30 мая 2015, 10:15,
обновлено 30 мая 2015, 10:27
Ситуация вокруг ядерной программы Ирана

Глава МИД Ирана считает реальным достижение соглашения по ядерной программе к 30 июня

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и госсекретарь США Джон Керри . EPA/ LAURENT GILLIERON
Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и госсекретарь США Джон Керри

Пять постоянных членов СБ ООН и Германия сохраняют единство в подходах к переговорам с Тегераном

ЖЕНЕВА, 30 мая. /Корр. ТАСС Константин Прибытков/. Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф выразил надежду на то, что соглашения по ядерной программе Исламской Республики удастся достичь в установленные сроки - к 30 июня.

"Мы постараемся", - сказал он с улыбкой, отвечая на вопрос журналистов о том, насколько высока вероятность уложиться в срок, перед началом встречи с госсекретарем США Джоном Керри, которая проходит здесь в рамках переговоров по урегулированию ядерной проблемы Тегерана. Планируется, что к ним также присоединится министр энергетики США Эрнест Монис.

Что обсуждают на встрече в Женеве

Женевская встреча - это часть переговорного процесса, который ведут пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия. К 30 июня международная "шестерка" рассчитывает достичь окончательного соглашения по иранской ядерной программе. Ожидается, что женевские переговоры продлятся весь день. Они могут также продолжиться в воскресенье.

Как заявил 27 мая в Вашингтоне официальный представитель госдепартамента США Джефф Ратке, "это часть переговоров с Ираном, которые ведут пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия". Он напомнил, что к 30 июня международная "шестерка" рассчитывает достичь окончательного соглашения по иранской ядерной программе.

Ратке подчеркнул, что "пять постоянных членов СБ ООН и Германия сохраняют единство в подходах к переговорам с Ираном". "Они предпринимают общие усилия, цель которых - гарантировать, что Иран не сможет заполучить ядерное оружие", - сказал представитель госдепартамента.

Ядерная программа Ирана. Досье

Позиция Ирана

В свою очередь, в Тегеране считают, что мировым державам следует соблюдать договоренности, достигнутые в начале апреля в швейцарской Лозанне, и отказаться от чрезмерных требований в адрес Ирана.

Зариф заявил 28 мая журналистам в Афинах:"Если другая сторона на переговорах продемонстрирует, что соблюдает договоренности, достигнутые в Лозанне, и примет участие в написании текста окончательного соглашения на основе взаимного уважения, то мы сможем завершить сделку до срока, истекающего 1 июля".

В то же время, иранский министр предупредил, что "если западные государства будут настаивать на своих дополнительных требованиях на переговорах, то ситуация осложнится".Тем не менее, он выразил надежду на то, что Тегеран и мировые державы все же смогут достичь соглашения по иранской ядерной программе до истечения отведенного на консультации срока.

Какие разногласия необходимо устранить

Переговоры экспертов Ирана и "шестерки" возобновились 27 мая в Вене. За месяц до истечения срока согласования итогового документа сторонам еще предстоит устранить ряд разногласий, в том числе по вопросу снятия санкций с Тегерана, верификационным процедурам и механизму возможного возвращения ограничительных мер в случае невыполнения Ираном условий соглашения. Как отметил заместитель главы МИД Исламской Республики Аббас Арагчи, переговоры продвигаются сложно.

Соглашения о гарантиях МАГАТЭ. Справка

Дополнительный протокол к Соглашению о гарантиях МАГАТЭ был подписан Тегераном еще в декабре 2003 года, однако до сих пор меджлис не ратифицировал его. Протокол предусматривает дополнительные меры контроля со стороны МАГАТЭ, в частности, проведение необъявленных инспекций объектов.

После достижения договоренностей в ноябре 2013 года в Женеве МАГАТЭ потребовалось обращаться к странам-членам Совета управляющих с просьбой выделить дополнительное финансирование - в среднем около 5 млн евро на каждые полгода.

Различия в трактовках допустимых инспекций в рамках Дополнительного протокола к Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ являются одними из главных противоречий на переговорах Ирана с "шестеркой" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия). Тегеран настаивает на том, что протокол не предусматривает допуска экспертов агентства к объектам неядерной сферы.