана, и эта идея уже обсуждается с администрацией президента Нурсултана Назарбаева. Не в качестве замены Москве, а в дополнение, и, даже, как говорили некоторые сторонники этой идеи, "в подкрепление".  Почему же Москвы недостаточно?

"Казахстан - нейтральная страна, у нее хорошие отношения с Сирией, со всеми сторонами конфликта, членами СБ ООН, Турцией, Ираном, Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива", - заявила лидер сирийского "Движения за плюралистическое общество" Ранда Кассис. По ее словам, именно в Казахстане должен работать координационный комитет оппозиции, чтобы согласовать основу для возможных новых встреч с представителями Дамаска в Москве.

В этой идее есть только один резон  – если в Казахстан приедут представители тех оппозиционных сил, которые не могут или не хотят участвовать в московских консультациях. Это подтвердила и Кассис. В разговоре с ТАСС она уточнила, что у Астаны хорошие отношения с Турцией, которая в свою очередь оказывает влияние на Национальную коалицию оппозиционных и революционных сил (НКОРС, не участвует в московских межсирийских консультациях и встречах оппозиции в Каире - прим. ТАСС). Кассис не исключила, что в такой встрече могли бы участвовать и представители вооруженной оппозиции, которых многие оппозиционеры не считают террористами, потому что с ними "рано или поздно все равно придется вести диалог".

Официальный Дамаск к этой идее отнесся скептически, но с другой стороны его участие в переговорах в Казахстане не рассматривается. В Москве же, как заявил Наумкин, считают, что "любая встреча, где бы она ни проходила, если она служит цели мирного урегулирования сирийского кризиса, будет полезна". 

В свою очередь глава МИД РФ Сергей Лавров в обращении к участникам московских консультаций подчеркнул, что "российская сторона отнюдь не стремится монополизировать содействие урегулированию в Сирии. Искренне приветствуем любые конструктивные усилия международных и региональных партнеров в интересах Сирии и сирийцев на основе Женевского коммюнике – разумеется, без скрытой геополитической повестки дня и двойных стандартов".

Именно на этой ноте завершились консультации в Москве, попытка найти точки соприкосновения состоялась, но разногласия, как и внутри оппозиции, так и между правительством и оппозиционными силами пока еще слишком велики. Кто-то предпочитает хлопнуть дверью, кто-то надеется на продолжение диалога. "Москва-3" или "Женева-3" - все это бессмысленно, если мы не научимся вести переговоры, такой вывод в беседе с ТАСС сделали многие участники московских консультаций.