28 сентября 2016, 15:15

Церковь летающего макаронного монстра: почему в РФ появляются пародийные религии

пастриарх Церкви летающего макаронного монстра Михаил Самин. фото из личного архива Михаила Самина
пастриарх Церкви летающего макаронного монстра Михаил Самин
Шуточное движение появилось в США в ответ на школьный курс, альтернативный эволюционному учению. Сегодня пастафарианская церковь хочет зарегистрировать епархию в Москве

МОСКВА, 28 сентября. /ТАСС/. Русская пастафарианская церковь Макаронного пастриархата (РПЦ МП) подала в Минюст документы на регистрацию епархии в Москве. Набирающее все большую популярность в мире религиозное движение на территории РФ ранее не регистрировалось, сообщил ТАСС Михаил Самин, который станет главой организации (пастриархом), если она будет зарегистрирована.

"Мы сейчас регистрируем местную религиозную организацию в Москве, так как централизованно можно зарегистрироваться только через 10 лет после регистрации первой местной религиозной организации", - сказал Самин.

Пастриарх - 16-летний школьник

Однако в официальных документах имя Самина фигурировать не будет, так как он не достиг еще совершеннолетия. 16-летний ученик 10 класса одной из столичных школ несколько лет назад "уверовал и стал пастафарианином", "много занимался делами Церкви, организовывал мероприятия, перевел Евангелие Летающего макаронного монстра" с английского на русский язык, чем и заслужил доверие прежнего пастриарха и общины, избравшей его голосованием на Священном Дуршлаге. Так, юноша стал уже четвертым пастриархом (Сама Паста IV), хотя пока и не совсем официально.

Пастафарианство или Церковь летающего макаронного монстра

Церковь ЛММ появилась в США в 2005 году как пародийная религия в ответ на введение в школах штата Канзас курса, альтернативного эволюционному учению. Инициатором шуточного и высмеивающего клирикализм фактически религиозного движения стал физик Бобби Хендерсон.

Течение имеет все атрибуты традиционной религиозной организации: есть теория создания Вселенной (Летающим макаронным монстром после сильного опьянения); представление о загробной жизни (рай с вулканом пива и фабрикой стриптиза); есть и божественные создания (пираты, уменьшение числа которых стало причиной глобального потепления на Земле); имеются также Евангелие, традиции и последователи.

Среди пастафариан, которых по всему миру насчитывается уже около одного миллиона (в России - 400 тыс., в Москве - 60 тыс.) в основном молодежь. Они прославляют абсурд, здравый смысл и самоиронию, собираясь для этого по пятницам. В Нижнем Новогороде даже есть пастафарианская церковь - "некое пространство с большим красивым изображение Макаронного монстра на стене", рассказал Самин. Он отметил, что в Москве ничего подобного организовывать не планирует, так как эта религия пропагандирует отказ от вложения средств в строительство зданий религиозного культа в пользу благотворительности и миссионерской деятельности, чем активно и планирует заняться Церковь ЛММ в России после регистрации.

Попытки регистрации

Как рассказал Самин, менее года назад документы в Минюст учредители уже подавали, однако "они не были приняты из-за формальной ошибки, допущенной нотариусом". "Если на этот раз вдруг документы не будут приняты вновь по такой же причине, мы подготовим еще раз пакет документов и обратимся в Минюст снова", - заверил он. Минюст может рассматривать документы от одного месяца и трех дней без проведения религиоведческой экспертизы до шести месяцев и трех дней - с проведением.

"Мне кажется, что с ними все гораздо быстрее произойдет, и им откажут в регистрации на том основании, что их вероучение, практика не соответствует признакам религиозной организации", - сказал ТАСС социолог религии, ответственный редактор журнала "Религия и право" Роман Лункин, отметив, что это будет обоснование "не совсем правовое, а религиоведческое". По его мнению, Минюст может сразу отказать. "Но если Пастафарианская церковь предоставит все необходимые документы, включая устав и краткую историю, в этом случае формально Минюст должен провести религиоведческую экспертизу", - добавил он.

Пастафарианская церковь обладает определенной историей и имеет последователей. Современные пастафариане не столько издеваются над другими Церквями, сколько действительно стараются найти что-то религиозное в своей концепции: например, они верят, что когда сливаешь воду от макарон, уходит все плохое и душа человека очищается

"Будет проведена экспертиза или нет, скорее всего, Минюст постарается не найти признаков религиозной организации в Пастафарианской церкви и отказать в регистрации их епархии", - считает Лункин. 

"У них есть верховное божество - Макаронный монстр. И они проводят некие собрания с использованием пасты, что для православных является некой оскорбительной пародией на причастие. Это может стать оскорбительным для чувств православных", - сказал эксперт. При этом, по его мнению, "развитие этой организации может перерасти из парадийного во вполне религиозное".

Ответ на клерикализацию

В России пародийная религия появилась относительно Запада недавно, но она имеет целенаправленный антиклерикальный характер, сказал ТАСС историк религии, специалист в области новых религиозных движений, кандидат исторических наук, доцент Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Борис Фаликов. "Когда позиция Русской православной церкви в общественных вопросах и вопросах нравственных становится все более жесткой, появляется антиклерикальная пародийная позиция, которая высмеивает такую жесткую консервативную позицию", - считает он.

"На Западе такие тенденции наблюдаются уже давно, но отношения консерваторов и антиклерикалов перешли в фазу отношений сугубо в рамках правового поля, - добавляет Фаликов. - Они не ломают выставки, например, а выходят на пикет, в то время как у нас в правовом поле не действуют".

Эксперт прогнозирует, что  России "культурные войны" будут продолжаться еще долго. "Если будет усиливаться клерикализация общества и традиционные религиозные организации будут все активнее вмешиваться в общественную жизнь, выступая против абортов, выступая за моральное оздоровление общества, привлекая государство в качестве защитника и помощника, то будет расти и антиклерикальная волна в обществе", - уверен он.

Более того, религиовед считает, что "такие явления, как Пастафарианская церковь, будут расти, как грибы, особенно в молодежной среде". "Это нормально - такое противостояние. Это нормальные спонтанно возникающие процессы внутри общества", - отметил Фаликов. По его оценке, молодежь, особенно в городе, настроена очень антиклерикально, в частности, они не довольны появлением в школах курса Основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ).

Как рассказал Самин, "организация создается, чтобы было юридическое лицо и была возможность действовать официально так же, как и другие религиозные организации, то есть, например, оформлять в Министрество образования заявки о создании курса Основ пастариарской культуры, и они обязаны будут это рассмотреть, и другое". "Кроме того, недавно был принят "пакет Яровой" с главой о миссионерстве, и выдавать свою деятельность за миссионерскую могут только религиозную группу или религиозную организацию, второй из которых это делать намного проще", - сказал он.

"Пастафарианская церковь - это только пародия, дальше может быть хуже, как было после 1917 года, как следствие того, что Церковь превратилась в окологосударственную казенную структуру", - отметил Фаликов. По его мнению, "когда Церковь ассоциируется с властью, если авторитет власти падает, с ним падает авторитет и Церкви". "В долгосрочной политической перспективе Церковь ведет себя очень недальновидно, на мой взгляд", - отметил он.

Как ужиться двум РПЦ МП?

Поскольку это (пастафарианство) пока не нарушает существующих законов, мы и смотрим на это как на очередную форму придури... Это представители антикультуры с крайне низким интеллектуальным уровнем развития обезьянничают со своих северо-американских лидеров

"Да, это (пастафарианство - прим.ТАСС) существует. Поскольку это пока не нарушает существующих законов, мы и смотрим на это как на очередную форму придури", - сказал ТАСС иеромонах Макарий, клирик Иваново-Вознесенской епархии Русской православной церкви, публицист, миссионер, автор многочисленных книг. По его мнению, стремление пародийной религиозной организации зарегистрировать епархию в России - "это одна из форм придури".

"Аналогии с этим - ездить в метрополитене на поездах, а не в них, разрисовывать стены. Это хорошо нам знакомые, глубоко печальные, но к сожалению, неизбежные феномены современной антикультуры", - сказал иеромонах. Он также отметил, что "движением это назвать нельзя, как не может быть и движения рисовальщиков на стенах". "Это представители антикультуры с крайне низким интеллектуальным уровнем развития обезьянничают со своих северо-американских лидеров", - отметил он.

Как отметил Самин, "пастафариане ни в коем случае не противопоставляют себя другой какой-то организации". "К сожалению, так получилось, что аббревиатура нашего названия совпадает с другими, но мы себя с ними не сравниваем. Мы добиваемся тех же прав, что есть у других религий. Если кому-то не нравится, что у пастафарианства есть какие-то права, которые есть и у других религий тоже, или орган государственный захочет это отменить у пастафариан, то придется отменить и для других религиозных организаций", - сказал он.

"Мы не атеисты. Одной из ценностей нашей религии является абсурд, но мы вполне серьезно верим в летающего макаронного монстра", - заключил Самин. Он отметил, что "если будут какие-то издевки", верующие в Макаронного монстра, при чем летающего, "не воспримут их негативно". "И не собираемся подавать иски об оскорблении чувств верующих", - заверил Самин.