МОСКВА, 12 ноября. /ТАСС/. Русская православная церковь (РПЦ) не намерена писать учебники по истории и литературе. Так прокомментировал ТАСС глава Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложение Всемирного русского народного собора (ВРНС) унифицировать школьные учебные пособия для всех регионов страны.
"Не думаю, что мы должны учебники писать, хотя у нас есть люди, которые учебники пишут, но в дискуссию вокруг вариативности и единства нужно включиться", - сказал клирик. Отвечая на вопрос о возможности Собора обратиться с предложением унификации учебников в Минобрнауки РФ, священник ответил: "Мы вполне можем выработать такой документ Всемирного русского народного собора о единстве образовательного пространства".
При этом Чаплин отметил, что унификация не должна сводиться к тотальному единообразию. "Тотальная вариативность, как и тотальная идеологическая унификация, как, например, в советский период - это все крайности. Но при этом мы должны помнить, что вариативность должна иметь свои границы", - сказал он. По его мнению, "нужно выслушать сторонников обоих подходов и нужно избегать крайностей".
Участие РПЦ в экспертизе учебников "естественно"
Вместе с тем Чаплин назвал естественным участие представителей религиозных общин в экспертизе школьных учебников. Накануне соответствующее предложение сделала председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.
"Религиозные общины представляют большую часть нашего народа, - выражая его мнение, в том числе в области духовных и нравственных ценностей, в вопросах образования. Поэтому совершенно естественно участие религиозных общин в обсуждении нравственного, идейного содержания наших учебников", - сказал Чаплин. Он отметил, что "религиозные общины имеют право на участие в этом обсуждении и экспертизе ни чуть не меньше, чем педагогическое сообщество или научное, любая иная общественная группа".
Клирик отметил, что "пока сложно сказать", кто мог бы войти в экспертный совет от Русской православной церкви. "Как решит святейший патриарх. И многое зависит от того, кто в этом вопросе компетентен. У нас есть несколько профильных комитетов в области образования среднего и высшего", - сказал священник.
Предложение по унификации учебников
Создать в России единое общеобразовательное пространство, предполагающее преподавание в школах истории и литературы по унифицированным учебным пособиям во всех регионах, предложил Всемирный русский народный собор. Об этом говорится в поступившем в распоряжение ТАСС итоговом Соборном слове прошедшего накануне 19-го ВРНС.
"Важным фактором , определяющим суверенитет, является единое общеобразовательное пространство, которого в настоящее время в гуманитарной сфере не существует и восстановление которого является задачей особой важности", - говорится в документе. В ВРНС убеждены, что "эту задачу невозможно решить до тех пор, пока гуманитарные дисциплины в школе будут изучаться на основе учебников, отражающих различные, в том числе и прямо противоречащие друг другу трактовки исторических событий и литературных произведений".
Составители документа считают, что "постмодернистским подходам, обесценивающим саму идею объективной исторической истины, следует противопоставить волю общества к постижению правды, к извлечению нравственных уроков из героических и трагических страниц нашей истории". "Разнообразие методик в учебном процессе не должно быть помехой в достижении его основных целей, важнейшее место среди которых занимает воспитание будущего гражданина и патриота", - уверены в ВРНС.
Международная общественная организация Всемирный русский народный собор была создана в 1993 году. За эти годы она стала авторитетной площадкой для обсуждения наиболее острых проблем современности. В форуме принимают участие люди разных политических взглядов и вероисповеданий. Собор объединяет представителей власти, духовенство традиционных религий страны, деятелей науки и культуры. Возглавляет ВРНС патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В 2013 году в России был утвержден Историко-культурный стандарт. Теперь учебники по истории, чтобы попасть в федеральный перечень, должны пройти экспертизу на соответствие этому стандарту.