МОСКВА, 28 сентября. /ТАСС/. Русская пастафарианская церковь Макаронного пастриархата (РПЦ МП) подала в Минюст документы на регистрацию епархии в Москве. Набирающее все большую популярность в мире религиозное движение на территории РФ ранее не регистрировалось, сообщил ТАСС Михаил Самин, который станет главой организации (пастриархом), если она будет зарегистрирована.
"Мы сейчас регистрируем местную религиозную организацию в Москве, так как централизованно можно зарегистрироваться только через 10 лет после регистрации первой местной религиозной организации", - сказал Самин.
Пастриарх - 16-летний школьник
Однако в официальных документах имя Самина фигурировать не будет, так как он не достиг еще совершеннолетия. 16-летний ученик 10 класса одной из столичных школ несколько лет назад "уверовал и стал пастафарианином", "много занимался делами Церкви, организовывал мероприятия, перевел Евангелие Летающего макаронного монстра" с английского на русский язык, чем и заслужил доверие прежнего пастриарха и общины, избравшей его голосованием на Священном Дуршлаге. Так, юноша стал уже четвертым пастриархом (Сама Паста IV), хотя пока и не совсем официально.
Попытки регистрации
Как рассказал Самин, менее года назад документы в Минюст учредители уже подавали, однако "они не были приняты из-за формальной ошибки, допущенной нотариусом". "Если на этот раз вдруг документы не будут приняты вновь по такой же причине, мы подготовим еще раз пакет документов и обратимся в Минюст снова", - заверил он. Минюст может рассматривать документы от одного месяца и трех дней без проведения религиоведческой экспертизы до шести месяцев и трех дней - с проведением.
"Мне кажется, что с ними все гораздо быстрее произойдет, и им откажут в регистрации на том основании, что их вероучение, практика не соответствует признакам религиозной организации", - сказал ТАСС социолог религии, ответственный редактор журнала "Религия и право" Роман Лункин, отметив, что это будет обоснование "не совсем правовое, а религиоведческое". По его мнению, Минюст может сразу отказать. "Но если Пастафарианская церковь предоставит все необходимые документы, включая устав и краткую историю, в этом случае формально Минюст должен провести религиоведческую экспертизу", - добавил он.
"Будет проведена экспертиза или нет, скорее всего, Минюст постарается не найти признаков религиозной организации в Пастафарианской церкви и отказать в регистрации их епархии", - считает Лункин.
"У них есть верховное божество - Макаронный монстр. И они проводят некие собрания с использованием пасты, что для православных является некой оскорбительной пародией на причастие. Это может стать оскорбительным для чувств православных", - сказал эксперт. При этом, по его мнению, "развитие этой организации может перерасти из парадийного во вполне религиозное".
Ответ на клерикализацию
В России пародийная религия появилась относительно Запада недавно, но она имеет целенаправленный антиклерикальный характер, сказал ТАСС историк религии, специалист в области новых религиозных движений, кандидат исторических наук, доцент Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Борис Фаликов. "Когда позиция Русской православной церкви в общественных вопросах и вопросах нравственных становится все более жесткой, появляется антиклерикальная пародийная позиция, которая высмеивает такую жесткую консервативную позицию", - считает он.
"На Западе такие тенденции наблюдаются уже давно, но отношения консерваторов и антиклерикалов перешли в фазу отношений сугубо в рамках правового поля, - добавляет Фаликов. - Они не ломают выставки, например, а выходят на пикет, в то время как у нас в правовом поле не действуют".
Эксперт прогнозирует, что России "культурные войны" будут продолжаться еще долго. "Если будет усиливаться клерикализация общества и традиционные религиозные организации будут все активнее вмешиваться в общественную жизнь, выступая против абортов, выступая за моральное оздоровление общества, привлекая государство в качестве защитника и помощника, то будет расти и антиклерикальная волна в обществе", - уверен он.
Более того, религиовед считает, что "такие явления, как Пастафарианская церковь, будут расти, как грибы, особенно в молодежной среде". "Это нормально - такое противостояние. Это нормальные спонтанно возникающие процессы внутри общества", - отметил Фаликов. По его оценке, молодежь, особенно в городе, настроена очень антиклерикально, в частности, они не довольны появлением в школах курса Основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ).
Как рассказал Самин, "организация создается, чтобы было юридическое лицо и была возможность действовать официально так же, как и другие религиозные организации, то есть, например, оформлять в Министрество образования заявки о создании курса Основ пастариарской культуры, и они обязаны будут это рассмотреть, и другое". "Кроме того, недавно был принят "пакет Яровой" с главой о миссионерстве, и выдавать свою деятельность за миссионерскую могут только религиозную группу или религиозную организацию, второй из которых это делать намного проще", - сказал он.
"Пастафарианская церковь - это только пародия, дальше может быть хуже, как было после 1917 года, как следствие того, что Церковь превратилась в окологосударственную казенную структуру", - отметил Фаликов. По его мнению, "когда Церковь ассоциируется с властью, если авторитет власти падает, с ним падает авторитет и Церкви". "В долгосрочной политической перспективе Церковь ведет себя очень недальновидно, на мой взгляд", - отметил он.
Как ужиться двум РПЦ МП?
"Да, это (пастафарианство - прим.ТАСС) существует. Поскольку это пока не нарушает существующих законов, мы и смотрим на это как на очередную форму придури", - сказал ТАСС иеромонах Макарий, клирик Иваново-Вознесенской епархии Русской православной церкви, публицист, миссионер, автор многочисленных книг. По его мнению, стремление пародийной религиозной организации зарегистрировать епархию в России - "это одна из форм придури".
"Аналогии с этим - ездить в метрополитене на поездах, а не в них, разрисовывать стены. Это хорошо нам знакомые, глубоко печальные, но к сожалению, неизбежные феномены современной антикультуры", - сказал иеромонах. Он также отметил, что "движением это назвать нельзя, как не может быть и движения рисовальщиков на стенах". "Это представители антикультуры с крайне низким интеллектуальным уровнем развития обезьянничают со своих северо-американских лидеров", - отметил он.
Как отметил Самин, "пастафариане ни в коем случае не противопоставляют себя другой какой-то организации". "К сожалению, так получилось, что аббревиатура нашего названия совпадает с другими, но мы себя с ними не сравниваем. Мы добиваемся тех же прав, что есть у других религий. Если кому-то не нравится, что у пастафарианства есть какие-то права, которые есть и у других религий тоже, или орган государственный захочет это отменить у пастафариан, то придется отменить и для других религиозных организаций", - сказал он.
"Мы не атеисты. Одной из ценностей нашей религии является абсурд, но мы вполне серьезно верим в летающего макаронного монстра", - заключил Самин. Он отметил, что "если будут какие-то издевки", верующие в Макаронного монстра, при чем летающего, "не воспримут их негативно". "И не собираемся подавать иски об оскорблении чувств верующих", - заверил Самин.