15 сентября 2016, 12:12,
обновлено 15 сентября 2016, 14:33
Расследование крушения Ту-154М под Смоленском

Польские эксперты обнаружили ряд фальсификаций в отчетах о крушении под Смоленском

Обломки самолета Ту-154, упавшего в районе Смоленска, 2010 год. Максим Шеметов/ ТАСС, архив
Обломки самолета Ту-154, упавшего в районе Смоленска, 2010 год

По словам польских экспертов, из записи "черных ящиков" были вырезаны несколько секунд

ВАРШАВА, 15 сентября. /Корр. ТАСС Ирина Полина/. Новая подкомиссия, повторно расследующая причины катастрофы польского президентского авиалайнера Ту-154М под Смоленском, утверждает, что значительная часть ранее известных об этой трагедии фактов была сфальсифицирована. Об этом представители подкомиссии заявили в ходе состоявшейся в Варшаве пресс-конференции.

Соответствующие обвинения представители подкомиссии выдвинули как в адрес российского Межгосударственного авиационного комитета, так и в адрес польской Государственной комиссии по расследованию авиационных происшествий, которая ранее выясняла обстоятельства этого крушения.

"Несолидное" расследование

Министр обороны Польши Антоний Мачеревич, также принявший участие в пресс-конференции, пояснил, что причиной возобновления расследования стала "несолидность деятельности как комиссии, организованной в РФ, так и в Польше". "Многие исследователи и аналитики представили доказательства этой несолидности многократно за последние шесть лет", - утверждает Мачеревич.

"Доказательства фальсификации, лжи и ухода от правды о трагедии находились в архивах комиссии по расследованию авиационных происшествий. Полученная возможность ознакомления с ними привела к необходимости возобновить расследование", - сказал Мачеревич.

По словам министра, "эта комиссия не назовет виновных, так как это не ее задача".

"Она укажет, что привело к трагедии", - пояснил министр.

Кроме этого, Мачеревич заявил, что по его решению будут рассекречены "данные, которые необходимы для представления общественному мнению объективной картины событий, принимаемых предшественниками решений, которые могли повлиять на ход произошедшего".

"Если возникнет необходимость, будут доступны оригиналы", - сказал министр, подчеркнув, что речь идет о "десятках тысяч страниц".

Фальсификации и манипуляции

По словам главы новой подкомиссии Вацлава Берчиньского, большинство материалов, на которых опирается расследование, было получено польской стороной из России.

"Нашей задачей было выяснить, не подвергались ли они манипуляциям. Мы нашли доказательства, что некоторые данные подвергались манипуляциям", - отметил эксперт.

По его словам, имеющаяся информация свидетельствует о том, что в последние секунды полета "начали происходить странные вещи, которые старались скрыть за счет вырезания фрагментов звука" из записей "черных ящиков".

"Мы можем сказать, что значительная часть фактов в прежних отчетах (об авиакатастрофе - прим. ТАСС) была фальшивкой", - констатировал он.

Один из членов подкомиссии Казимеж Новачик пояснил, что, по их данным, "три секунды было вырезано из полькой записи и пять секунд из российской".

"Подкомиссия нашла оригинал и расшифровала эти пять секунд", - утверждает Новачик.

По его словам, в настоящее время полученные данные анализируются.

"Мы уже нашли сигнал о неисправности первого двигателя и генератора, обоих высотомеров", - указал он.

Также Новачик утверждает, что главы ВВС генерала Анджея Бласика не было в кабине пилотов, как считалось ранее. Эксперты предполагают, что он мог оказывать давление на экипаж.

"Его голос не идентифицирован ни одним из трех членов комиссий, которые хорошо его знали, и ни одной из экспертиз", - сказал представитель комиссии, заявив, что прежние выводы экспертов были неверной интерпретацией данных.

При этом Новачик не сказал, чей голос произнес на записи: "Это факт, мы должны это сделать, до конца", а позднее, на высоте 300 м над землей сказал: "Поместишься. Смелее".

Пресс-конференция

В ходе пресс-конференции подкомиссии были продемонстрированы презентации с выдержками из документов, отчетов, нормативных актов, фотографиями, аудиозаписями и видеофрагментами, где день за днем после трагедии описываются действия польской комиссии по расследованию авиапроисшествий и польских властей, которые, по мнению создателей презентации, попали под "российский диктат" и договорились, что выводы двух стран о причинах трагедии должны быть одинаковыми. Также экспертами были подготовлены материалы с картами, которые должны были продемонстрировать, что самолет начал разрушаться задолго до столкновения с березой, о которой идет речь в прошлых отчетах.

Примечательно, что на состоявшуюся пресс-конференцию не были допущены иностранные журналисты. Организаторы аргументировали свое решение тем фактом, что она проводилась на территории военного объекта - Департамента военных иностранных дел. Согласно польским нормам, для посещения такого объекта иностранными гражданами необходимо специальное разрешение от Службы военной контрразведки, которая не дала своего согласия. Кроме того, формат пресс-конференции не предусматривал возможности задать ее участникам вопросы.

Катастрофа и ее расследование

Польский президентский самолет Ту-154М 10 апреля 2010 года рухнул под Смоленском. В результате трагедии погибли все 96 человек, находившиеся на борту, в том числе президент республики Лех Качиньский. Расследование обстоятельств крушения продолжает как прокуратура Польши, так и российская сторона.

В 2011 году польская правительственная комиссия по расследованию авиационных происшествий сочла, что причиной произошедшего было "снижение (самолета) ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг". В докладе комиссии, представленном спустя 15 месяцев после трагедии, среди причин крушения упомянуты также ошибки экипажа и тот факт, что пилот проигнорировал сигналы системы раннего предупреждения столкновения с землей TAWS.

С этими выводами не согласилась партия Ярослава Качиньского "Закон и справедливость". После прихода к власти по итогам очередных парламентских выборов в октябре прошлого года ее представители начали процедуру пересмотра итогов работы экспертов, сформировав новую подкомиссию по расследованию авиационных происшествий.

Работавший в прежней комиссии и в данный момент возглавляющий Государственную комиссию по расследованию авиапроисшествий Мачей Ласек скептически относится к работе своих последователей и считает создание такой новой группы экспертов политическим шагом, попыткой доказать версию партии власти о том, что крушение было спланировано.

"Факты сами себя защитят", - сказал он, заверив, что крушение под Смоленском было расследовано со всей тщательностью.

В Польше спустя шесть лет после авиакатастрофы под Смоленском скорбят по погибшим