11 августа 2015, 10:17

Лавров: идеи Лондона и Парижа ограничить право вето в СБ ООН не имеют перспективы

Сергей Лавров. Александр Щербак/ ТАСС
Сергей Лавров

Россия обеспокоена попытками превращения СБ ООН в инструмент нагнетания конфронтации и пропаганды и выступает против них, также заявил министр

МОСКВА, 11 августа. /ТАСС/. Идеи Великобритании и Франции об ограничении или отмене в некоторых случаях права вето в СБ ООН не имеют серьезной перспективы. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, отвечая на вопрос ТАСС.

"Что касается идей об ограничении или отмены права вето в СБ ООН, то они звучат не впервые, - заявил он. - Они не имеют серьезной перспективы. Право вето закреплено без каких-либо условий в Уставе ООН, и уважать это обязаны все, кто его ратифицировал".

Накануне постпред Великобритании при ООН Мэттью Райкрофт в интервью ТАСС высказался в поддержку предложения добровольно ограничить применение права вето, с которым в 2013 году выступил президент Франции Франсуа Олланд. Речь идет о случаях, когда требуется принятие срочных мер для пресечения массовых преступлений. Франция и Великобритания - наряду с Россией, Китаем и США - являются постоянными членами Совбеза.

"Даже если гипотетически предположить обсуждение этой идеи, возникает сразу ряд вопросов. Если полагается отказ от права вето в случае, когда речь идет о массовых преступлениях, кто будет определять критерий массовости? Массовость - это сколько: 100 человек, тысяча? Если 100, то 99 можно, а 100 нельзя?" - сказал Лавров.

Он напомнил, что подобные проблемы возникали с печально известными концепциям "гуманитарного вмешательства" и "ответственности по защите".

"Нас беспокоят активизировавшиеся попытки провоцировать конфронтацию в Совете Безопасности путем выбрасывания односторонних резолюций, будь то по Сребренице или по малайзийскому Boeing, - добавил министр. - Это уже не дипломатия, а стремление сделать СБ ООН инструментом пропаганды, если называть вещи своими именами".

Лавров также высказал мнение, что дипломатия "серьезно страдает из-за того, что наши западные коллеги все больше предпочитают дипломатии санкционные меры, считая, что так будет проще и эффективнее достигать своих геополитических целей".

Он подчеркнул, что Уставом ООН на пятерку постоянных членов Совбеза возложена серьезная ответственность. "Нужно эту ответственность осознавать и не пытаться внутри "пятерки" создавать серьезные проблемы. Мы за то, чтобы возрождать культуру диалога. Она дает реальные результаты, как это было доказано при решении проблем с иранской ядерной программой и урегулировании различных аспектов химразоружения Сирии. Нужно идти по этому пути. Он менее заметен на публику, более трудоемок, но гораздо более продуктивен и плодотворен для международных отношений, нежели попытка провоцировать скандалы", - сказал руководитель российского дипведомства.

Предложение об ограничении права вето

С предложением добровольно ограничить применение права вето выступил в 2013 году президент Франции Франсуа Олланд. Идея Парижа не предполагает внесения формальных изменений в Устав ООН - вместо этого предлагается задействовать специальную процедуру: по запросу по меньшей мере 50 стран генеральному секретарю предстоит провести оценку ситуации, вносимой на рассмотрение Совбеза. В случае, если совершенные деяния будут квалифицированы в качестве серьезных правонарушений повсеместного характера, например, геноцида или военных преступлений, будет задействовано "джентльменское соглашение", которое подразумевает добровольный отказ от применения права вето. При этом инициатива предполагает, что этот механизм не будет функционировать в случаях, когда затрагиваются национальные интересы хотя бы одного их постоянных членов СБ.

Позиция Москвы

Москва выступает против внесения каких-либо изменений в порядок использования права вето, которое позволяет постоянным членам СБ блокировать принятие резолюций, даже, если они набирают необходимое большинство голосов.

"Это право закреплено в Уставе ООН, а изменить Устав в этой части я каких-либо шансов не вижу, - сказал глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в штаб-квартире организации в сентябре прошлого года. - И не только потому, что это позиция России".

В июле Россия наложила вето на два крайне противоречивых документа СБ ООН: один из них касался 20-й годовщины бойни в Сребренице, второй - предусматривал создание трибунала по авиакатастрофе малайзийского Boeing на Украине, классифицируя этот случай в качестве "угрозы международному миру и безопасности".