МОСКВА, 2 февраля. /ТАСС/. Старинные редкие книги, хранившиеся в библиотеке, скорее всего, во время пожара в ИНИОНе не пострадали, сообщил ТАСС в понедельник заместитель директора института Владимир Герасимов.
В то же время, по его словам, опасения вызывает сохранность уникальных изданий, единственный экземпляр которых хранился только в этой библиотеке. "Ценность фондов заключается в том, что значительная часть хранящейся в них литературы была представлена в одном экземпляре на всю страну, и этот экземпляр хранился у нас. Эти издания могли пострадать во время пожара, - сказал Герасимов. - Некоторые издания, начиная с XVI века, уникальны, но они вряд ли пострадали, так как это особый фонд редкой книги".
Замдиректора ИНИОНа отметил, что общественность, причем не только научная, откликнулась на беду, которая постигла институт. "Мы получаем предложения помощи в восстановлении и сохранении фондов из российских регионов и из ряда стран СНГ", - сказал Герасимов. В восстановлении, по его словам, нуждаются, в частности, уникальные базы данных. Что касается оцифрованных библиотечных материалов, то их, по словам Герасимова, было не так много: в основном речь идет о литературе, которая издавалась специалистами института. "Масштабы работы по оцифровке были не очень большими", - сказал замдиректора ИНИОНа.
Оценить ущерб от пожара, по словам Герасимова, можно будет только после того, как экспертов допустят на территорию библиотеки.
Чем важен каталог
Ценные иностранные издания по истории, социологии, философии 1960-х, 1970-х, 1980-х годов из фонда фундаментальной библиотеки Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) в основном не дублировались в других российских библиотеках. Важно, что при пожаре не пострадал библиотечный каталог, с которым можно будет работать. Об этом в понедельник рассказал ТАСС заместитель директора Московского государственного библиотечного центра (МГБЦ) Борис Куприянов.
"15% фонда уже не существует, а что стало с остальными книгами, пока непонятно. Это может быть совершенно фатальная потеря. У нас в 1988 году горела библиотека Академии наук в Ленинграде, и до сих пор две трети фонда не отреставрированы, лежат в замороженном состоянии. Если книги пострадали от воды, то это тоже страшно. От влажности развивается грибок, который уничтожает книгу. После пожара в ленинградской библиотеке книги раздавались гражданам, и они их сушили дома, настолько большой был объем, и службы не могли с этим справиться", - рассказал Куприянов.
"В библиотеке ИНИОНа много книг реституционных, много иностранных изданий по общественным наукам. Фактически это единственный фонд, где были собраны книги по истории, социологии, философии иностранные издания 1960-х, 1970-х, 1980-х годов, которых нет ни в Ленинке, ни в Историчке, ни в Иностранке. Уникальный фонд, который в основном не дублировался", - отметил Куприянов.
Он добавил, что московские библиотеки, безусловно, окажут всю возможную помощь.
"У нас есть реставрационные возможности в Библиотеке им. Некрасова, думаю, что она тоже предложит свои услуги. Пожар в библиотеке ИНИОНа - это огромная потеря для города, большое количество горожан туда было записано. И это, конечно, огромная потеря для всей страны. Мне вчера звонил человек из города Камышино Волгоградской области, который предлагал разместить книги у себя на свободных площадях", - отметил собеседник агентства.