2 ноября 2017, 23:18

Правозащитники: Трамп вмешивается в прерогативы суда, требуя казнить исполнителя теракта

Президент США Дональд Трамп. EPA-EFE/ JIM LO SCALZO
Президент США Дональд Трамп

По мнению экспертов, судебная система "более чем способна" самостоятельно справиться с делами, касающимися терроризма

ВАШИНГТОН, 3 ноября. /ТАСС/. Президент Дональд Трамп своими эмоциональными заявлениями относительно того, как следует наказать совершившего теракт в Нью-Йорке Сайфулло Саипова, вмешивается, нарушая конституцию, в прерогативы судебной ветви власти. Об этом заявил в четверг ряд американских правозащитных организаций, комментируя высказывания президента о том, что Саипова "нужно приговорить к смертной казни" или, причислив его к разряду "вражеских комбатантов", отправить в спецтюрьму для террористов на базе ВМС США в Гуантанамо (Куба).

"Реакция президента Трампа на трагедию в Нью-Йорке - проявление проводимой им антиконституционной политики, - отметил в распространенном заявлении руководитель Американского союза защиты гражданских свобод (ACLU) Энтони Ромеро. - Отправка Саипова в Гуантанамо или обращение с ним как с "вражеским комбатантом" станут нарушением должного процесса правосудия и верховенства права. Федеральная судебная система более чем способна справиться с делами, касающимися терроризма".

В США, где действует система права, основывающаяся на судебном прецеденте, суд, согласно конституции, независим, и вердикт по делу может быть любым, в том числе и оправдательным. И попытки исполнительной ветви власти, в том числе со стороны президента, "подсказывать" судебное решение воспринимаются как опосредованное давление на суд. Этим умело пользуются адвокаты, тут же начинающие утверждать, что их клиенту не может быть обеспечено "справедливое судебное разбирательство".

Именно об этом спросили в четверг журналисты на регулярном брифинге в Белом доме помощника президента по национальной безопасности Герберта Макмастера: не считают ли в окружении Трампа, что его заявление по поводу "смертной казни" для Саипова "может осложнить усилия прокуроров" и даже помочь адвокатам "развалить" дело.

Тот ушел от прямого ответа, указав, что "президент хочет, чтобы американский народ чувствовал себя защищенным от подобных убийц, и чтобы наша судебная система имела в своем распоряжении все средства, необходимые для противодействия таким угрозам".

То, что над судьями авторитет президента не довлеет, Трамп уже испытал на себе. Дважды его исполнительные указы об ограничениях на въезд в США для граждан ряда стран, в том числе Сирии, Ирана, Ливии, Сомали и Йемена, блокировались окружными судьями из штатов Вашингтон и Гавайи. Согласно разъяснению, помещенному на интернет-портале юридической информации Lawfare, такое право дает им один из пунктов "Федеральных постановлений по гражданской судебной процедуре" (Federal Rules of Civil Procedure). В соответствии с ним суды первой инстанции могут выносить постановления, имеющие общенациональный характер, если истец представляет интересы группы лиц, выдвигающих одинаковые требования.

Пока уголовное дело

Выходцу из Узбекистана 29-летнему Саипову обвинение по двум пунктам предъявила в среду прокуратура Южного округа штата Нью-Йорка. Ему инкриминируется убийство восьми человек и оказание "материальной поддержки" террористической группировке "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ). Максимальное наказание по первому пункту - смертная казнь, по второму - пожизненное заключение, пояснил и.о. прокурора Южного округа Йон Ким. Вопрос о том, будет ли его ведомство добиваться смертной казни, пока не решен.

В тот же день Трамп на своей странице в Twitter написал: "Нью-йоркский террорист с восторгом просил повесить флаг ИГ в своей больничной палате. Он убил восемь человек и тяжело ранил 12. Должен быть приговорен к смертной казни!"

В другом посте он заметил, что его не удивляет, что террористы наносят свои удары в США, потому что то, как американская система правосудия решает подобные дела, превратилось "в объект всеобщего осмеяния". "Система наказания должна действовать быстрее и более жестко, чем это происходит сейчас в отношении этих животных, - считает Трамп. - Их дела тянутся в судах годами. Нам нужно быстрое правосудие".

Он также заявил, что отправил бы Саипова в Гуантанамо, причислив к "вражеским комбатантам". После чего пресс-секретарю Белого дома Саре Сандерс пришлось пояснять слова президента: он хотел лишь сказать, "что поддержал бы такое решение, а не выступает за это".

Спецтюрьма для террористов

Спецтюрьма в Гуантанамо была открыта в 2002 году при президенте Джордже Буше-младшем. Там содержались захваченные американцами в ходе войн в Афганистане и Ираке, а также антитеррористических операций в других странах боевики группировки "Аль-Каида", их сообщники и те, кто подозревается в причастности к терроризму. Всего через эту тюрьму прошли свыше 775 иностранцев-мусульман. Их всех причисляли в разряд "вражеских комбатантов", на которых, по убеждению Вашингтона, не распространяются Женевские конвенции о правилах обращения с военнопленными. По сути, они оказались в правовом вакууме: им годами не предъявляли обвинения.

Барак Обама, ставший президентом в январе 2009 года, сразу же распорядился закрыть спецтюрьму в течение года. "Это станет частью усилий по восстановлению престижа Америки в мире", - заявил он тогда. Однако Конгресс отказался выделять на это деньги. Подавляющее большинство законодателей приняли в штыки идею транспортировки узников Гуантанамо на территорию США для судебного процесса и дальнейшего содержания в федеральных тюрьмах. В итоге Вашингтону пришлось уговаривать правительства тех стран, гражданами которых являлись заключенные спецтюрьмы, забрать их на родину. Сейчас в Гуантанамо по-прежнему содержится 41 узник.

Трамп выступает против перевода заключенных куда-либо из Гуантанамо. "Речь идет об особо опасных лицах, которым не следует позволять возвращаться на поле боя", - написал он еще в январе в Twitter.

С 2008 года туда никого не доставляли.

Военный или гражданский суд?

Пока предварительные слушания по делу Саипова проходят в федеральном уголовном суде, но тот же прокурор Ким не исключает, что на каком-то этапе правительство все же решит объявить выходца из Узбекистана, имеющего законно полученный вид на жительство в США, "вражеским комбатантом". "Такое решение может быть принято наверху даже в том случае, если ему предъявлены обвинения по уголовным статьям", - заметил он.

Как заявила представитель ACLU Хина Шамси, "передача [Саидова] в руки военных - неконституционный шаг, в этом просто нет необходимости". По ее словам, и гражданские уголовные суды успешно занимаются делами, связанными с терроризмом. Согласно статистике министерства юстиции, с 11 сентября 2001 года, когда в Нью-Йорке и Вашингтоне были совершены теракты, унесшие жизни почти 3 тыс. человек, по 2015 год судьи вынесли приговоры 620 обвиняемым по террористическим статьям. По данным Фордхэмского университета, с марта 2014 года по август 2017 года 77 человек были осуждены за преступления, к которым причастно ИГ.

В то же самое время военные трибуналы вынесли с 2001 года всего восемь приговоров, из которых четыре были пересмотрены. Еще пять террористов, причастных к терактам 11 сентября 2001 года, продолжают, находясь в Гуантанамо, ждать, когда военные судьи примут решения по ним.

"Если президент действительно хочет, чтобы правосудие вершилось быстро и было справедливым, никого не нужно объявлять "вражеским комбатантом" и направлять в Гуантанамо", - высказал убеждение представитель организации Human Rights First ("Права человека - превыше всего") Чарльз Крулак.