Лавров: не дело СБ ООН втягиваться в уголовное расследование крушения Boeing на Украине

На месте крушения  Boeing в Донецкой области, 6 ноября 2014  года. Михаил Почуев/ ТАСС/ Архив
На месте крушения Boeing в Донецкой области, 6 ноября 2014 года

Глава МИД РФ подчеркнул, что "право вето, которое так часто критикуют, на самом деле является главным гарантом обеспечения сдержек и противовесов, которое необходимо в любой демократической системе"

МОСКВА, 14 августа. /ТАСС/. Право вето в Совете Безопасности ООН, которое так часто подвергается критике, является основным гарантом системы сдержек и противовесов. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в эксклюзивном интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману в преддверии юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной 70-летию ООН.

"Советский Союз активнейшим образом продвигал те принципы Устава, которые сегодня являются наиболее жизнеспособными - равноправие сторон, суверенитет всех государств, уважение права народов на самоопределение как основополагающий принцип ООН, и обязанность каждого государства - обеспечивать права народов в своем составе таким образом, чтобы эти народы не притеснялись, - обратил внимание министр. - Этот принцип весьма и весьма актуален сегодня".

"Впоследствии мы всячески отстаивали такие ключевые принципы ООН, как культура компромисса, необходимость сделать все, чтобы СБ как главный орган, отвечающий за обеспечение международного мира, работал на основах коллективных, на основах объединения усилий", - сказал Лавров.

В этой связи глава МИД РФ подчеркнул, что "право вето, которое так часто критикуют, на самом деле является главным гарантом обеспечения сдержек и противовесов, которое необходимо в любой демократической системе".

"Другое дело, что пытаются провоцировать ситуации, которые подпадали бы под применение вето, порой в нечистоплотных политических целях, как это несколько раз бывало. Например, наши западные партнеры вбрасывали совершенно не имеющие никакого практического значения резолюции типа юбилея событий в Сребренице, - отметил Лавров. - При всем их трагизме - не дело Совета Безопасности просто занимать какую-то одну сторону при воспоминании о конфликтах 20-летней давности".

Точно так же, по его словам, "не дело СБ было втягиваться в уголовное расследование катастрофы с малайзийским Boeing".

Полная версия интервью будет показана в сентябре в специальном выпуске программы "Формула власти" "Объединенные Нации - 70 лет" на телеканале "Россия 24".

Инициатива о создании трибунала для расследования крушения Boeing на Украине

Совбез ООН 29 июля не принял резолюцию о создании трибунала для уголовного преследования виновных в авиакатастрофе Boeing. За документ, предложенный Малайзией в соавторстве с рядом других стран, проголосовали 11 стран-членов СБ, три (Ангола, Венесуэла и Китай) воздержались, что достаточно для одобрения резолюции. Однако Россия воспользовалась правом вето и заблокировала принятие документа. По итогам голосования постпред РФ при всемирной организации Виталий Чуркин заявил, что проект резолюции "лишен какой-либо правовой и прецедентной основы", а авторы проекта предпочли политико-пропагандистские цели практическим.

Пассажирский самолет Boeing 777-200ER компании Malaysia Airlines, выполнявший рейс MH17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия), разбился 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области. Погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа - граждане 10 государств. Основной версией катастрофы стало попадание ракеты "земля-воздух" или "воздух-воздух". Власти Украины и представители ополчения провозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) обвинили в случившемся друг друга. 21 июля 2014 года Совет Безопасности ООН потребовал провести всестороннее и независимое расследование.