МОСКВА, 6 октября. /ТАСС/. Российские школьники пока не готовы к введению ЕГЭ по истории в качестве обязательного экзамена. Об этом ТАСС заявил лучший педагог этого года - победитель всероссийского конкурса Сергей Кочережко.
"Нужно понимать, что ЕГЭ по истории в его нынешнем формате - очень трудный экзамен, к которому необходима особая системная подготовка детей. В этом формате дети массово его просто не сдадут, поэтому если говорить об обязательном ЕГЭ по истории, то обязательно разделить его на базовый и профильный уровень и увеличить количество часов истории в учебном плане", - считает учитель.
По его мнению, необходимо учитывать и без того огромную нагрузку школьников, не забывая о предстоящем введении обязательного экзамена по иностранному языку. "История играет системообразующую мировоззренческую роль. Каждый гражданин должен знать историю своей страны. Поэтому, безусловно, введение такого экзамена будет иметь положительные последствия, но только при грамотном подходе к составлению его модели. В ее составлении должны принимать широкие слои учительства. И в обсуждении самой необходимости его введения", - подчеркнул педагог.
Он добавил, что сейчас наша школа структурно также не готова к введению такого экзамена. "В нынешнем году начали использоваться три новые единые линии учебника истории. Нужно время на то, чтобы работа по ним была налажена. В таких условиях введение обязательного экзамена по истории станет огромным стрессом и для учеников, и для учителей, и для родителей, и для системы управления образованием. Нужно подождать, пока работа по новым учебникам и историко-культурному стандарту наладится", - заключил Кочережко.
Накануне учитель истории и обществознания из Самарской области Сергей Кочережко стал победителем конкурса "Учитель года России 2015". В качестве приза он получил большого хрустального пеликана и возможность попробовать себя в роли общественного советника главы Минобрнауки.
"Единый учебник не должен быть истиной в последней инстанции"
Единый учебник истории не должен быть для педагогов источником непререкаемых истин, это лишь отправная точка для размышлений учителя и ученика на уроке и после уроков, считает Сергей Кочережко.
"Введение единого учебника по истории - свершившийся факт, результат общественного обсуждения. Важный положительный итог этого обсуждения - то, что теперь мы имеем не единственный, а единый. Вернее "триединый - у нас три линии учебников", - сказал Кочережко.
Он отметил, что в Конституции России и законе "Об образовании в РФ" закреплена академическая свобода учителя. "У меня на уроках учебник - не основной источник знаний, - привел он пример. - Учебник для меня и множества других учителей - это закрепляющее или предваряющее чтение детей дома или перед контрольной, зачетом".
"Основной источник знаний - диалог и совместная работа учителя и учеников. Эту свободу - свободу учителя и учеников искать дополнительный материал, позволяющий по новому посмотреть на традиционные тезисы, не ограничивает единый учебник", - подчеркнул педагог.
Главная проблема школ - бесконечные проверки
По мнению Кочережко, главная проблема школьного образования - большое количество проверок. "Мы посовещались с одним из финалистов конкурса, вошедшим в пятерку победителей, Ольгой Валерьевной Рычковой и пришли к общему мнению: одна из самых больших проблем школьного образования - большое количество проверок и связанная с ними излишняя бюрократическая нагрузка на учителя", - сказал ТАСС Кочережко.
Он пояснил, что важнейший ресурс учителя - его время, а важнейший фактор развития школы в стране - доверие к учителю. "Недоверие к педагогу порождает большое количество проверок, из-за чего учитель вынужден тратить время не на главное - работу с детьми, - а на заполнение бумаг. В одной из своих книг Евгений Ямбург приводит меткое высказывание: современная школа все больше становится местом, где дети мешают педагогам работать с бумагами. Государство тратит средства на проверку работы учителя, его соответствия множеству требований, а могло бы вкладывать их в основных участников образовательного процесса - учителей и детей", - сказал победитель конкурса.
По его словам, такое положение дел приводит к тому, что бюрократическая отчетность начинает превалировать над содержанием. "Это можно исправить лишь доверием к учителю. Когда родители и система управления образованием доверяют учителю, ему приятно заниматься любимым делом, а не жить в стрессе из-за ожидания очередной проверки. Меньше проверок и больше свободы учителя", - призвал педагог.