11 августа 2017, 10:12
Ракетные запуски в КНДР

Ракетная угроза КНДР: возможности Японии крайне ограничены

Юрий Смитюк/ ТАСС

​Прозвучавшие на этой неделе воинственные заявления КНДР и президента США Дональда Трампа заставили задуматься о том, возможно ли открытое вооруженное противостояние в самом неспокойном районе АТР

Япония мало чем может помочь своему союзнику в случае потенциального конфликта, однако надеется на тесную координацию с Вашингтоном, поскольку ответный удар КНДР может нанести ей непомерно большой ущерб.

Конфликт вокруг потенциала сдерживания

Корень противостояния США и КНДР, как считают аналитики, отчасти заключается в попытках Пхеньяна обрести полноценный потенциал сдерживания. Будучи неудовлетворенной своими правами на международной арене, Северная Корея пытается изменить это положение с помощью наращивания своих вооруженных сил.

Обычно под "потенциалом сдерживания" подразумевается наличие у страны возможности в случае нападения на нее нанести по противнику мощный ответный удар. Однако одного лишь обладания такими возможностями недостаточно, поскольку надо показать условному противнику намерение воспользоваться этим потенциалом и убедиться, что он понял это намерение и не сомневается в наличии таких возможностей.

В случае с КНДР США со своими союзниками - Японией и Южной Кореей - стремятся продемонстрировать Пхеньяну подавляющее превосходство в обычных вооружениях и наличие американского "ядерного зонтика", прикрывающего Токио и Сеул. В ответ КНДР демонстративно развивает свою ракетно-ядерную программу.

Пхеньян стремится, как считает ведущий японский эксперт в области политики безопасности, профессор Университета Кэйо Кэн Дзимбо, построить трехуровневую систему сдерживания. На первом этапе речь идет о возможности нанесения артиллерийского или ракетного удара по Южной Корее и американским военным базам на ее территории. Второй уровень потенциала сдерживания касается возможности нанесения удара по Японии, а также ключевым зарубежным американским базам, размещенным как в Японии, так и на Гуаме. И, наконец, третий уровень северокорейского потенциала сдерживания предполагает возможность нанесения удара межконтинентальными баллистическими ракетами по основной континентальной части США.

Можно было бы предположить, что наличие мощного потенциала у обеих сторон предостерегло бы регион от опасных провокаций, однако не все так просто. "Северная Корея делает лишь первые шаги в обретении потенциала сдерживания в отношении США и чувствует необходимость обеспечения дальнейших надежности, разнообразия (способов применения) и живучести средств нанесения удара", - отмечает он в этой связи. 

Пхеньяну предстоит решить еще много проблем для обеспечения трехступенчатой системы сдерживания, и, по мнению эксперта, маловероятно, что в будущем Пхеньян воздержится от развития ракетно-ядерной программы.

Определенный «потенциал сдерживания» КНДР стремится приобрести и на переговорном треке. Межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками Пхеньяну кажутся отличным козырем на будущих прямых переговорах с США, которых так рьяно добивается КНДР.

Неприемлемо большой ущерб в случае войны

Несмотря на часто звучащие заявления Вашингтона о готовности применения военной силы против КНДР, по состоянию на конец июля никаких конкретных приготовлений на этот счет не отмечалось.

Впрочем, как отметил в беседе с корр. ТАСС ведущий японский эксперт в области политики безопасности, аналитик фонда Sasakawa Peace Foundation ("Сасакава пис фаундейшн") Бондзи Охара, даже если в США и будет принято такое решение, Вашингтон непременно столкнется с большими трудностями в реализации этого плана.

Начало военных действий непременно будет связано с огромным ущербом Японии и Южной Корее, а также находящимся на территории этих стран американским объектам в случае ответного удара КНДР.

"Если США применят военную силу в отношении Северной Кореи, то можно думать, что она приступит к атаке на Японию и Южную Корею всеми возможными способами, включая баллистические ракеты и теракты путем скрытного проникновения [на территорию этих стран]. Есть вероятность, что Японии будет нанесен большой ущерб", - сказал Охара. "Потенциальный ущерб для американцев и солдат, находящихся в Японии и Южной Корее, и для самой Японии и Южной Кореи неприемлемо велик", - добавил он.

Как полагают японские эксперты в области безопасности, недавним ночным запуском КНДР стремилась продемонстрировать возможность нанести удар неожиданно и при различных обстоятельствах. Другими словами, Пхеньян хотел показать, что готов нанести ответный удар в случае нападения.

С другой стороны, на КНДР, которая считает обладание ядерным оружием средством обеспечить свое существование, невозможно воздействовать лишь призывами и остановить военную программу Пхеньяна можно лишь с помощью американских вооруженных сил. "Северную Корею, которая считает, что ее существование подвергается угрозе, невозможно остановить одним только военным давлением, поэтому в действительности необходимо будет использовать военную силу", - полагает Охара. При этом, указал он, сдержать КНДР, которая не слушает даже Китай и Россию, можно лишь силой США.

Для Японии координация – прежде всего

С учетом потенциального ущерба в случае ответных действий КНДР Токио, как отметил в беседе с корр. ТАСС сотрудник Японского института международных проблем Тэцуо Котани, сложно будет выступать в поддержку даже «хирургического» удара по определенным северокорейским объектам. Как бы дальше ни развивались обстоятельства, главное, на что надеется Токио – сохранять тесную координацию с Вашингтоном и Сеулом.

С точки зрения участия Японии в потенциальном вооруженном конфликте США и КНДР возможности Токио как боевые, так и юридические ограничены.

Япония исходит из стратегии пассивной обороны и не располагает наступательными вооружениями, а в японско-американском альянсе ей отводится роль «щита». Роль «копья» выполняют США.

На вооружении японских Сил самообороны стоит двухуровневая система противоракетной обороны. Первый ее контур состоит из кораблей, оснащенных системой слежения и наведения Aegis ("Иджис") и ракетами-перехватчиками SM-3 («Эс-эм-3») с радиусом до 500 км. По задумке они должны сбить ракету потенциального противника на средней части ее траектории, в том числе после достижения апогея и начала постепенного снижения. Если этого сделать не удастся, задействуется второй уровень ПРО с использованием копмлексов Patriot PAC-3 («Пэтриот пак-3»), которые должны перехватить ракету на заключительном этапе ее полета.

С юридической точки зрения для применения вооружений требуется выполнение трех условий: 1) существование Японии должно быть поставлено под угрозу, 2) избежать угрозу другими способом невозможно, 3) сила будет применена в минимально необходимом масштабе.

В случае запуска ракеты по Японии все понятно, однако, когда речь идет о нападении, к примеру, на американские базы на Гуаме, ситуация заметно осложняется. В соответствии с законодательством в сфере безопасности, Япония имеет право на так называемую коллективную самооборону, в случае нападения на своих союзников. Однако лишь в том случае, если принесенный из-за этого Японии ущерб будет настолько велик, что будет равнозначен нападению на нее.

Если же единственным негативным последствием бездействия станет опасность нападения на Японию в будущем, Токио имеет право оказывать лишь тыловую поддержку своим союзником, и в боевых действия участвовать не может.

Япония играет роль "щита"

Впрочем, для участия в боевых действиях средств у Токио все равно практически нет. В последнее время в японских правящих кругах активно обсуждается вопрос принятия на вооружение наступательных средств, чтобы при необходимости нанести удар по базам потенциального противника. Однако оборонный бюджет Японии крайне ограничен и заметно увеличить его не удастся.

"Это потребует больших финансовых средств в то время, как практически невозможно серьезно увеличить наши оборонные расходы", - сказал Котани из Японского института международных проблем.

Эксперты в области безопасности сходятся в том, что Токио следует уделить внимание дальнейшему укреплению своей противоракетной обороны, а не попыткам стать «копьем» аналогично США.

Как отметил Дзимбо в одной из своих статей, с учетом фундаментальной логики японской оборонной политики и бюджетных ограничений можно представить себе только вариант укрепления систем ПРО. Для этого, как неоднократно сообщали японские СМИ со ссылками на источники, рассматривается возможность покупки американских наземных стационарных комплексов ПРО Aegis Ashore ("Иджис эшор") и новых ракет-перехватчиков SM-3 ("Эс-эм-3") с большим радиусом действия.

На фоне очередного обострения ситуации вокруг КНДР правительство Японии, как сообщили местные СМИ, рассматривает возможность исполнить свою главную роль – защититься самой в случае неудачного северокорейского пуска и попытаться сбить ракеты, если на то будут подходящие условия.

В настоящее время Токио изучает вопрос размещения комплексов Patriot PAC-3 в тех районах, над которыми, как предполагается, пролетят северокорейские ракеты. Это необходимо на случай неудачного пуска. От ракетного удара по Гуаму США должны будут прикрыть японские эсминцы с системами Aegis, которые могут быть выдвинуты в Тихий океан.

Однако с учетом юридических сложностей, этот вопрос также непросто урегулировать. КНДР открыто заявила о планах запуска ракет по району в 30-40 км от Гуама, то есть ракеты, по ее задумке, должны будут упасть за пределами территориальных вод. Токио придется решить, будет ли это все равно считаться атакой на США, ведь в ином случае права на коллективную самооборону у него не будет.

Кирилл Агафонов