Существующая социально-экономическая ситуация характеризуется триадой: стагнация, рецессия, стагфляция.
Стагнация - отсутствие заметного экономического роста - наступила в России в 2013 году, после того как в 2012 году были восстановлены докризисные показатели, обвалившиеся в период глубокого финансово-экономического и социального кризиса 2008-2009 годов. До этого в 2010-2012 годах валовый внутренний продукт (ВВП) увеличивался по 4% в среднем в год, промышленность - по 5%, инвестиции - по 7%, внешнеторговый оборот - по 2%, розничная торговля - по 6%, реальные доходы населения - по 3%. Затем темпы социально-экономического роста (прирост ВВП) стали резко снижаться.
В 2013 году рост промышленности составил 0,3%, инвестиции - минус 0,3%, грузооборот железных дорог - минус 1-2%, экспорт - минус 1,2%, значительно сократились рыночная капитализация российских компаний и финансовый результат их деятельности.
Рецессия наступила в 2014 году. Сначала как техническая рецессия - в первом и втором кварталах, когда ВВП стал снижаться по сравнению с предшествующим кварталом, а с июля-июня началась полная рецессия - сокращение квартальных показателей в годовом выражении. При этом в прошедшие месяцы 2014 года заметно сократились строительство, импорт и объем внешней торговли в целом, усилилось снижение инвестиций, впервые стали сокращаться реальные доходы населения.
Заметим, что переход к стагнации и рецессии произошел до введения с марта этого года санкций против России со стороны США и ЕС в связи с событиями на Украине. В то же время эти санкции, особенно их второй этап, с августа негативно влияют на экономический рост, дополнительно снижая ВВП (в расчете на год на 1-2%).
Стагфляция вызвана тем, что переход к стагнации и рецессии сопровождался ускорением инфляции - ростом потребительских цен. Стагфляция ухудшает социально-экономическую ситуацию, серьезно затрудняет преодоление рецессии.
Основные причины перехода к стагнации и рецессии - падение инвестиций в кризис (на 16%) и их медленное восстановление, сопровождаемое огромным оттоком капитала из страны в 2008-2014 годах, превысившим за период $0,5 трлн. Плюс возросший внешний долг России (с $467 млрд на 1 января 2010 года до $732 млрд на 1 января 2014 года) в подавляющей части предприятий и банков. Ведь именно инвестиции в основной капитал определяют темпы социально-экономического развития, являются главным двигателем экономики, особенно в условиях устаревшей материально-технической базы страны и отсталой, с креном в топливно-энергетические и сырьевые отрасли, структуры народного хозяйства.
Инвестиции являются вложениями в будущее. Вот уже два года они не растут, а снижаются. Их доля в ВВП сократилась с 20 до 19%. Между тем в указе президента "О долгосрочной экономической политике" 2012 года предусматривается рост этой доли до 25% в 2015 году и до 27% - в 2018 году. Для этого они должны были в эти годы не сокращаться, а увеличиваться в среднем по 12% за год. Если бы этот указ выполнялся, у нас сегодня не было бы ни стагнации, ни рецессии.
Объем инвестиций снизился в бюджете России, и теперь бюджетные инвестиции составляют всего 19% всех инвестиций в стране, в то время как консолидированный бюджет составляет 37% ВВП. Из-за повышения кредитных ставок сокращается объем инвестиционного кредитования, чья доля в активах банковской системы составляет менее 2% - около 1 трлн из 55 трлн руб. Жесткая экономическая политика привела также к ухудшению условий инвестирования для предприятий, которые тоже стали сокращать инвестиции, особенно в государственном секторе ("Газпром", "Роснефть", РЖД, "Интер РАО", объединение гидростанций, электросети и др.).
Выход из состояния стагнации, рецессии и стагфляции ясен и указан в программном выступлении Владимира Путина на Петербургском международном экономическом форуме в мае 2014 года. В нем была поставлена задача перейти к политике стимулирования экономического роста и осуществления технологической революции, что предполагает форсированный рост инвестиций. С этой целью намечено создать условия для доступа предприятий к дешевым инвестиционным кредитам, снизив здесь кредитные ставки, перейти к проектному финансированию, дополнительно капитализировать коммерческие банки, создать механизм льгот и госгарантий для инвестирования, технологического перевооружения производства и создания новых предприятий, импортозамещения, экспорта неэнергетических товаров.
Расчеты показывают, что если с 2015 года обеспечить рост инвестиций 8-10% в год (дополнительные инвестиции - 1-1,5 трлн руб.), то к 2018-2020 годам стагнация и рецессия будут преодолены при росте ВВП по 3-4% (несмотря на негативное воздействие санкций против России). В этом случае уже к 2025 году будет достигнут рост экономики на 5-6% в год, что обеспечит повышение роли России в мировой экономике и вдвое опережает показатели развитых стран.